СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 9 классе "Конституция Российской Федерации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока обществознания по теме "Конституция Российской Федерации" с указанием деятельности учителя и учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 9 классе "Конституция Российской Федерации"»

Класс, дата, предмет: 9 класс. 15.01.2018 г. Обществознание.

Учитель: Назарова А.А.

Тема урока: «Конституция Российской Федерации»

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: беседа

Цели урока:

Образовательные:

- ознакомить учащихся   с этапами развития конституции;

- дать общую характеристику Конституции Российской Федерации;

-выяснить отличительные особенности Конституции от других нормативно-правовых актов, показать значение Конституции как документа определяющего принципы устройства общества.

Развивающие:

- развивать навыки работы с различными источниками информации;

- развивать умение анализировать , высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее, делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать сознательное уважение к основному закону государства, патриотические чувства, гордость за свою страну.

Оборудование: учебник Обществознание. 9 класс: учеб. для образоват. организаций/ под ред. Л.Н. Боголюбова.-М.:Посвещение, 2016., Конституция РФ, раздаточный материал с заданиями.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.


Приветствует учащихся, характеризует готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Несколько уроков назад мы начали изучение правовой сферы жизни общества. И уже успели познакомится с такими понятиями как «норма права», «нормативно - правовой акт», «закон». Скажите, что называют «основным законом» государства»? Как вы думаете почему именно Конституция получила такое название? Как вы думаете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Обозначение темы урока, его целей и задач.

Отвечают на вопросы учителя: Конституция. Потому что на ее основе создаются все остальные нормативно - правовые акты, она определяет общественное и государственное устройство страны, то как формируются органы власти, определяет основные права и обязанности граждан.

Определяют тему урока и записывают ее в тетрадь.

3.Актуализация знаний.

Мы говорили о том, что конституция относится к нормативно - правовым актам. Вспомните определение понятия «нормативно - правовой акт» и их виды.

Что называют конституцией, какое определение вы бы дали этому понятию? Когда и как была принята ныне действующая Конституция РФ? Из курса истории вспомните была ли эта Конституция первой для России?

Отвечают на вопросы учителя:

Нормативно - правовой акт - правовой документ, изданный в особом порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений. Виды нормативно - правовых актов - конституция (основной закон), законы, подзаконные акты.

Конституция - основной закон Российского государства, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. в ходе всенародного референдума.

Вспоминают, что до этого в РСФСР было принято 4 Конституции (1918, 1925,1937,1978 г.)

4.Изучение нового материала.

Такой документ, как Конституция существует не только в нашей стране. В настоящее время ее имеют почти все страны мира. Давайте рассмотрим этапы развития этого документа.

Задание: познакомиться с текстом учебника на с. 98. Далее учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить следующие задания:

-Какие конституции называют конституциями «первого поколения»?

-Закончите фразу: «Конституции бывают кодифицированные, или писанные, ..., или, ...».

-Исправьте ошибки в тексте (учитель предлагает обратиться к раздаточному материалу).

Давайте теперь поближе познакомимся с Конституцией нашей страны (учитель обращает внимание учащихся на тексты Конституции, лежащие на столах).

Учитель организует практическую работу учащихся (в парах) с пунктами 2 и 3 параграфа 12 (с. 98-101) и текстом Конституции РФ, знакомит с заданиями, которые учащиеся должны выполнить в ходе работы (в раздаточном материале):

1)Охарактеризуйте структуру Конституции РФ на основании названий глав и разделов Конституции РФ подтвердите положения учебника о задачах Конституции.

2)На основании информации в разделе учебника объясните, почему Конституцию принято назвать основным законом государства.

3)Найдите в учебнике положения, которые раскрывают тезис «Конституция - закон высшей юридической силы».

4)Прочитайте преамбулу Конституции РФ. Как бы вы объяснили значение понятия «преамбула»? Докажите что в основе Конституции лежит система ценностей (при затруднении обратитесь к учебнику).

5)На основании ст. 2 Конституции РФ определите высшую ценность нашего общества. Объясните, как характеризует наше государство и общество это признание.

Учитель предлагает провести физкультминутку:

  1. Круговые движения головы

  2. Наклоны вправо, влево.

  3.  Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3.  Повторить 4-5 раз.

  4.  Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

  5.  3 глубоких выдоха.

Учитель организует проверку выполнения практической работы.

Также учитель предлагает определить какие признаки отличают Конституцию от других нормативно - правовых актов и сделать запись в тетрадь.


Работают с текстом учебника на с. 98 и выполняют задания учителя:

-Конституции «первого поколения» - это первые конституции, которые стали складываться в XVII - XVIII в., в период буржуазно - демократических революций.

-Бывают неписанные или некодифицированные.

-Учащиеся указывают на следующие ошибки в тексте: «гражданство в подданство», «государство», «конституция Англии», «в конце XIX в.», «власти».

Рассматривают Конституцию РФ, знакомятся с ее текстом и выполняют задания.





















Выполняют упражнения.










Принимают участие в проверке. Отвечают на вопрос учителя, записывают в тетрадь признаки, отличающие Конституцию от других нормативно - правовых актов: 1)является актом основополагающего характера;

2)Верховенство;

3)Высшая юридическая сила;

4)Содержит нормы, имеющие прямое действие;

5)Особый порядок принятия и изменения;

6)Стабильность;

7)Особая защита со стороны государства.

5. Закрепление нового материала.

Учитель предлагает обратиться к раздаточному материалу и выполнить тестовые задания. После решения учитель организует проверку в парах.

Решают тестовые задания, проверяют соседа по парте.

6.Домашнее задание

Задает домашнее задание, поясняет, как следует его выполнять: параграф 12 читать, устно ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» и письменно выполнить задания «В классе и дома».

Записывают домашнее задание

7.Рефлексия. Подведение итогов урока.

Предлагает учащимся продолжить фразы: «Сегодня на уроке я узнал...», «Я считаю, что эта тема...», «Гражданину РФ важно знать основные положения Конституции РФ, потому что ...», « Я считаю, что на уроке я работал. ..».

Выставляет оценки за урок. Благодарит учащихся за работу на уроке.


Продолжают предложенные фразы.


Список использованной литературы


1. Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 кл./П.А. Баранов. ИЗД. перераб. и доп. - Москва: АСТ: Астрель, 2016.

2.Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ (Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016.

3. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ (Л.Н. Боголюбов, Е.И. Жильцова, А.Т. Кинкулькин и др.); Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2014.

4.Смоленский М.Б. Конституция РФ: постатейный комментарий для школьников/ М.Б. Смоленский. - М., 2005.

















Приложение

Задания к уроку обществознания в 9 классе по теме «Конституция Российской Федерации».

Задание 1. Исправьте ошибки в тексте.

Первые конституции появились в ходе ликвидации абсолютных монархий. Они утверждали юридическое равенство людей, подчиняли власть закону, преобразовывали гражданство в подданство. Единственным источником власти признавалось государство. Первой кодифицированной конституцией была конституция Англии. Новейшие конституции принимаются в конце XIX века. Они утверждают принципы верховенства власти и правового государства.

Задание 2. (Работа с текстом Конституции РФ и учебника на с.98-101)

2.1.Охарактеризуйте структуру Конституции РФ на основании названий глав и разделов Конституции РФ подтвердите положения учебника о задачах Конституции.

2.2.На основании информации в разделе учебника объясните, почему Конституцию принято назвать основным законом государства.

2.3.Найдите в учебнике положения, которые раскрывают тезис «Конституция - закон высшей юридической силы».

2.4.Прочитайте преамбулу Конституции РФ. Как бы вы объяснили значение понятия «преамбула»? Докажите что в основе Конституции лежит система ценностей (при затруднении обратитесь к учебнику).

2.5.На основании ст. 2 Конституции РФ определите высшую ценность нашего общества. Объясните, как характеризует наше государство и общество это признание.

Задание 3. Тест по теме «Конституция РФ»

1. Когда в нашей стране впервые была принята Конституция?

а) в 1977 г.; б) в 1918 г.; в) в 1936 г.

2. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

а) 12 июня 1993 г.; б) 12 декабря 1993 г.; в) 12 декабря 1995 г.

3. Конституция – это:

а) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;

б) юридический акт, содержащий все законы страны;

в) текст законов.

4. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?

а) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство;

б) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны;

в) все законы страны ориентируются на содержание Конституции.

5. Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:

а) экономическая сфера;

б) государство;

в) человек, его права и свободы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!