Класс, дата, предмет: 9 класс. 15.01.2018 г. Обществознание.
Учитель: Назарова А.А.
Тема урока: «Конституция Российской Федерации»
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: беседа
Цели урока:
Образовательные:
- ознакомить учащихся с этапами развития конституции;
- дать общую характеристику Конституции Российской Федерации;
-выяснить отличительные особенности Конституции от других нормативно-правовых актов, показать значение Конституции как документа определяющего принципы устройства общества.
Развивающие:
- развивать навыки работы с различными источниками информации;
- развивать умение анализировать , высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать сознательное уважение к основному закону государства, патриотические чувства, гордость за свою страну.
Оборудование: учебник Обществознание. 9 класс: учеб. для образоват. организаций/ под ред. Л.Н. Боголюбова.-М.:Посвещение, 2016., Конституция РФ, раздаточный материал с заданиями.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный этап. | Приветствует учащихся, характеризует готовность к уроку. | Приветствуют учителя. |
2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | Несколько уроков назад мы начали изучение правовой сферы жизни общества. И уже успели познакомится с такими понятиями как «норма права», «нормативно - правовой акт», «закон». Скажите, что называют «основным законом» государства»? Как вы думаете почему именно Конституция получила такое название? Как вы думаете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Обозначение темы урока, его целей и задач. | Отвечают на вопросы учителя: Конституция. Потому что на ее основе создаются все остальные нормативно - правовые акты, она определяет общественное и государственное устройство страны, то как формируются органы власти, определяет основные права и обязанности граждан. Определяют тему урока и записывают ее в тетрадь. |
3.Актуализация знаний. | Мы говорили о том, что конституция относится к нормативно - правовым актам. Вспомните определение понятия «нормативно - правовой акт» и их виды. Что называют конституцией, какое определение вы бы дали этому понятию? Когда и как была принята ныне действующая Конституция РФ? Из курса истории вспомните была ли эта Конституция первой для России? | Отвечают на вопросы учителя: Нормативно - правовой акт - правовой документ, изданный в особом порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений. Виды нормативно - правовых актов - конституция (основной закон), законы, подзаконные акты. Конституция - основной закон Российского государства, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. в ходе всенародного референдума. Вспоминают, что до этого в РСФСР было принято 4 Конституции (1918, 1925,1937,1978 г.) |
4.Изучение нового материала. | Такой документ, как Конституция существует не только в нашей стране. В настоящее время ее имеют почти все страны мира. Давайте рассмотрим этапы развития этого документа. Задание: познакомиться с текстом учебника на с. 98. Далее учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить следующие задания: -Какие конституции называют конституциями «первого поколения»? -Закончите фразу: «Конституции бывают кодифицированные, или писанные, ..., или, ...». -Исправьте ошибки в тексте (учитель предлагает обратиться к раздаточному материалу). Давайте теперь поближе познакомимся с Конституцией нашей страны (учитель обращает внимание учащихся на тексты Конституции, лежащие на столах). Учитель организует практическую работу учащихся (в парах) с пунктами 2 и 3 параграфа 12 (с. 98-101) и текстом Конституции РФ, знакомит с заданиями, которые учащиеся должны выполнить в ходе работы (в раздаточном материале): 1)Охарактеризуйте структуру Конституции РФ на основании названий глав и разделов Конституции РФ подтвердите положения учебника о задачах Конституции. 2)На основании информации в разделе учебника объясните, почему Конституцию принято назвать основным законом государства. 3)Найдите в учебнике положения, которые раскрывают тезис «Конституция - закон высшей юридической силы». 4)Прочитайте преамбулу Конституции РФ. Как бы вы объяснили значение понятия «преамбула»? Докажите что в основе Конституции лежит система ценностей (при затруднении обратитесь к учебнику). 5)На основании ст. 2 Конституции РФ определите высшую ценность нашего общества. Объясните, как характеризует наше государство и общество это признание. Учитель предлагает провести физкультминутку: Круговые движения головы Наклоны вправо, влево. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. 3 глубоких выдоха. Учитель организует проверку выполнения практической работы. Также учитель предлагает определить какие признаки отличают Конституцию от других нормативно - правовых актов и сделать запись в тетрадь. | Работают с текстом учебника на с. 98 и выполняют задания учителя: -Конституции «первого поколения» - это первые конституции, которые стали складываться в XVII - XVIII в., в период буржуазно - демократических революций. -Бывают неписанные или некодифицированные. -Учащиеся указывают на следующие ошибки в тексте: «гражданство в подданство», «государство», «конституция Англии», «в конце XIX в.», «власти». Рассматривают Конституцию РФ, знакомятся с ее текстом и выполняют задания. Выполняют упражнения. Принимают участие в проверке. Отвечают на вопрос учителя, записывают в тетрадь признаки, отличающие Конституцию от других нормативно - правовых актов: 1)является актом основополагающего характера; 2)Верховенство; 3)Высшая юридическая сила; 4)Содержит нормы, имеющие прямое действие; 5)Особый порядок принятия и изменения; 6)Стабильность; 7)Особая защита со стороны государства. |
5. Закрепление нового материала. | Учитель предлагает обратиться к раздаточному материалу и выполнить тестовые задания. После решения учитель организует проверку в парах. | Решают тестовые задания, проверяют соседа по парте. |
6.Домашнее задание | Задает домашнее задание, поясняет, как следует его выполнять: параграф 12 читать, устно ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» и письменно выполнить задания «В классе и дома». | Записывают домашнее задание |
7.Рефлексия. Подведение итогов урока. | Предлагает учащимся продолжить фразы: «Сегодня на уроке я узнал...», «Я считаю, что эта тема...», «Гражданину РФ важно знать основные положения Конституции РФ, потому что ...», « Я считаю, что на уроке я работал. ..». Выставляет оценки за урок. Благодарит учащихся за работу на уроке. | Продолжают предложенные фразы. |
Список использованной литературы
1. Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 кл./П.А. Баранов. ИЗД. перераб. и доп. - Москва: АСТ: Астрель, 2016.
2.Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ (Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
3. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ (Л.Н. Боголюбов, Е.И. Жильцова, А.Т. Кинкулькин и др.); Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2014.
4.Смоленский М.Б. Конституция РФ: постатейный комментарий для школьников/ М.Б. Смоленский. - М., 2005.
Приложение
Задания к уроку обществознания в 9 классе по теме «Конституция Российской Федерации».
Задание 1. Исправьте ошибки в тексте.
Первые конституции появились в ходе ликвидации абсолютных монархий. Они утверждали юридическое равенство людей, подчиняли власть закону, преобразовывали гражданство в подданство. Единственным источником власти признавалось государство. Первой кодифицированной конституцией была конституция Англии. Новейшие конституции принимаются в конце XIX века. Они утверждают принципы верховенства власти и правового государства.
Задание 2. (Работа с текстом Конституции РФ и учебника на с.98-101)
2.1.Охарактеризуйте структуру Конституции РФ на основании названий глав и разделов Конституции РФ подтвердите положения учебника о задачах Конституции.
2.2.На основании информации в разделе учебника объясните, почему Конституцию принято назвать основным законом государства.
2.3.Найдите в учебнике положения, которые раскрывают тезис «Конституция - закон высшей юридической силы».
2.4.Прочитайте преамбулу Конституции РФ. Как бы вы объяснили значение понятия «преамбула»? Докажите что в основе Конституции лежит система ценностей (при затруднении обратитесь к учебнику).
2.5.На основании ст. 2 Конституции РФ определите высшую ценность нашего общества. Объясните, как характеризует наше государство и общество это признание.
Задание 3. Тест по теме «Конституция РФ»
1. Когда в нашей стране впервые была принята Конституция?
а) в 1977 г.; б) в 1918 г.; в) в 1936 г.
2. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
а) 12 июня 1993 г.; б) 12 декабря 1993 г.; в) 12 декабря 1995 г.
3. Конституция – это:
а) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;
б) юридический акт, содержащий все законы страны;
в) текст законов.
4. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?
а) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство;
б) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны;
в) все законы страны ориентируются на содержание Конституции.
5. Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера;
б) государство;
в) человек, его права и свободы.