Тема урока | «Труд и творчество» |
Цель | Осознание сущности и связи труда и процесса творчества через создание композиции из цветов. |
Задачи | Образовательные: -сравнивать трудовую деятельность человека с трудом животных; - охарактеризовать труд мастера и труд ремесленника; -объяснять причины появления творчества у людей | Развивающие: - продолжить развитие умений и навыков работы с обществоведческими понятиями; - продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией; продолжить развитие творческих навыков работы. | Воспитательные: - способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности; - продолжить формирование добросовестного отношения к труду. |
Методы и формы организации учебной деятельности | Интегрированный (обществознание + технология) |
Тип урока | открытия новых знаний |
Планируемые результаты | Личностные | Метапредметные | Предметные |
- Формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества | (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - вырабатывать умение работать с учебной информацией; - определять цель, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; - быть готовыми к сотрудничеству с соучениками; - вырабатывать стратегию смыслового чтения и работы с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных предложений. | - выявлять характерные черты трудовой деятельности человека; - объяснять смысл понятий мастер и ремесленник, связь слов творчество, творец, творение; - систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы. |
Основные понятия | Ремесленник, мастер, творчество |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Организацион-ный момент | Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу. | Приветствуют учителя. | | | |
2. Актуализация знаний | Выполнение теста. | Самостоятельное выполнение заданий | Работа с вариантами | Объяснять смысл понятий, выявлять их существенные черты | - формирование познавательного интереса, мотивации к обучению. -правильно решать поставленные вопросы; - умение формулировать и высказывать свою точку зрения; |
3. Введение темы урока, постановка цели и задач, проблемы урока | Ремесло – это изготовление изделий руками. Ремесленник – это человек, который занимается ремеслом. Чем труд ремесленника отличается от труда обычного человека? Как Вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке. - Эпиграфом к уроку я выбрала слова М. Горького: "Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества". | В ходе решения задачи обучающиеся определяют тему. руками Просмотр видео «Галилео. Скань». уникальный, неповторимый, творческий Записывают тему урока. Предлагают постановку цели урока и предполагают, что для ответа на вопрос необходимо изучить особенности труда ремесленника и мастера | Предполагают тему урока. | Уметь сформулировать и принять учебную задачу. Формирование представления о том, что ремесленник создавал необходимые для жизни человека предметы | - поиск существенной информации. - высказывать собственное мнение; слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания - определять свою позицию и понимать позицию другого человека. - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - умение формулировать и высказывать свою точку зрения; |
3.Совместное «открытие» новых знаний. | Учитель проводит параллель с ранее изученным материалом и предлагает сравнить труд человека и труд животных заполняя таблицу в тетради. | Учащиеся самостоятельно определяют разницу в труде человека и животных. Учащиеся заполняют таблицу | Рассмотрите слайды. Пользуясь представленными слайдами и текстом учебника на с. 81-82 учебника ответьте на следующие вопросы: - можно ли сделать вывод о том, что животные тоже трудятся? - что лежит в основе деятельности животного? - что лежит в основе деятельности человека? -в чем отличия от деятельности человека и животного - впишите в таблицу основные принципы труда человека и животного | Выявлять по тексту особенности труда человека и животных | уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; - уметь обобщать полученную информацию, делать вывод. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу) |
| Учитель озвучивает новые проблемные задания
| Учащиеся высказывают свои предположения. Делают вывод, что помогло герою преодолеть трудности | Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с.82-83 учебника. Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы: - Какие трудности пришлось преодолеть Циолковскому в детстве - Как вы думаете, что помогло ему их преодолеть - Почему его вклад в науку считается столь значимым | | -уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
| Учитель подводит учащихся к выводу, что труд мастера является более творческим.
| Учащиеся предлагают варианты ответа. Делают вывод об отличии и заполняют таблицу в тетрадях. | На уроках по курсу «Окружающий мир» вы знакомились с понятиями ремесленник и мастер. Работа по стр. 83 и заполнение таблицы Вывод: труд мастера является более творческим. | Знать главное отличие понятия ремесленник и мастер, объяснять отличия. Разбираться в особенностях труда ремесленника и мастера. | -уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; - уметь обобщать полученную информацию, делать вывод; |
4. Практическая часть | Учитель озвучивает новые проблемные задания | Учащиеся предлагают варианты ответа. Выписывают в тетрадь понятие «творчество» | Перед вами слова: фантазия, шаблон, воображение, выдумка. Какое слово лишнее в перечне и почему? Выдумка, фантазия, воображение неотделимы от творчества. - Так что же такое творчество? (ответы детей). Найдите это определение в учебнике (с.83), прочитайте и выпишите в тетрадь. Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. — Какие виды творчества вы знаете? - Занимаетесь ли вы каким-то творчеством? Китайский мудрец Конфуций говорил: «Расскажи мне, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Сейчас мы будем заниматься творчеством, т.е. создавать что-то новое, необычное, неповторимое | Применять полученные знания на практике. | |
5.Проверка и контроль знаний | Учитель предлагает закрепить пройденный материал и выполнить задание | Выполняют задание, вставляя пропущенные слова | Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим. Заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов больше, чем вам потребуется. (1)____ - деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов. (2)____ ремесленника обычно ручной, без использования сложных машин и механизмов (таким был труд Левши, подковавшего блоху без всяких приспособлений). Предметы, сделанные (3)___, отличаются высочайшим (4)___ , индивидуальностью, красотой. Среди этих изделий встречаются такие, которые могут поразить человека своим неповторимым образом, подчас неуловимыми чертами отличающими руку (5)___ от руки пусть талантливого, но ремесленника. А. ремесленник Б. ремесло В. талант Г. мастер Д. красота Е. качество Ж. работник З. труд И. творец | Применять основные обществоведческие термины и понятия; | |