Число: 30. 10. 2018 г. Группа: 53 ТПОП
Тема: «Сферы жизни общества».
Цели:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: учебник Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. - М.: Академия, 2014., презентация, рабочие тетради, телевизор, ноутбук, презентация.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок – практикум.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. (слайд 1)
Сообщение целей, задач, плана урока.
Сегодня на уроке мы сформулируем определение термина «общество», определим структуру общества и основные сферы жизнедеятельности общества.
Основные определения и схему вы будете фиксировать в рабочих тетрадях, которые лежат у вас на столе.
3. Основная часть.
Итак, все мы живем в обществе. (слайд 2) Дайте определение понятию «общество» с вашей точки зрения. (Ответы студентов)
А теперь обратите внимание на экран (слайд 2), какое определение понятию «общество» дается с мотивационной точки зрения.
Общество – это совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их отношения, регулируемые общеобязательными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охраняемые организованной властью.
Пользуясь подсказкой на экране, определите и подпишите термин «общество» к соответствующему определению в ваших тетрадях на странице два.
Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни. (слайд 3)
Что же такое сфера общества? (ответы студентов)
Молодцы, а теперь обратите внимание на экран (слайд 3). Данный термин имеет строго определение:
Сфера общества – это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.
Запишите в своих тетрадях данный термин к соответствующему определению.
В науке выделяют несколько сфер жизни общества. Сколько? Как они называются? (ответы студентов)
Молодцы. Действительно, сфер 4. (слайд 4)

В ваших тетрадях есть соответствующая схема. Давайте ее заполним. В пустых ячейках необходимо записывать названия сфер жизни общества.
По мере того как мы будем рассматривать сферы, будет заполняться схема.
Итак, первая сфера. Смотрим на экран. Ваша задача определить к какой именно сфере относится это видео. Внимание на экран (слайд 5 отрывок из фильма «Операция «Ы» или другие приключения Шурика»).
(слайд 6) А теперь я читаю определение, а вы записываете термин к соответствующему определению в вашей тетради.
Экономическая сфера – это область жизни общества, включающая в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности.
Некоторым из вас были даны опережающее задание, подготовить сообщение. Раскроет суть экономической сферы Беспалая Екатерина. (слайд 7) Прошу к доске (выступление студента). Слушаем внимательно, так как в конце урока эти сведения пригодятся.
Следующая сфера (слайд 8 отрывок из фильма «Кавказская пленница»).
(слайд 9) Социальная сфера – это область жизни общества, включающая в себя разнообразные взаимоотношения между различными группами общества.
Подробнее об этой сфере нам расскажет Чебыкина Елена. (слайд 10)
Молодец. Переходим к следующей сфере (слайд 11 отрывок из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»).
(слайд 12) Политическая сфера – это область жизни общества, связанная с понятием власть. Составляющий элемент власти – способность одних групп людей и их представителей влиять на другие группы. При этом возможность влияния опирается на обычай или закон.
О политической сфере нам расскажет Давыденко Милена. (слайд 13) Молодец.
И последняя, но не менее значимая сфера жизни общества (слайд 14 отрывок из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»).
(слайд 15) Духовная сфера – это область жизни общества, включающая в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей.
О духовной сфере нам расскажет Щербакова Анастасия. (слайд 16)
Вы внимательно слушали выступления, активно работали. И теперь закрепим полученные знания (слайд 17).
Тест.
1. Производство материальных благ относится к
1.духовнойсфере
2.политической сфере.
3.экономической сфере.
4.социальной сфере.
2. Распредели по сферам: (слайд 18)
1. нации А. духовная сфера
2. президент Б. экономическая сфера
3. религия В. политическая сфера
4. книги Г. социальная сфера
5. фабричное производство
3. Выпиши лишнее слово в этом логическом ряду: (слайд 19)
Православие, христианство, католицизм, мусульманство, наука, иудаизм, индуизм.
4. К экономической сфере не относится: (слайд 20)
Банковская карта, кредит, деньги, трудовое законодательство, производство сельскохозяйственной техники, торговля.
5. Верны ли следующие суждения об обществе? (слайд 21)
А. Общество является частью природы.
Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Теперь обменяйтесь тетрадями. Проверим тест (слайд 22)
За каждый правильный ответ ставим один балл. Количество баллов служит показателем оценки. Внизу под тестом есть специальное окошечко, в него ставьте соответствующую оценку.
Возвращаем тетради хозяевам. Поднимите руку, кто получил оценку «отлично»? «хорошо»? «удовлетворительно»? есть ли такие студенты, которые получили оценку «неудовлетворительно»?
4.Подведение итогов.
Ребята, вы уже знает, что такое «синквейн». (слайд 23)
Это стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк. Правила составления показаны на экране. Давайте попробуем написать свой синквейн, посвященный теме сегодняшнего урока.
5. Выставление оценок.
Студенты, которые готовили сообщения получают оценку отлично. Результаты теста я к следующему уроку перенесу в журнал.
6.Домашнее задание: (слайд 24)
Творческое домашнее задание. В рабочих тетрадях написать мини сочинение – рассуждение на тему «Какая из сфер жизни общества играет решающую роль в моей жизни». План сочинения прилагается.
7. Рефлексия. (слайд 25)
А теперь оцените насколько урок был вам полезен. На последней страничке вашей тетради три смайла с комментариями. Поставьте галочку возле того, который наиболее вам подходит.

4