СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию Познание и знание (10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по обществознанию в 10 классе с использованием кейс технологий. Работа с текстами (кейсами) позволяет учащимся более детально познакомиться с проблемой познаваемости мира.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию Познание и знание (10 класс)»

Тема урока

Познание и знание

Цели урока

  1. Изучение проблемы познаваемости мира, форм познания и формирование у учащихся собственных взглядов на познаваемость мира

  2. Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции.

  3. Воспитывать познавательный и научный интерес к науке

Оборудование


Человек и общество: Учебник для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2014.

  • Кейсы

  • Компьютер и медиапроектор.

  • Презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

слайд №1

Притча

У крестьянина перестал работать трактор. Все попытки крестьянина и его соседей починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартер, поднял капот, и всё тщательно проверил. Затем взял молоток, прицелился, один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен.
Когда мастер подал крестьянину счёт, тот, удивленно взглянув на него, возмутился:
– Как, ты хочешь сто монет только за один удар молотком!
– Дорогой друг, – ответил мастер, – за удар молотком я запросил только одну монету, а остальные девяносто девять монет я беру с тебя за мои знания, благодаря которым я исправил поломку, сделав всего лишь один удар по нужному месту.

О чем сегодня пойдет речь на уроке?





Эпиграф к уроку

Слайд №2

О сколько нам открытий чудных.

Готовят просвещенья дух.

И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

А.С.Пушкин

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Что хотел сказать великий русский поэт



Вы учитесь уже 10 год и вам не нужно объяснять, что означает слово «знания».




Знать, ведать, разуметь – значит владеть информацией


Заполните кластер

Кластер









Тема урока

Познание и знание

План урока:

  1. Познаваем ли мир

  2. Познание и его формы

  3. Истина и ее критерии

  4. Особенности научного познания

  5. Социальные и гуманитарные знания

  6. Многообразие человеческого знания

Запись темы и плана урока слайд № 3

Интеллектуальная задача


Конфуций утверждал:

«Три пути ведут к знанию:

Путь размышления – это путь самый благородный,

Путь подражания - это путь самый легкий,

Путь опыта – это путь самый горький»


Разгадать закрытые окна

Слайд №4

(в течение урока)

Познаваем ли мир

Работа с текстами кейсов

(Материал для учителя)

Пессимисты, оптимисты и скептики


1. Агностицизм – непознаваемый, отрицание возможности познания. Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки их явлений Сущность же самих вещей, скрытую за внешними проявлениями, человек постичь не способен.

И. Кант

Мир познать невозможно

Конвенциализм - знание это результат соглашения ученых (эти знания не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов

Гносеологический подход – признаёт сложность познания, не отрицая его


Различные способы познавательной деятельности

  1. Эмпиризм

(Ф. Бэкон)

Решающую роль играют опыт, эксперимент

  1. Рационализм

(Р. Декарт)

Решающую роль играют мыслительные операции

  1. Сенсуализм (Д.Локк)

Решающую роль играют ощущения и восприятия


Вывод по слайду № 5-6

  1. Какую проблему поднимают авторы?

  2. Как они обосновывают свою точку зрения?

  3. Какие способы познания мира предлогают философы?

  4. На чем основаны их выводы


Приложение 1

кейсы

Релаксация

Игра «Узнай меня»


Как мы познаем мир?

Звучит музыка




Подвести учащихся к пониманию познаваемости мира через чувственное и рациональное познание

Слайд №7


Выносится мешочек с предметами (теннисный мяч, лимон, яблоко, пластиковый мячик и т.д.)

Учащемуся завязывают глаза и просят определить предметы.


Беседа

Как мы познаем окружающий мир?

Слайд №6


Запись в тетради

Чувственное познание

  1. Ощущение – это отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов

  2. Восприятие – это целостное отражение предметов в многообразии их свойств

  3. Представление - это отражения предме­тов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Рациональное познание

  1. Понятие - это мысль, в которой фиксируется общие и существенные признаки вещей

  2. Суждения – это мысль, утверждающая или отрицающая нечто в объектах познания

  3. Умозаключение – рассуждение, в ходе которых логически выводится новое суждение

Выводы учащихся


Истина и ее критерии

Слайд №8

Истина – это знание, соответствующее предмету познания, действительности

  1. Относительная истина – ограниченное верное знание о чем – либо.

  2. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. 2+2 = 4

Работа с учебником стр. 59 абз.4 найти критерии истины

Критерии истины:

1. знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов;

2. признание истинным того, что полезно для человека;

3. практика.

Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью.

заблуждение это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

ложь —это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман



Особенности научного познания

Слайд №9



Работа с терминами

Краткая запись в тетради

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на  получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Уровни научного познания
  1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений.

  2. Теоретический – это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать.

Игра «Собери термины»

( напечатаны методы познания)

Один ученик собирает методы теоретические познания, а другой эмпирического

Выводы учащихся

Рефлексия

Работа с заданием

Слайд №10





Вывод

Ответы учащихся

Конфуций утверждал:

«Три пути ведут к знанию:

размышления – это путь самый благородный,

подражания - это путь самый легкий,

опыта – это путь самый горький»


Подведение итогов

д\з параграф 6, работа с документом










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!