1 Организационный момент | 2 мин | | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу. Подготовка учащихся к данному уроку и настрой на урок. | Словес ный | гр | - Здравствуйте, ребята. Какой сегодня день недели, какой месяц, какое время года, какая погода? - Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать на машине времени под названием «История». - Что такое история? | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. - наука о прошлом, история изучает, как жили различные народы, какие события происходили. |
3 Самоопределение к деятельности | 3 мин | | Нахождение ответов на поставленные вопросы | Словесный | | Учитель читает отрывок из стихотворения Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут... Уланы с пёстрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжалв, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля траслась - как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой... Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять... Вот затрещали барабаны - И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы! - Отрывок из какого стихотворения я прочитала? - Кто автор этого стихотворения? - О каком сражении идёт речь? - В каком году состоялось это событие? - Кто с кем воевал? - Как называется война с участием наших войск в защиту нашей страны, нашего Отечества? | Учащиеся слушают стихотворение и готовятся отвечать на вопросы учителя. Учащиеся ранее изучали стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» на уроке «Литературное чтение». - Бородино. - Михаил Юрьевич Лермонтов. - Бородинское сражение. - 1812 год. - Наш народ с французами. - Отечественная. |
4 Подготов ка к восприятию нового материала | 5 мин | Формирование учебно-познавательных компетенций: проверка умений самостоятельно конструировать свои знания; | Осуществление личносто-ориентированного подхода к обучению через целеполагание | Словесн. Практ. | Ф И | Формулирование темы урока и целей урока. - Изучение этого события будет главной задачей на уроке. (Слайд 1.) - Сегодня на уроке у нас новые имена и новые исторические личности. Вступительная беседа. – Как вы понимаете выражение «наполеоновские планы», которое можете часто слышать от взрослых? – Кто такой Наполеон? (Слайд 2.) – Что вы знаете об Отечественной войне русского народа 1812 года? Работа с картой в учебнике (с. 128). – В начале XIX века полумиллионная армия Наполеона завоевала почти всю Европу. Посмотрите, какие страны уже завоёваны? (Слайд 3.) Учитель показывает на слайде завоёванные границы. - Наполеон Бонапарт заявил: «Я буду господином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её». Наполеон провозгласил себя императором, и началась эпоха войн. | Самостоятельное целеполагание Учащиеся формулируют тему урока и цели урока: «Отечественная война 1812 года» - получить новые знания о событии этого времени, о легендарных личностях; - развивать умения наблюдать и сравнивать, а также умение работать с исторической картой. -Грандиозные планы, часто невыполнимые. Выслушиваются ответы. Предполагаемые ответы. Учащиеся работают по учебнику (историческая карта) под руководством учителя. |
6 Продолжение работы по теме урока | 17 мин | Формирование информацион-ных компетенций: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать; | Проверка понимания прочитанного, умение выделять главное задание на сравнение и анализ полученной информации, активизация мыслительной деятельности | Словесн. практ | Ф Ф И | Объяснительное чтение с пояснениями и добавлениями. а) – Когда началась Отечественная война? (Слайд 4.) – Почему эта война называлась Отечественной? – Как складывались события в начале войны? (Слайд 5.) – Кто принял командование войсками? Демонстрируется портрет М. И. Кутузова. (Слайды 6–7.) Михаил Илларионович Кутузов (1745–1813), светлейший князь Смоленский (1812), русский полководец, генерал-фельдмаршал (1812). Происходил из старинного дворянского рода. Его отец И. М. Голенищев-Кутузов дослу-жился до чина генерал-поручика и звания сенатора. Получив прекрасное домашнее воспита-ние, 12-летний Михаил после сдачи экзамена в 1759 был зачислен капралом в Соединен-ную Артиллерийскую и Инже-нерную дворянскую школу; 1761 получил первый офицер-ский чин, а в 1762 в чине капи-тана был назначен командиром роты Астраханского пехотного полка, во главе которого стоял полковник А. В. Суворов. б) – Какое значение для России имело Бородинское сражение? (Слайды 8–9.) – Какое знакомое вам произведение было написано в честь Бородинского сражения? – Солдаты верили в Кутузова, ученика Суворова. С ликованием приняли они известие о назначении Кутузова главнокомандующим. «Приехал Кутузов бить французов!» – так говорили они. в) – Какое непростое решение принял Кутузов на совете в Филях? (Слайд 10.) – Почему он решил оставить Москву? – Какое событие произошло после того, как Наполеон занял Москву? (Слайд 11.) – Послушайте отрывок из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (мы уже на уроках литературного чтения учили наизусть отрывок из этого произведения). Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоённый, Москвы коленопреклонённой С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою Не праздник, не приёмный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. Отселе в думу погружён, Глядел на грозный пламень он. – Что такое ополчение? – Какое значение имело народное ополчение? (Слайд 12.) – По какой дороге отступала армия Наполеона? (Слайды 13–14.) – Почему Кутузов принял такое решение? – Почему М. Кутузов считал, что силы французской армии будут слабеть по мере их продвижения в глубь России, а силы русских возрастать? – Какое значение имела победа русского народа в Отечественной войне? (Слайды 15–18.) – Чем закончилась военная кампания Наполеона? – Что случилось с самим Наполеоном? - Наполеон обладал феноменальной памятью и работоспособностью, острым умом, военным и государственным гением, даром дипломата, артиста, обаянием, позволявшим ему легко располагать к себе людей. Этот человек в неизменном сером сюртуке и треуголке занял прочное место в истории, дав свое имя целой эпохе. – Несомненно, имя Кутузова вписано золотыми буквами в книгу истории России. Этот человек был спасителем России. Потомки будут всегда помнить об этом человеке. В канун наполеоновского нашествия вырос на Невском проспекте в Петербурге Казанский собор. Построенный по проекту зодчего Андрея Никифоровича Воронихина, собор стал памятником Отечественной войне 1812 года. Отсюда, из собора, после церковной службы отправился в действующую армию М. И. Кутузов. Здесь же в 1813 году был погребен его прах (прах – останки умершего человека). (Слайды 19–20.) Изгнав неприятеля с территории страны, русские войска во главе с Кутузовым продолжили его преследование. Весной 1813 года стояла сырая ветреная погода. Михаил Илларионович простудился и тяжело заболел. Утром 28 апреля 1813 года в городе Бунцлау (ныне польский город Болеславец) главнокоманду-ющий скончался. Тело его повезли домой, в Россию. На всем пути траурную процессию встречало множество людей и молча прощалось с полководцем. При въезде в Петербург жители города в знак признания заслуг Кутузова выпрягли коней из траурной повозки и сами повезли ее через весь город к Казанскому собору. Здесь он и был похоронен. Перед собором благодарные потомки установили памятник полководцу. В XX веке был утверждён «Орден Кутузова». Он бывает трёх степеней. Им награждаются только старшие офицеры за выдающиеся победы в войне. | Самостоятельно или вслух читают текст, затем отвечают на вопросы, рассуждает, учитель комментирует, добавляет: а) с. 128–129. - М. И. Кутузов, тогда ему было уже 67 лет. б) С. 106–107 (до слов «...почти 500 лет назад»). - Во время Бородинского сражения обе стороны понесли большие потери: французы – более 50 тысяч человек, русские – свыше 40 тысяч человек. Наполеон позже признавался «Самое страшное из моих сражений то, которое я дал под Москвой». - М. Ю. Лермонтов «Бородино». Учащиеся читают отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино». в) С. 129–131. - Кутузов говорил: «С потерей Москвы не потеряна Россия». - Пожар. - Воинские формирования, состоящее из граждан. - Громили французские обозы, нападали на вражеские отряды. - По разоренной старой Смоленской дороге. - Искал удобную позицию для битвы. - Вызвало подъём освободительного движения в Европе. - Разгромом французской армии, первым поражением Наполеона. - Последние годы жизни провел на острове Святой Елены пленником англичан. |
7 Рефлексия | 3 мин | - развитие коммуникатив-ных способнос-тей обучающих-ся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах | Проверка усвое-ния изученного материала осу-ществляется по тетради. После выполнения зада-ния проводится взаимопроверка: отвечают на воп-росы, проверяют себя в парах. | Кон троль и само кон троль | И Г | - Теперь, ребята, мы продолжим работу с нашей лентой времени. - Отметьте событие, о котором мы сегодня на ленте времени. - Поменяйтесь тетрадями с партнёрами по плечу, проверим, как вы справились. - Какой год указали на ленте? - Какое событие произошло в это время? - Имена каких легендарных личностей вы узнали? - Чем закончилась эта война? - Почему она называется Бородинской битвой? | Учащиеся выполняют задания в тетрадях на ленте времени. - 1812 год. - Отечественная война. - Кутузов, Наполеон. |
8 Подведение итогов | 3 мин | Контролиро вать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения; | Подведение итогов урока, словесная оценка деятельности, рефлексия | Метод самокон-троля | Ф | Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. – Чем для вас был интересен сегодняшний урок? - Какие чувства возникли у вас? - Почему необходимо знать историю Отечества? Словесная оценка детей (рефлексия) Организовать самоконтроль. | - Чувство гордости за то, что в России жили такие героические люди. Оценка проделанной работы (самооценка и взаимооценка). Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Мне захотелось… |