МОУ «Ковернинская средняя школа№2»
Разработка урока окружающего мира
в 4 «Б» классе
Выполнила учитель начальных классов
МОУ «Ковернинская средняя школа №2»
Сироткина Елена Николаевна
Тема: Наш Ковернинский край в годы Великой Отечтвенной войны.
Цели: сформировать представления о жизни Ковернинского района в годы Великой Отечественной войны; продолжать учить получать историческую информацию из разных источников; формировать умения работать с историческими источниками; расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся; развивать мышление, умение сравнивать и делать выводы, речь учащихся; воспитывать чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания и благодарности старшему поколению за героизм и самоотверженность в годы ВОв; историческую память у учащихся на основе уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины; создавать условия для сотрудничества и взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
Планируемые результаты:
личностные: осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, родному краю, к их культуре, истории; положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
предметные: научиться систематизировать знания, обобщать, анализировать и делать выводы, работать с текстом, с историческими источниками; понимать, что такое Родина, родной край, малая родина; готовить небольшие сообщения об исторических событиях; соотносить исторические события с датами, конкретную дату — с веком;
метапредметные:
познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, находить нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и дополнительный материал;
регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, контролировать результаты деятельности, находить ошибки и способы их устранения;
коммуникативные УУД: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, вырезки из газет «Вперед к коммунизму» 1941-1945 гг. («Ковернинские новоси»), запись песен «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача), «День Победы» (музыка Д.Тухманова, слова В. Харитонова), запись выступления Молотова о начале войны, плакат «Родина - мать зовет!».
Ход урока.
Театрализованное начало урока.
Сцена 1.
Звучит современная музыка. На сцене появляются трое учащихся с фонариками.
Девочка1:
- Ты куда нас привел? Здесь какая-то разруха?
Мальчик: Да, это старый дом под снос! Может, что-нибудь на чердаке интересное найдем!
Девочка2:
-Ага! Сокровища пиратов!
Девочка 2:
-Да тут кроме паутины и пыли ничего нет!
Мальчик:
-О! Смотрите! Какой-то старинный чемодан!
Девочка 2:
-Клад!Клад!
Девочка1 :
- Да здесь какие-то старые бумаги, пожелтели все!
Мальчик:
- Я же говорил, что-нибудь интересное найдем!
Девочки:
-Разбогатеем! Давай, открывай скорей!
(открывают чемодан, из него вываливаются старые газеты и фотографии)
Мальчик: (читает)
-Вперед к коммунизму! 26 июня 1941 года, четверг, Красная армия проучит зарвавшегося врага Гитлера!
Девочка1:
-Да это же газеты Ковернинские новости военного времени. Я помню, дедушка говорил, что наша районка раньше называлась «Вперед к коммунизму!»
Девочка 2: Настоящий архив! Кто-то видно собирал, да нечаянно забыл. Это же ценные исторические документы! Как было бы здорово узнать, как жили наши земляки в годы войны. И ребятам нашего класса будет интересно!
Мальчик:
- Давайте отнесем все это в класс! Елена Николаевна поможет нам во всем разобраться. (Уходят.)
2. Формулирование темы урока. Целеполагание.
Распределение поручений.
Сцена 2. (В классе)
Мальчик:
-Здравствуйте, Елена Николаевна! Привет, ребята!
Девочка1:
- У нас интересная находка! Вот это мы нашли на чердаке старого дома. Это газеты «Ковернирнские новости» военного времени и разные фотографии. У нас предложение, давайте вместе их изучим. Ведь здорово будет узнать, как жили наши земляки и родные в годы войны! Правда, ребята!
Учитель:
-Ребята, спасибо вам, что вы это в класс принесли. Действительно, это очень ценные исторические документы. Давайте посмотрим.
(Читает вслух названия заголовков)
- У меня есть отличная идея! Чтобы узнать больше, надо разделиться на группы! Первая группа будет собирать материал по теме:
1.«Все для фронта! Все для Победы!» ( о трудовом подвиге взрослых)
2. «Дети войны! Дети Победы» ( о помощи детей в годы войны)
3. «Наш танк Ковернинец бьет врага» ( о денежных взносах на танки и самолеты)
4. «Коверницы- Герои Советского Союза!»
- Ребята, сегодня нам предстоит интересная совместная работа. Её девиз: «Никто не знает так много, как все мы вместе». Думаю, что совместная деятельность – лучший путь к истине, и это вы сможете сегодня доказать. А назовем мы наш урок «Ковернинский край в годы Великой Отечественной войны»
3. Работа в группах.
Каждая группа получает отдельный конверт с вырезками из газет. Ученики изучают газеты, выделяют маркером нужную часть текста и записывают на стикере. Стикер приклеивается на ватман с названием темы. В конце работы ребята обобщают материал, выделяют цель и записывают вывод.
Четвертая группа находит нужную информацию с помощью считывания материала с QR кода.
4. Работа по теме урока.
а) Вступительное слово учителя.
В 1939 году в Европе началась Вторая мировая война. Её развязали фашисты Германии под руководством Адольфа Гитлера. В эту войну втянулись почти все государства Европы. 22 июня 1941 года был выходной день, воскресенье. В Советском Союзе спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о будущем. Ничто не предвещало беды. В этот день в 4 часа утра войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Фашистские главари хотели поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить или уничтожить её культурные ценности. Началась самая страшная в истории нашей страны Великая Отечественная война советского народа против фашистских поработителей.
Звучит песня «Священная война»( музыка А.В. Александров, слова В.И. Лебедев-Кумач), демонстрируется плакат «Родина – мать зовет!».
И вся наша огромная страна встала на защиту Родины. Мужчины воевали, а женщины и дети работали на заводах, в поле. «Все для фронта! Все для победы!» - такой лозунг звучал в те годы.
б). Выступление учеников каждой группы
После выступления каждой группы учитель демонстрирует фотографии на слайде.
А в конце выступлений просмотр документального фильма.
5. Подведение итогов.
Звучит песня «День Победы» в исполнении Льва Лещенко.
- Победа нашему народу досталась дорогой ценой. На слайде:
Великая Отечественная война – 4 года. Это 1418 дней и ночей. 27 000 000 погибших людей. Это значит 20 человек каждую минуту. |
Наша страна не просто выстояла в жестокой войне, мы разгромили фашизм, потому что война была всенародной!
- Чтобы закрепить полученные нами знания, решим кроссворд «Ковернино-фронту!»
6. Домашнее задание.
- Я уверена, что в семье каждого из вас есть ветераны войны, партизаны, труженики тыла, дети войны. Расспросите родственников о своих прадедушках и прабабушках и напишите сочинение об участии членов вашей семьи в Великой Отечественной войне. Желающие могут приготовить презентацию по этой теме.
Рефлексия.
- 9 Мая во всех городах и селах нашей Родины гремят праздничные салюты в честь Великой Победы. Мы с вами тоже создадим свой салют. У вас на партах звездочки трёх цветов: красная, желтая, синяя. Если вы довольны своей работой на уроке, узнали много нового и интересного — прикрепите к основе для салюта звездочку красного цвета, если вы считаете, что могли бы работать лучше — звездочку желтого цвета, если вы совсем недовольны своей работой на уроке — звездочку синего цвета.
Приложение 1.
На рассвете 22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на наши мирные города и села. Более 320 000 ставропольцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Предприятия нашего края буквально с первых дней войны начали выпускать различные виды снаряжения для армии, минометы, пулеметы, автоматическое стрелковое оружие и боеприпасы к нему. Колхозы Ставрополья отправляли на фронт продукты питания, почти в каждом городе были госпитали для лечения раненых красноармейцев. В городе Благодарный такой госпиталь располагался в здании СОШ № 1.
Ставрополье было временно оккупировано немецко-фашистскими войсками с августа 1942 г. по январь 1943 г. Оккупация — это временное отторжение, захват чужой территории военной силой. Оккупация нашего края длилась 6 месяцев. В книге Г. Краснова «Ставрополь на Кавказе» можно прочитать следующее строки: «Сразу же оккупанты установили в городе «свои порядки» Они арестовывали и расстреливали коммунистов, комсомольцев, советских патриотов. Только в Ставрополе за время оккупации было убито 8 000 человек».
Но ставропольцы оказывали достойное сопротивление захватчикам. На территории края действовало более 40 партизанских отрядов (1700 человек), которые взрывали немецкую технику, боеприпасы, мосты через реки и железные дороги, чтобы затруднить передвижение немецкой армии. В Благодарненском районе действовал партизанский отряд «Максим». Его командиром был Жерлицин Василий Трофимович. В память о героях - партизанах в городе Благодарный установлен памятник.
Приложение 2.
Лето 1941 года было в Александрии необычайно знойным, засушливым, пыльным. Война началась 22 июня 1941 года. Через 2 дня, 24 июня, пришли в село первые повестки, и первая партия александрийцев направилась на сборный пункт Благодарненского военного комиссариата, а затем на фронт. За первым набором последовал второй, третий. За годы войны из села было призвано1243 человека. Опустело село. Мужчин не осталось – только женщины и дети.
Стояла неестественная тишина над обезлюдевшими улицами Александрии. Только одного ждали с нетерпением: писем с фронта.
Среди александрийцев, участников Великой Отечественной войны, нет Героев Советского Союза. Большинство из них были рядовыми, но тем весомее сегодня звучит слово солдат, тем тяжелее ноша, выпавшая на долю простого бойца.
Из рассказов очевидцев тех событий известно, что в первые дни войны в магазинах ещё было всё. Только очереди становились длиннее и длиннее да перечень продуктов, которые трудно было купить, всё больше. В очередях рассказывали о том, как наши бьют немцев, зачитывали первые письма солдат. Все верили, что война скоро закончится.
Осенью 1941-го года в городах Ставрополья были введены продовольственные карточки на хлеб, сахар, кондитерские изделия. А колхозники продовольственные карточки не получали. Нередко случалось, что к маю-июню в крестьянских домах не оставалось ни муки, ни картошки. Тогда в пищу шли крапива, лебеда, щавель.
Существенным источником пропитания для колхозников оставался небольшой огород да ещё хозяйство: куры, корова, гуси. Цены на колхозных рынках увеличились приблизительно в восемнадцать раз.
В первый год войны в Александрии провели уборку хлебов, а затем осенний и весенний сев быстрее и организованней чем прежде. На полях трудились пенсионеры, школьники.
Немцы вошли в Александрию без боя, в одну из августовских ночей 1942 года, а вот точной даты никто припомнить не смог. В село въезжали они на чёрных, тяжёлых мотоциклах, останавливались по 3-4 человека в александрийских дворах, доставали из погребов всё съестное и готовили. Немцы отбирали сено и овёс – кормили лошадей. Недолго были они в селе, да как лютые враги недобрую память оставили.
Очень радовались александрийцы, когда началось наступление советских войск и наше село было освобождено от фашистов.
Из 1243 жителей Александрии, ушедших на фронт, вернулись с полей сражений 764 человека, погибли и пропали без вести 479 человек.
Рецензия — анализ урока, его результативность.
Урок окружающего мира по теме «Великая Отечественная война. Наш край в годы Великой Отечественной войны» (УМК «Гармония», автор учебника О.Т. Поглазова) проведён в 4 классе. Тип урока — комбинированный, структура урока соответствует заявленному типу, все этапы выдержаны, взаимосвязаны, время распределено рационально.
Урок соответствует требованиям ФГОС: созданы условия для формирования всех видов планируемых результатов и УУД. Преобладают современные педтехнологии: элементы проектной, исследовательской технологий, ИКТ, дифференцированный подход. Содержание урока соответствует требованиям программы О.Т. Поглазовой «Окружающий мир» освещено научно, логично, доступно, с учетом возрастных особенностей четвероклассников. Прослеживается связь теории с практикой, опора на жизненный опыт учеников (история своей семьи, своего села в годы ВОв), постановка проблемных вопросов, что позволяет способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности младших школьников. Большая часть заданий урока носит поисковый характер (Объясните, почему эта война названа в истории Великой Отечественной? Докажите, для чего всем людям нужно помнить об этой войне? и т. д.). Объем и характер самостоятельной работы соответствует возрастным особенностям учащихся. Используется оптимальное сочетание таких методов познания, как беседа, наблюдение, поиск информации, сравнение. На уроке предусмотрены разные формы организации деятельности обучающихся: фронтальная работа, работа в парах и группах. Учащимся предлагаются задания дифференцированного и творческого характера. Для решения поставленных задач урока используется наглядный материал, который является уместным и достаточным для раскрытия темы урока. В течение всего урока создаются условия для развития восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
Обучающимся предоставляется право выбора домашнего задания, его объем соответствует принятым нормам, оно доступно и дифференцированно.
При проведении урок достиг поставленных целей и задач.
ЛИТЕРАТУРА
Поглазова О.Т. Окружающий мир. Программа. 1 — 4 классы. - Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013;
Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д. Окружающий мир. Учебник для 4 класса. - Смоленск, Ассоциация XXI век, 2014;
Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. - Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013;
Гнеушев В.Г., Попутько А.Л. Партизанский заслон. - Госпредприятие ГП «Благодарненская типография», 2000;
Ставропольский хронограф 2002. Под ред. Судавцова Н.Д. - Ставрополь, 2002
http://stavropolgid.ru Ставрополье в годы Великой Отечественной войны;
http://stav-kr.ru Ставропольский край в годы Великой Отечественной войны;
http://kino-ussr.ru Фотографии Великой Отечественной войны (1941 — 1945 г. г.)