СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока ОРКСЭ 4 класс " Зачем творить добро?"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОРКСЭ»

МБОУ « Баскаковская средняя школа»






Разработка урока ОРКСЭ, 4 класс




Тема:




Зачем творить добро?





Подготовила

учитель начальных классов

Ковалевская Наталья Юрьевна










2017- 2018 учебный год.

Тема: Зачем творить добро?

Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению « Зачем творить добро?».

Задачи:

Образовательная: Формирование основ моралиосознанной обучающимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом. Знакомство с новыми понятиями. Расширение словарного запаса.

Развивающая: Развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы. Формировать позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим поведением и отношением к другим.

Воспитывающая: Создание условий для формирования нравственных ценностей, воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.

Требования к результатам обучения

- личностные:- развитие доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

- метапредметные:- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

- предметные:- знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества.


Тип урока: изучение нового материала.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с притчами, самостоятельная работа в группах, создание картины.

Оборудование: раздаточный материал ( пословицы), карточки со словами, картонные кружки, табличка со словом « добро», лист ватмана, цветные детали: облака, солнце, дети, дома, деревья, цветы, поделки « солнышки».

Литература: Учебник А.В. Кураев « Основы православной культуры», стихотворение Николаенко « Доброта», « Притча о слепом», « Притча пуговица», Притча – песня « В больнице». Песня « Если добрый ты….».

Интернет – ресурсы

http://www.orkce.ru

http://www.prosv.ru

http://www.openclass.ru

ЭОРы

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева « Основы православной культуры» 4-5 класс.







































Ход урока.


I. Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждёт встреча с новыми понятиями и открытиями.

- Улыбнитесь друг другу и нашим гостям, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Давайте объединением ваших рук покажем готовность работать в группах, сотрудничать, с интересом выслушивать мнение каждого, высказывать своё. А я пожелаю вам удачи на уроке.

II. Мотивация к учебной деятельности.

Приём «Рассыпанные пословицы» ( 1 минута)

Используется раздаточный материал ( пословицы разрезаны, их надо собрать).

Перед вами лежит карточка, на которой начало и конец пословиц. Попробуйте их восстановить с помощью стрелочек и объяснить их смысл. ( Каждая группа зачитывает по пословице)

Худо тому, кто добра не делает никому

Доброе слово и кошке приятно

За недобрым пойдёшь- на беду набредёшь

Злой плачет от зависти, добрый – от радости.


( Худо тому, кто добра не делает никому- Добро всегда возвращается. Если ты сделал кому-то добро, то оно обязательно тебе вернётся.

Доброе слово и кошке приятно - даже кошка на добро к ней мурлыкать будет. А на на грубость проявит недовольство.

За недобрым пойдёшь- на беду набредёшь- не нужно связываться с плохим человеком(компанией),а то сам превратишся в злого человека!

Злой плачет от зависти, добрый – от радости- Злой человек часто испытывает отрицательные эмоции ( например зависть от этого и плачет . С добрым же человеком чаще приключается хорошее. вот он и плачет только от счастья.

- Ребята, о чём говориться в этих пословицах? ( о добре и зле). Эти понятия и будут сегодня главными на этом уроке.- Добро и зло.

- Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы? ( что такое добро и что такое зло?).

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1. Игра « Ассоциации».

- На столе у вас лежат карточки со словами, выберите только те слова, которые ассоциируются со словом « добро»? ( мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог, любовь, улыбка, честность, помощь).

- Оформим их на доске в форме «лучиков солнца».

- В каждом из нас есть маленькое солнце- доброта.

– Что такое добро?

(Ученики читают стихотворение Николаенко “Доброта”.)

Ученик.

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.

Ученица.

И откуда спросишь, ты,
Что от этой доброты,
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я отвечу тебе прямо:
Это — мама, мама, мама!!!


-Мама — мир подарила, жизнь подарила мне и тебе! И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её тёплый взгляд. Добро – это … .

(Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, мама, весна, улыбка, солнце, учитель, … .)

-Какого же человека можно назвать добрым?

(Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

- С каким словом у вас ассоциируются остальные слова на карточках? ( со злом) ( противоположность добра).

- Давайте оформим эти слова в виде тучи. ( Зависть, обман, жадность, грубость, война, ссора, ложь, грех, равнодушие, несчастье).

- Как вы думаете, что такое зло? ( нечто дурное, вредное, противоположное добру).

2. Работа со смайликами.

- У вас на столе лежат кружки. Возьмите цветные карандаши и на одном кружочке изобразите добро, а на другом зло в виде смайлика. И прикрепите их на доску рядом с солнцем- добро, рядом с тучкой- зло.

IV. Выявление места и причины затруднения.

1. Просмотр видео сюжета « Притча о слепом»

- Какие чувства у вас вызвал этот фрагмент? ( жалость, сострадание, грусть, желание помочь).

- А как вы оцениваете поступок молодого человека, переписавшего табличку? ( проявил милосердие, совершил добрый поступок, исполнил заповедь Божию, поступил как настоящий христианин).

- Как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке? (о добре)

- Но почему у меня слово добро открылось с вопросительным знаком? Какой вопрос могут задать христиане? ( зачем творить добро?)

- Тема нашего урока « Зачем творить добро?»

- Какую цель вы поставите перед собой?

V. Работа по теме урока.

Работа в группах.

- Возьмите конверт. Прочитайте и обсудите текст.

Христианская притча «Пуговица»

Жил один человек и жил не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасти душу. Делал их, делал, а особенного изменения к лучшему в себе не замечал. Как – то шёл по улице, видит – у одной старушки пуговица с пальто оборвалась, упала на землю. Увидел, думает: «Да чего там! Пуговиц у неё ещё хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но всё-таки кряхтя поднял пуговицу. Догнал старушку, отдал пуговицу и забыл об этом. Потом он умер и видит – весы: слева – его зло лежит, тянет вниз, а справа – ничего нет, пусто! И зло перетягивает! «Эх, - говорит себе человек. – и здесь не повезло!» Смотрит, - ангелы пуговицу кладут … И чаша с добрыми делами перевесила.

Вопрос:- Как вы думаете, почему пуговица оказалась такой тяжёлой?

«Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? – Удивился человек. – Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как ангел говорит ему: «Из – за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

1. Беседа по содержанию.

- Почему особенного изменения к лучшему в себе не замечал человек?

- Почему человек делал добрые дела, а их не видно было на весах?

- Почему человек не хотел поднять пуговицу?

- Почему зло на весах перетягивало добро?

- Почему от одной маленькой пуговицы чаша с добрыми делами перевесила?

1.Вывод.

- Какие дела действительно являются добрыми?

- Какого человека можно назвать добрым? Каковы основные качества доброго человека? Назовите.

VI. Физкультминутка

- А сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду вам называть сказочных персонажей. Если он добрый, то вы хлопаете в ладоши, если злой, то топаете ногами. Кощей Бессмертный, Золушка, Мальвина, Баба-Яга, Красная шапочка, Водяной, Морозко, Буратино, Колобок.

2. Работа в группах.

- Я сейчас предложу вам ситуации, а вы скажите мне, обсудив в группе, как бы вы поступили:

- ваш приятель в компании сплетничает о другом человеке, которого нет рядом….

- сестра или брат надел(а) твою любимую куртку……

- старушка несёт тяжёлую сумку……

- вы увидели на перекрёстке старика, который никак не решался перейти улицу……….

3. Работа по учебнику ( с.68-69).

- Открываем свои учебники на с.68. Найдите в тексте и прочитайте золотое правило этики. (как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.)

- Как вы понимаете это правило? ( совершать добрые поступки)

- У христиан есть четыре особых причины для того, чтобы не быть эгоистами. Сегодня мы рассмотрим только две.

- А кто такой эгоист? ( это человек, любящий только себя).

- Первая группа ищет в тексте первую причину и рассказывает о ней.

- Вторая группа ищет в тексте вторую причину и рассказывает о ней.

Выступление групп.

- Прочитайте притчу о царе и дикаре.

- Как вы поняли притчу о царе и дикаре? Объясните.( чтобы стать счастливым, нужно преодолевать свой эгоизм, свои плохие привычки. И если мы обижаемся, когда нас не благодарят- наше сердце закрывается.)

Притча « В больнице».

После просмотра притчи.

- Как вы поняли эту притчу?

- как часто мы с вами бываем похожи на такого соседа, равнодушными ко всему и думаем только о себе. А если бы каждый человек на земном шаре начал бы замечать какие то мелочи ( а ведь именно из них складывается наша жизнь), которые могут так или иначе повлиять на других людей, улучшить им настроение, насколько бы стало больше добрых людей. Давайте и мы с вами попробуем начать в своей жизни делать каждый день по одному доброму делу. Представляете, как измениться мир? Ведь стремясь сделать мир лучше, вы возвысите собственную жизнь. Всё в ваших руках. И я предлагаю провести акцию « Добрых дел». И первым нашим добрым делом будут подарки для наших первоклассников, сделанные вашими руками.



VII. Рефлексия.

- На доске у меня висит чистый лист бумаги. Вы должны выбрать одну деталь: облака, дети, деревья, дома, солнце, цветы и приклеить на этот лист.

- Итак у нас с вами получилась картина. Придумайте ей название.

- Пусть эта картина станет логотипом всех ваших творческих работ.



VIII. Итог урока.

- Дети, я призываю вас: спешите делать добрые дела. Заканчивая этот урок я уверена, что в ваших сердечках добра стало больше. И вы не останетесь равнодушными к чужой беде. Ведь в каждом из нас есть маленькое солнышко. Это доброта. Она согревает людей и помогает им в трудную минуту. Давайте подарим нашим гостям солнышки. Пусть в их доме будет тепло, мир и покой. ( дети раздают солнышки).

- А теперь давайте все вместе исполним песню о добре « Если добрый ты…»


































правильно ли вы сделали задание. Я буду называть имя сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Иван-царевич, Кащей - Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, баба Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.

2) Работа в группах.

Учитель. Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

расстроенная подруга плачет;

приятель в компании беззастенчиво врёт;

родители несправедливо сердятся;

брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

V. Релаксация.

Учитель. Поработав немного, давайте поиграем в игру “Волшебный круг”

(Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза, слушают своё дыхание и дыхание соседа, ощущают прикосновение рук. После этого рассказывают о своих ощущениях.)

3) Работа на карточках.

Учитель. Закончите предложение.

“Я могу простить другого человека, если ….”,

“Мне было одиноко, когда ….”,

“Я раздражаюсь, если …”,

“Я страдаю, когда ….”.

VI. Работа в парах.

“Добрые слова”. Сказать, как можно больше добрых слов в адрес своей (го) одноклассницы (ка).

Гипотеза:

Учитель. Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу будем класть “зло” (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.)

- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, откроем ключиком солнышко и по капельке положим их на чашу весов с “добром”.

(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу “капельку”. Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)

-Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?

Учитель. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.


VII. Рефлексия.

На чистый лист ватмана каждый обучающийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация.

Учитель. Ребята, как мы назовём эту картину?

Дети. “Мир”, “Как прекрасен этот мир”, “Добро побеждает зло” и т.д

Пусть ваша работа будет визитной карточкой всех ваших уроков, логотипом ваших будущих творческих работ.

Учитель. Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?

Дети. Делать добро очень приятно и радостно.

Учитель. Ребята! Так, что же это за золотые ключики, которые открывают путь к добру у нас в душе? Зачем творить добро?

Дети называют волшебные слова или ключики открывают добро у нас в душе.

На доске: улыбка, скромность, доброта, милосердие, честность, дружелюбие, вежливость.

VIII. Итог урока.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми.

Ведь делать добро — это здорово!

Звучит песня “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!”

IX. Домашнее задание

Акция «Милость сердца».

Подарки для первоклассников, сувениры для ветеранов Великой Отечественной войны.