СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по предмету История Тема: «Великая Отечественная Война 1941 -1945. Наш край в годы Великой Отечественной Войны (1941 – 1943)». Тема урока: «Освобождение Донбасса». 10 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по предмету История Тема: «Великая Отечественная Война 1941 -1945. Наш край в годы Великой Отечественной Войны (1941 – 1943)». Тема урока: «Освобождение Донбасса». 10 класс»






МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА № 1»

АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА




Разработка урока

по предмету

История

Тема: «Великая Отечественная Война 1941 -1945.

Наш край в годы Великой Отечественной Войны (1941 – 1943)».

Тема урока: «Освобождение Донбасса».

10 класс












г. Комсомольское 2020



Введение.

Данная методическая разработка посвящена проблеме Великой Отечественной Войны на территории Донбасса и рассмотрению периодов освобождения Донбасса от немецко - фашистских захватчиков.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что Донбасс, переживающий сегодня войну, не в первый раз становится целью захватчиков. В начале Великой Отечественной войны овладение Донбассом вошло в число приоритетных задач, поставленных перед вермахтом. Несмотря на жесточайшие репрессии, покорить жителей Донбасса нацистам так и не удалось — сопротивление продолжалось в течение всего времени оккупации.

Основной задачей работы системы образования МОУ «Комсомольская школа №1» является повышение качества образования через реализацию Государственного образовательного стандарта Донецкой Народной Республики.

Создание плана-конспекта урока позволит оказать помощь учителям истории по прохождению учебного материала по теме «Великая Отечественная Война 1941 -1945. Наш край в годы Великой Отечественной Войны (1941 – 1943)»

План – конспект урока соответствует Концепции исторического развития Донецкой Народной Республики.

В разработке было уделено внимание важнейшим событиям Великой Отечественной Войны на территории Донбасса, а также г. Комсомольское (ранее п.Каракубстрой), работе с историческими картами и документами.

План – конспект урока нацелен на формирование у учащихся как исторических, так и метапредметных знаний, на становление гармонично развитой личности, формирование исторической компетентности и исторического мировоззрения, активной гражданской позиции и чувства патриотизма.

Программы: В ходе подготовки плана – конспекта урока учителем были использованы следующие программы: Microsoft Word, Microsoft Power Point, интернет – ресурсы.













ТЕМА УРОКА: «ОСВОБОЖДЕНИЕ ДОНБАССА»

Цели урока:

- формирование у школьников уважительного отношения к отечественной

истории;

- чувства ответственности за сохранение исторической памяти;

- расширение и углубление знаний об истории Великой Отечественной

войны, сохранение и укрепление памяти о ней.

Универсальные учебные действия:

познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из различных источников (иллюстраций, текстов), обобщать ее; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы;

регулятивные УУД: развивать умение высказывать свое предположение, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе, в парах; личностные УУД: формировать умение высказывать свое отношение к личности, событию, процессу, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Задачи:

- способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы

для судеб всего человечества;

- способствовать осмыслению школьниками таких духовно – нравственных

категорий, как Родина – мать, историческая память, уважение к памяти

павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование,

долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное

самосознание;

- осознание необходимости сохранения памяти о подвиге народа-победителя

и неуклонной борьбы с любыми попытками фальсификации исторической

правды о великой Победе советского народа над фашизмом.

Оборудование: доска, иллюстрации, плакаты, раздаточный материал, рабочая тетрадь.

Основные понятия: оккупация, миусский прорыв, донбассовцы, Каракубстрой, миусское направление.

Тип урока: комбинированный





ХОД УРОКА


Эпиграф:

Как мирно люди жили

покуда не пришла ВОЙНА!

Была работа, малышей растили,

надеялись, что будет так всегда!


I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Создание положительного эмоционального настроя.

II. МОТИВАЦИЯ

Учитель: Донецкая земля пережила многое: радости побед, горечи поражений, восторг развития. Не зря, мы говорим о том, что у людей Донбасса особый «донецкий» характер. Именно он помогает нам преодолевать трудности, беречь дружбу и любовь, до последней капли крови защищать свою землю. Стержнем характера донбассовцев является патриотизм, любовь к родному Отечеству.

- Ребята, скажите, кто из ваших семей были участниками Великой Отечественной войны?

- В ваших семьях вспоминают о тех страшных днях?

- Как вы думаете, необходимо ли знать, помнить, уважать, сохранять историческую память? (ответы учащихся).

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

  1. Актуализация знаний

Закончи предложения (Приложение 1)

  1. Постановка проблемы

Ученик: Наш край – Донбасс, стал ареной жестоких смертельных боев. Фашисты сожгли в Донецке (Сталино), каждый второй дом. Жестокая война забрала жизни миллионов людей, принесла горе в каждую семью. И от нас зависит, чтобы это осталось в памяти будущего поколения. (слайд 3)

Ученица:

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим …

Это нужно – не мертвым

Это надо живым.

Просмотр видеофрагмента «Начало Великой Отечественной войны» (слайд 4)

3. Открытие нового знания

Историческая справка:

Учитель:  В сводках Советского информбюро прозвучало сообщение об оккупации Донбасса 26 октября 1941г., хотя некоторые историки утверждают, что на самом деле фашисты вошли в Донецк 20 октября. 544 дня и ночи гремели ожесточённые бои на донецких степных просторах. За этот период войска провели 8 операций (работа с картой). Битва за Донбасс имеет 2 периода: Первый – оборона Донбасса. Второй – освобождение Донбасса.

Этот край привлекал к себе фашистских захватчиков по многим причинам. В начале войны Донбасс был основной угольно – металлургической базой страны. Донбасс называли «стальным сердцем» страны, «всесоюзной кочегаркой». Учитывая это, гитлеровское руководство верило, что если Советский Союз потеряет такую важную базу, то это сломит сопротивление народа и принесёт быструю победу Германии. А еще для фашистского командования Сталино был стратегической целью и с идеологической точки зрения. Захватить город, носивший имя вождя Страны Советов, было целью, которую Гитлер ставил своему фельдмаршалу Герду фон Рунштедту, командующему группой армий «Юг».

Для захвата Донбасса фашисты создали мощную группу войск, которая по численности была больше в 3 – 4 раза. Первая авиабомба упала на Сталино уже 31 августа 1941 года. А через месяц 6 – я немецкая армия из 14 дивизий (250 000 человек) и танковая группа генерал – полковника фон Клейста уже брали город. Из столицы Донбасса полным ходом шла эвакуация. Что не могли спасти – уничтожали. 9 октября металлургический завод выпустил последнюю партию чугуна, которым залили все ковши, печи и подъездные пути. Город окончательно сдали фашистам 21 октября 1941 года. Как свидетельствуют данные архивов, за время почти двухлетней оккупации жизнь в «немецком» Донецке изменилась полностью.

Исследовательская работа группы учащихся

Ученики: Касаясь темы Великой Отечественной Войны на уроках гражданственности и духовности Донбасса нас заинтересовали военные события нашего маленького городка Комсомольское (ранее Каракубстрой). Стало грустно, от того, что прожив в городе всю жизнь, мы так мало знаем о событиях, последствиях и людях в период оккупации фашистами.

Над нашим краем нависла реальная угроза оккупации. По решению Советского правительства, была приостановлена работа Каракубского рудоуправления. Всё ценное эвакуировалось в глубь страны, а остальное взрывалось на месте чтобы не досталось врагу. Был создан истребительный отряд из 140 человек. Командовал отрядом начальник рудника Николай Иванович Костин. На вооружение бойцам дали старые польские винтовки и два пулемета. В приближение к линиям фронта в августе – сентябре 1941 года истребительный отряд перевели на казарменное положение, а располагался он в здании охраны. Но к деятельности ни партизанские, ни истребительные отряды так и не приступили, поскольку не было никаких указаний из Райкома партий. Суровский и Коломоец направились в Старобешево, но когда они прибыли туда, оказалось, что Райком уже эвакуирован, а в его здании расположился штаб Девятой Армии. Командующий армии генерал Харитонов дал указание расформировать оба отряда, так как местность не годилась для ведения партизанских действий, а людям – отойти с отступающими частями Красной армии. Часть бойцов отправилась сначала в Кутейниково, в сторону Ворошиловграда. По пути многие возвращались обратно. Многие жители поселка Каракубстрой ушли на фронт. Каракубстрой и ближайшие села были заняты оккупантами в лютые декабрьские морозы. Людей согнали в подвалы, землянки, а сами расположились в их домах. Людей заставили разгружать вагоны с боеприпасами в любое время суток и в непогоду. Голодные люди, в основном женщины, не могли поднять тяжелые ящики, за что их избивали плетьми. Жителей заставляли расчищать улицы от снега, железную дорогу. Однако за этот тяжелый труд фашисты ничего не платили людям. Жители ходили по полям, собирали мерзлый и гнилой картофель, колоски пшеницы, траву, чтоб не умереть от голода. И часть этой скудной пищи они бросали через проволоку узникам концлагеря. Фашисты чинили расправы за непослушание. Так на территории ОШ №2 была расстреляна женщина (Данилюк) за то, что отказалась стирать белье предателям из числа военнопленных концлагеря.

В 1941–1942 гг на окраине поселка Чкаловский фашисты устроили лагерь для советских военнопленных и схваченных местных активистов. Известно то, что большинство узников, а их было около 8000 были из состава башкирской дивизии, попавшей в окружение в декабре 1941года в районе Ростова – на – Дону, причем в плен попал и командир полка.

Теперь хранителем и свидетелем злодеяний немцев является мемориальный комплекс на окраине поселка Чкаловское. Где, согласно официальным данным захоронили 27 советских солдат и приблизительно 6630 советских военнопленных лагеря. Здесь и поныне собирается почти весь город, чтобы почтить помять дедов.

Летом 1943 года в посёлке побывала группа разведчиков, которая выполняла задание командования фронта. Они и рассказали о прорыве на Миус фронте и наступлении Советской армии. А 5 сентября 1943 года войска II Гвардейской Армии, входившей в состав Южного фронта, под командованием Фёдора Ивановича Толбухина освободили посёлок.

В боях за освобождение Каракубстроя погибло 46 воинов. Поздней осенью 1943 года останки погибших были снесены с разных мест посёлка и захоронены в Братской могиле по улице Набережной. Таким образом, под гранитными плитами Обелиска лежат останки солдат, погибших во время освобождения посёлка и еще несколько десятков местных жителей. Позже удалось установить десять фамилий освободителей посёлка, четыре фамилии указал военкомат, а шесть фамилий были установлены учащимися поисковой группы. Но 36 захороненных так и оказались неизвестными.

В целом за время оккупации Донбасса на территории Донецкой области было убито и замучено 174 416 мирных граждан, 149 367 военнопленных, сломаны судьбы 252 тысяч людей, угнанных в Германию, нанесен материальный ущерб в размере 30 миллиардов рублей.

Просмотр видеофрагмента «п. Каракубстрой в годы оккупации»

(слайд 5)

Физкультминутка

Самостоятельная работа:

Составить простой план по тексту (Приложение 2)

Обсуждение составленного плана

Сообщение историка-краеведа «Донбасская наступательная операция»

Стремительное наступление советских войск в районе Белгорода и Харькова, настойчивое желание А. Гитлера любой ценой удержать Харьков, а также сосредоточенность резервов группы армий «Юг» на миусском направлении создали благоприятные условия для сокрушения ослабленной немецкой обороны на севере Донбасса. Боевые действия Юго – Западного и Южного фронтов с 13 августа по 22 сентября 1943 г. вошли в историю Великой Отечественной войны как Донбасская наступательная операция. 13 августа подразделения Юго – Западного фронта форсировали р. Северский Донец и прорвали немецкую оборону. 17 августа 1943 г. началось наступление войск Южного фронта. Один из самых важных этапов миусского прорыва – штурм господствующей высоты 277,9 – был начат 28 августа.

Потерпев поражение на Северском Донце и Миусе, гитлеровские войска безуспешно пытались закрепиться на второй и третьей оборонительных линиях Миус – фронта, на рубеже Славянск – Никитовка – Горловка – Харцызск и далее по реке Кальмиус, однако это им не удалось. В результате наступления 3 сентября освобождены город Енакиево и стратегически важный железнодорожный узел –город Дебальцево. 4 сентября войска Южного фронта выбили немцев из Никитовки. Одновременно с наступлением на Горловку шли бои за освобождение Макеевки. Успешно развивалось наступление и войск Юго – Западного фронта. Они освободили Славянск, Дружковку, Константиновку, Краматорск, Артемовск и быстро продвигались на Красноармейск.

7 сентября начались бои за освобождение Сталино. Полностью Сталино было освобождено от оккупантов 8 сентября 1943 года. Общие потери советских войск при взятии областного центра составляют примерно 750 воинов, захороненных в центральных районах города.

Просмотр видеофрагмента «Освобождение Донбасса» (слайд 6)

Учитель: Уже в октябре 1943 г. Донбасс вступил в новую битву – битву за восстановление мирной жизни...

РЕФЛЕКСИЯ

Работа в парах «Что мне необходимо рассказать своим детям, когда я выросту?» (слайд 7)

ИТОГИ УРОКА

Учитель: Освобождение Донбасса – общая ценность для нашего народа, народа России и других братских народов. (слайд 8)

Ученик: Мы чтим и помним историческое прошлое!

Домашнее задание: Подготовить эссе по теме: «Как сохранить память о Великой Отечественной войне». (слайд 9)


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса новейшая и современная история (с 1939 года до современности). 11 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В. В. – В 2 ч. Ч.1 – Донецк: ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019. – 200 с.

  2. https://gko-dnr.profiforum.ru/t42-topic

  3. https://rustih.ru/robert-rozhdestvenskij-rekviem-vechnaya-slava-geroyam/

  4. https://www.youtube.com/watch?v=V1MCvEkBHVI

  5. https://www.youtube.com/watch?v=QVxFcD12pOY



































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Закончи предложения

1. Вторая Мировая война началась____________________________________

2. «Мюнхенский сговор» - это __________________________________________________________________

3. Великая Отечественная война – это часть __________________________________________________________________

4. Начало Великой Отечественной войны __________________________________________________________________

5. 5 декабря 1941 года началось контрнаступление под __________________________________________________________________

6. Труженики тыла делали надписи на танках и самолётах

«______________________________», «_______________________________»

7. Стратегическое значение г. Сталинград – это __________________________________________________________________

8. Прорыв блокады Ленинграда произошёл __________________________________________________________________




Закончи предложения

1.Вторая Мировая война началась_____________________________________

2. «Мюнхенский сговор» - это __________________________________________________________________

3. Великая Отечественная война – это часть __________________________________________________________________

4. Начало Великой Отечественной войны __________________________________________________________________

5. 5 декабря 1941 года началось контрнаступление под __________________________________________________________________

6. Труженики тыла делали надписи на танках и самолётах

«______________________________», «_______________________________»

7. Стратегическое значение г. Сталинград – это __________________________________________________________________

8. Прорыв блокады Ленинграда произошёл __________________________________________________________________





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Начало освобождения Донбасса»

Освобождение Донбасса от немецко-фашистской оккупации было

осуществлено в 1943 г. в ходе коренного перелома в Великой Отечественной

войне. Первый шаг по освобождению Донецкого региона явился результатом

победы в Сталинградской битве и был сделан в феврале 1943 г.

Замысел разработанной советским командованием наступательной

операции «Скачок», более известной в советских документах как

«Ворошиловградская наступательная операция», заключался в том, что войска Юго – Западного фронта ударом через Краматорск и Артемовск освобождают Сталино и выходят к Мариуполю. Одновременно войска Южного фронта продвигаются к Новочеркасску и Ростову – на – Дону. В окружение должны были попасть все немецкие части, расположенные в Донбассе. 29 января 1943 года началось наступление войск Юго – Западного фронта. В итоге двухнедельных наступательных боев советские войска продвинулись от Северского Донца до Миуса, освободив 11 февраля узловую станцию Лозовая, 14 февраля – областной центр Ворошиловград. Уже к 18 февраля советские войска вышли на рубеж Краматорск – Славянск – Красноармейск – Дьяково, освободив от фашистов десятки населенных пунктов Ворошиловградской и Сталинской областей. Одновременно войска Южного фронта освободили восточные районы Донбасса, пройдя с боями за 12 дней от нижнего течения Дона и Северского Донца до Миуса.

Нависающая угроза прорыва фронта заставила немецкое командование

спешно перебросить в Донбасс несколько танковых и пехотных подразделений, находившихся на отдыхе в Западной Европе. Брошенные в бой свежие части фашистов заставили советское командование прекратить наступление, а отдельные подразделения Красной Армии сами оказались в окружении. С 21 февраля положение войск Юго – Западного фронта стало критическим. Стрелковые дивизии и танковые корпуса были вынуждены прорываться из окружения обратно к Северскому Донцу и Миусу под ударами превосходящих сил противника.