СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русской литературе 7 класс. "Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство с лирическими произведениями, исследование по теме, совершенствование навыков ра­боты над художественным текстом, развитие творческих способностей учащихся, воспитание патриотизма.

Обучающая: расширить знания о Великой Отечественной Войне, познакомить со стихотворениям

поэтов-фронтовиков.

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, творческие способности; комму­никативные и информационные компетентности.

 Воспитательная: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспиты­вать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ, чувство благодарности участникам войны.

Тип урока: урок-композиция с элементами исследования.

Методы: исследовательская работа в группах, выразительное чтение, инсценировка, беседа, наблюдение, слово учителя.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русской литературе 7 класс. "Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне".»

Дата: __________________

Класс: _________________


Урок № 12


Тема урока: Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне.


Цель: знакомство с лирическими произведениями, исследование по теме, совершенствование навыков ра­боты над художественным текстом, развитие творческих способностей учащихся, воспитание патриотизма.

Обучающая: расширить знания о Великой Отечественной Войне, познакомить со стихотворениям

поэтов-фронтовиков.

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, творческие способности; комму­никативные и информационные компетентности.

Воспитательная: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспиты­вать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ, чувство благодарности участникам войны.

Тип урока: урок-композиция с элементами исследования.

Методы: исследовательская работа в группах, выразительное чтение, инсценировка, беседа, наблюдение, слово учителя.

Оборудование:

  • «Русская словесность» учебник для 7 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, переработанное/Савельева В.В, Лукпанова Г.Г., Шашкина Г.З. – Алматы: Атамұра, 2012. – 352 с.

  • «Русская словесность». Христоматия: Для 7 класса общеобразовательной школы/Составители: В.В.Савельева, Г.Г.Лукпанова, Г.З.Шашкина, И.Р.Махракова. – 3-е издание, дополненное – Алматы: Атамұра, 2012. – 384с.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительная часть.


  1. Звучит песня «За того парня» (слова Р. Рождественского, музыка М. Фрадкина)

  2. Слово учителя


- Война. Великая Отечественная война. Много лет прошло со Дня Победы, а память о героях, о подвиге народном живёт.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память вечную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Эти слова поэта А. Твардовского обращены ко всем поколениям. И, конечно, к вам, правнукам тех, кому довелось узнать, что такое война.


III. Целевая установка.


- Сегодня на уроке мы обратимся именно к этой странице нашей истории и попытаемся увидеть войну глазами поэтов, испытавших на себе все тяготы военного времени.

- Эпиграфом к уроку будут строки из стихотворения ДиханаАбилева, народного писателя Ка­захстана. И эти строки созвучны словам А. Твардовского.


Бьётся пламя-

Память войны

И надежда

грядущей жизни.

ДиханАбилев

Задача:

В течение урока вы должны заполнять страницу «Лист наблюдений и выводов», отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны, которые изображены в произведениях.


Лирическое произведение

Выводы и наблюдения

А. А. Ахматова. «Мужество»


С. П. Гудзенко. «Перед атакой»


Ю.В. Друнина. «Качается рожь несжатая»


К.М. Симонов. «Жди меня»


В.С.Высоцкий «Песня о Земле»



IV. Работа по теме урока.

1. Ассоциации.


Какие ассоциации вызывает слово война? (ответы учащихся)

Война - это страшная трагедия, которая унесла миллионы жизней и искалечила судьбы многих людей.

Среди них - воины-поэты. Именно о них и о себе поэт С. Гудзенко сказал: «Нам досталась на долю нелегкая участь солдат».

    1. Рассказ о поэтах, участниках Великой Отечественной войны (индивидуальное задании ученика) (слайды)

Каждое стихотворение - это история человеческой жизни, вместившая в себя безграничную лю­бовь к Родине и огромное мужество.

Поэт и солдат. Это звучит драматично. Большая армия поэтов объединила тех, кто не только творил историю, но и запечатлевал ее в своих произведениях. Кто-то воевал с оружием в руках на фронте, кто-то был армейским корреспондентом, кто-то всё делал для победы в тылу. Известно, что в годы военных испытаний 1215 поэтов и писателей ушли воевать с врагом, более 400 из них отдали свою жизнь.

Многие из них были совсем юными, начинающими поэтами. Вот только несколько имен тех, кто не вернулся с войны, погиб на поле боя. Всеволод Багрицкий (19 лет), Павел Коган (23 года), Михаил Кульчицкий (23 года), Николай Майоров (23 года), Георгий Суворов (24 года) и многие другие.

Уже после войны от ран умер Семен Гудзенко. В минуту опасности на защиту своей родины встали люди разных национальностей. В годы войны на фронтах находились 125 казахстанских писателей. Все они награждены орденами и медалями. Высокого звания Героя Советского Союза удостоены 14 литераторов, 26 поэтов и писателей нашей республики пали на полях сражений.

Судьба поэтов, погибших на войне, всегда волновала и волнует и читателей, и их товарищей, поэтов - фронтовиков, оставшихся в живых. С болью в сердце писали стихи о войне и погибших друзьях Алексей Сурков, Константин Симонов, Сергей Наровчатов, Евгений Долматовский, Ми­хаил Луконин и многие-многие другие. Поэту Евгению Винокурову принадлежат слова: «Поэзия Великой Отечественной войны - это хор, в котором звучат голоса разных и всё же в чем-то близ­ких друг другу поэтов.


    1. Выступление 1 группы. Стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество».


В феврале 1942 года, когда фашисты блокировали Ленинград, на страницах газеты «Правда» поя­вилось стихотворение А. Ахматовой «Мужество». А. Ахматова переживала все тяготы военного времени в тылу, выступая со стихами перед ранеными.

а) чтение стихотворения «Мужество»;

б) работа группы по карточке №1.


1. Объясните смысл названия стихотворения.

Данное стихотворение - это крик души поэта, наставление гражданам - не опускать руки и быть мужественными. В строках: "Мы знаем, что ныне лежит на весах", ясно видно о том, что Анна Ахматова указывает на то, что на кону судьба не только Родины, но и всего мира. Все указывает на то, что спокойное и безмятежное время прошло, настал час мужества и необходимо взять в руки оружие, встать на защиту мира. Произведение "Мужество" отражает столь сильную идеологию того времени. Люди были готовы на все ради общего блага. Никого не страшила ни вероятность остаться без крыши над головой, ни даже смерть от вражеской пули на поле боя.

Образом русской речи в стихотворении подчеркивается единость русского народа. Именно речь является тем, что связывает вместе всех советских людей. Защищая русскую речь, Великое русское слово - мы защищаем Родину, именно это пытается донести до нас в строках своего стиха Анна Ахматова. Данное стихотворение скорее можно назвать клятвой. Этому способствует великий, торжественный ритм стиха - амфибрахий, четырехстопный. Знаки препинания также подчеркивают размеренную величественность стиха - лишь запятые да точки. Лишь в конце стоит восклицательный знак, как апогей, наивысшая точка напряжения. Так же скуп автор и на тропы, которые используются лишь несколько раз. Ключевой троп - это эпитет "свободное и чистое русское слово", который показывает, что страна должна остаться такой же чистой и свободной от западной напасти.

Стихотворение "Мужество" - чистое проявление символизма с очень сильно выраженным авторским "я".


2.Почему так важно сохранить «русскую речь», «великое русское слово»?

3.Раскройте символическое значение этого выражения.

в) выводы учащихся класса.

Пунктуация
В тексте запятых – 8
точки – 3
тире – 1
восклицательный знак -1
Знаки препинания подчеркивают размеренную величественность стихотворения. Восклицательный знак стоит в конце, как наивысшая точка напряжения.

3. Выступление 2 группы. Стихотворение С.П. Гудзенко «Перед атакой».


С.П. Гудзенко - поэт - фронтовик, в 19 лет ушел на войну, воевал и писал стихи. Умер от старых ран после войны, когда ему исполнился 31 год.

а) чтение стихотворения;

б) работа группы по карточке № 2.


1.Как понимаете строчку «Когда на смерть идут-поют»? (Только собрав всю свою волю в кулак можно было выжить в том пекле ВОЙНЫ!!!)

2.Какие чувства охватывают героя стихотворения?

3.Перечислите факты из армейской жизни, запечатленные в произведении.

4.Какие рифмы использует автор? Приведите примеры.

в) выводы учащихся класса.


Юноши, ушедшие на фронт, стремились достойно, по-мужски смотреть в глаза смерти и вместе с тем остро чувствовали, что их жизнь может оборваться в самом начале.


4. Выступление 3 группы. Стихотворение Ю.В. Друниной «Качается рожь несжатая».


С. Гудзенко ушёл на войну в 19 лет. В ещё более юном возрасте, в 17 лет, прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт Ю. Друнина. До конца войны она служила батальонным са­нитарным инструктором.

В одном из стихотворений она писала о себе: «Я ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод».

а) чтение стихотворения;

б) работа группы по карточке № 3.


1.Какова основная мысль стихотворения?

2.Через какие изобразительно-выразительные средства передает автор трагизм людей своего по­коления?

3.Художественное своеобразие произведения.

4.Определите способ рифмовки.

в) выводы учащихся класса.
Основные образы: «несжатая рожь», «бойцы шагают по ржи», «девчата, похожие на парней», «юность в огне» - и придут у выводу, что война – это нарушение естественного хода событий: рожь сеют, чтобы вовремя убрать, юность должна быть самым ярким периодам в жизни человека, а "девчата" не должны быть похожи "на парней".


5. Выступление 4 группы. Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня».


В 1941 году со страниц газеты «Правда» всю Россию потрясло стихотворение «Жди меня». Сти­хотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, читалось со сцены, звучало по радио.

а) чтение стихотворения;

б) работа группы по карточке № 4.


1.Каковы первые впечатления?

2.Какие чувства лирического героя передает автор?

3.Какие поэтические приемы использует поэт?

4.Определите стихотворный размер.


Каждая строфа начинается словами «жди меня, и я вернусь» - это главная мысль произведения. Она проста и по-жи­тейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как «Аминь» в молитве. Без него всё про­изведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность.

Послание (относится к конкретному лицу). Посвящено любимой женщине – Валентине Серовой.

Первая строфа говорит нам о времени и условиях ожидания:

Во второй строфе твёрдое «жди» звучит здесь почти как приказ на фронте, который не обсуждается
Третья строфа звучит как гимн любви. Волшебной, всепобеждающей.

Ключевое слово – «жди», повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа.

Вера в то, что солдат когда-нибудь вернётся, дает ему силы выжить в кровавой мясорубке, именуемой войной.
- О войне писали стихи не только во время войны, но и после нее. Несколько послевоенных поколений вновь и вновь обращались к этой теме.

Один из примеров - произведения В. Высоцкого, которому было всего три года, когда началась Великая Отечественная война.


8. Звучит « Песня о Земле» Высоцкого, на экране клип (слайды) к песне. Написана для кинофильма «Сыновья уходят в бой».

(Оценка учащимися работы)

Тема
Жизнеутверждающая сила родной земли.


Основные изобразительно-выразительные средства

Олицетворение («Кто сказал, что земля умерла», «...Она почернела от горя», «Обнаженные нервы земли Неземное страдание знают» и т.д.).

сравнение «материнство не взять у земли. Не отнять, как не вычерпать моря».

Образ песни воплощает идею духовного возрождения, веру в лучшее будущее и преодоление невзгод,

связанных с войной.

Боль, смерть и духовное опустошение, отчаяние, которое непременно нужно преодолеть, чтобы жизнь

на земле вновь пошла обычным чередом.


- Как вы думаете, нужны ли современному человеку стихотворения и песни о воне? (размышле­ния ребят)

С особенным трепетом относишься к строкам поэтов – очевидцев, участников той страшной войны, многие из них не дожили до победы, а те, кто выжил, возвращались вновь и вновь в воен-

ную молодость в своих снах, воспоминаниях, стихах…


V. Заключительная часть.


1. Лист наблюдений и выводов

1.Какие трагические стороны войны отражены в стихотворениях?

2.Какой изображена война?

Продолжить фразу.

Наша память о войне - это...


VI. Домашнее задание.

Творческое задание. Подготовить иллюстрации для сборника «Судьбы, опаленные войной».












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!