СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по предмету "Русский язык"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку 3 класс»

Урок русского языка в 3а классе

Учитель: Атиева Б.С.

Тема урока: «Как образуются слова»

Тип урока: урок усвоения новых знаний. 


Цель:

познакомить с понятием «сложные слова», их особенностями и правописанием.


Учебные задачи:

  • Познакомить со способом образования сложных слов, их правописанием;

  • Обогащать речь учащихся;

  • Формировать умение анализировать текстовый материал; продолжить формирование навыков общения в группе и умений самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей;

  • Продолжить формировать навыки самоконтроля и самооценки;

  • Формировать толерантное отношение к одноклассникам.

Образовательные результаты:

Предметные.

Познакомить с понятием “сложные слова” и с особенностями строения сложных слов. Метапредметные.

Познавательные:

- Использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения.

- Делать выводы на основе обобщения знаний.

- Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

- Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.

- Определяет последовательность действий для решения предметной задачи.

Регулятивные.

- Обладать способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.

- Осуществлять простейшее планирование своей работы.

Личностные.

- Развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий.

- Выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

- Формировать толерантное отношение к одноклассникам.


Методы обучения:

• Проблемный 
• Исследовательский 
• Информационно-коммуникативный

Формы работы на уроке:

Фронтальная, индивидуальная, групповая.


Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС.

- Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Образовательные ресурсы:

  • Учебник “Русский язык” 3 класс, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина 1 часть 2014 г

  • Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал” (у каждого ученика).

  • Карточки для индивидуальной работа со словами.

  • Карточки для самооценки (у каждого ученика).

  • Презентация «Сложные слова»


Ход урока

  1. Организационный момент

- Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы.

- Проверка готовности к уроку. Проверка раздаточного материала. Запись в тетради числа, классной работы.


  1. Актуализация знаний.

- Наш урок я хотела бы начать с небольшой сказки. ИД слайд 1

В один прекрасный день собрались у Воды родственники. Водичка по камушкам журчит. Водяной пожаловал и уселся у заводи. Подводник с водолазом беседует. Водитель на гармошке наигрывает. Все собрались у волшебницы. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.


- Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (водитель)

- Почему гости не сразу приметили чужака? (корень –вод-)

- Как называются оставшиеся слова на доске? (однокоренные)


- Запишем их к себе в тетрадь и докажем это (выделяем корень, объясняем значение слова). РАБОТА В ТЕТРАДИ + ИД, маркер

Вода, водичка, Водяной, заводь, подводник, водолаз.

- А откуда у воды столько родственников? Как они образовались?

- Разбор какого слова вызвало затруднение?

-Давайте разберем значение этого слова. (Специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме)

- Запишем ВОДОЛАЗ - ВОДА ЛАЗИТЬ. Выделите корни.

Что заметили? (два корня вод, лаз)


  1. Постановка темы и цели урока.

Тема нашего урока «Сложные слова» (вывешивается табличка на доску).

Слайд №2.

- Выберите цель урока, которая по вашему больше всего подходит к нашему уроку по теме «Сложные слова»:

- закрепить умение правильно употреблять и писать сложные слова;

- познакомиться с понятием «сложные слова», их особенностями и правописанием

- развивать навыки правописания и разбора по составу сложных слов.

План урока

  1. Узнать, как образуются сложные слова.

  2. При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

  3. Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о?

Предлагаю учащимся заполнить таблицу «Знаю. Хочу знать. Узнал»



Знаю

Хочу узнать

Узнал

Разбор слова по составу




Какие слова относятся к сложным.




Разбор сложных слов по составу




Способ образования сложных слов.





  1. Изучение нового материала.

1. Упр.212 ( Спишите. Подчеркните соединительную букву в сложных словах.)

- Что сложили для образования новых слов? (корни)

- Какое окончание у этих слов? (нулевое). Отметьте. Выделите корень.

-Сколько корней в каждом их этих слов? (два)

- Какие гласные соединяют корни? (о, е)

Вывешивается схема нового способа образования .

Вывод 1: Как образуются сложные слова? корень + корень, основа + основа

- А что думает по этому поводу наш знакомый профессор И.И. Самоваров? (Правило с. 119 Узелки на память).

2. - Какой следующий пункт плана?

( 2.При помощи чего соединяются корни в сложных словах? 3.Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о?)

-Посмотрите, я разделила слова на 2 группы. По какому принципу я это сделала? (Слова с соединительной гласной о и соединительной гласной е).

Слайд №3

землекоп

сталевар

мореплаватель

рыболов

пчеловод

лесоруб




- Если буквы -о и -е соединяют корни, как вы думаете как они называются? (Соединительные гласные).

Вывод 2: Корни в сложных словах соединяются с помощью соединительных гласных –о,- е

- В каких случаях нужно писать е, а в каких о?

- Точный ответ на вопрос дадим, когда прочитаем стихотворение.

После шипящих и ц

В сложных словах пусть будет е.

А после твердых будет о –

Не перепутает никто.

Вывод 3: Буква –о- пишется после твердого согласного, -е- после шипящих и ц.

  1. Физкультминутка

  2. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Пришло время закрепить полученные знания.

1. Перед уроком профессор И.И. Самоваров прислал нам письмо с загадками, а отгадки не простые, а сложные слова.


  1. Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

  1. У меня два колеса,

Руль посередине.

Лишь ногами оттолкнусь,

По дорожке прокачусь. (Самокат)


  1. Есть у нас в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит как лайнер «ТУ» (пылесос)

  1. Смело в небе пролетает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет

Что такое? (Самолёт)


(Резерв. Слайд № 4 -6 )-Я приготовила для Вас загадки в картинках.

-Угадайте, что за животные на них изображены. ( Носорог, утконос, козодой)

-Докажите, что слово носорог сложное.( Дети маркером у доски выделяют корни, подчёркивают соединительную гласную)

-Поработайте в парах, запишите слова: утконос, козодой. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные.


Карточка №2

  1. Запишите в тетрадь только сложные слова. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные.

Луноход, трубочист, приморский, лесоруб, переехал, лесной, цветовод,

овощевод, снегоход.


Проверяем по образцу. (Карточки со сложными словами вывешиваются на доску). Если задание выполнено верно, дети ставят на полях тетради +, если допустили ошибки - ?

  1. Рефлексия.

Пришло время подводить итоги.

- С какими словами познакомились сегодня на уроке? (Со сложными словами)

- Что такое сложные слова?

Слайд № 7. Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными».

Буратино сказал, что все длинные слова сложные.

Ваня: «Слова, в которых, два корня называются сложными»

Предлагает каждому ученику заполнить в таблице графы: «что я узнал».


  1. Домашнее задание.

Упр.213 с.119.

- Молодцы! Спасибо всем за урок!















Таблица «Знаю. Хочу знать. Узнал»



Знаю

Хочу узнать

Узнал

Разбор слова по составу




Какие слова относятся к сложным.




Разбор сложных слов по составу




Способ образования сложных слов.





Таблица «Знаю. Хочу знать. Узнал»



Знаю

Хочу узнать

Узнал

Разбор слова по составу




Какие слова относятся к сложным.




Разбор сложных слов по составу




Способ образования сложных слов.






Таблица «Знаю. Хочу знать. Узнал»



Знаю

Хочу узнать

Узнал

Разбор слова по составу




Какие слова относятся к сложным.




Разбор сложных слов по составу




Способ образования сложных слов.






Таблица «Знаю. Хочу знать. Узнал»



Знаю

Хочу узнать

Узнал

Разбор слова по составу




Какие слова относятся к сложным.




Разбор сложных слов по составу




Способ образования сложных слов.







Карточка №2

  1. Запишите в тетрадь только сложные слова. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные.


Луноход, трубочист, приморский, лесоруб, переехал,

лесной, цветовод, овощевод, снегоход.



Карточка №2

  1. Запишите в тетрадь только сложные слова. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные.


Луноход, трубочист, приморский, лесоруб, переехал,

лесной, цветовод, овощевод, снегоход.


Карточка №2

  1. Запишите в тетрадь только сложные слова. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные.


Луноход, трубочист, приморский, лесоруб, переехал,

лесной, цветовод, овощевод, снегоход.



Карточка №2

  1. Запишите в тетрадь только сложные слова. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные.


Луноход, трубочист, приморский, лесоруб, переехал,

лесной, цветовод, овощевод, снегоход.


Карточка №2

  1. Запишите в тетрадь только сложные слова. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные.


Луноход, трубочист, приморский, лесоруб, переехал,

лесной, цветовод, овощевод, снегоход.


Карточка №2

  1. Запишите в тетрадь только сложные слова. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные.


Луноход, трубочист, приморский, лесоруб, переехал,

лесной, цветовод, овощевод, снегоход.






































После шипящих и ц

В сложных словах пусть будет е.

А после твердых будет о –

Не перепутает никто.


После шипящих и ц

В сложных словах пусть будет е.

А после твердых будет о –

Не перепутает никто.


После шипящих и ц

В сложных словах пусть будет е.

А после твердых будет о –

Не перепутает никто.


После шипящих и ц

В сложных словах пусть будет е.

А после твердых будет о –

Не перепутает никто.


После шипящих и ц

В сложных словах пусть будет е.

А после твердых будет о –

Не перепутает никто.


После шипящих и ц

В сложных словах пусть будет е.

А после твердых будет о –

Не перепутает никто.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!