Урок русского языка в 3а классе
Учитель: Атиева Б.С.
Тема урока: «Как образуются слова»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель:
познакомить с понятием «сложные слова», их особенностями и правописанием.
Учебные задачи:
Познакомить со способом образования сложных слов, их правописанием;
Обогащать речь учащихся;
Формировать умение анализировать текстовый материал; продолжить формирование навыков общения в группе и умений самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей;
Продолжить формировать навыки самоконтроля и самооценки;
Формировать толерантное отношение к одноклассникам.
Образовательные результаты:
Предметные.
Познакомить с понятием “сложные слова” и с особенностями строения сложных слов. Метапредметные.
Познавательные:
- Использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения.
- Делать выводы на основе обобщения знаний.
- Извлекать информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные:
- Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.
- Определяет последовательность действий для решения предметной задачи.
Регулятивные.
- Обладать способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.
- Осуществлять простейшее планирование своей работы.
Личностные.
- Развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий.
- Выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
- Формировать толерантное отношение к одноклассникам.
Методы обучения:
• Проблемный
• Исследовательский
• Информационно-коммуникативный
Формы работы на уроке:
Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС.
- Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Образовательные ресурсы:
Учебник “Русский язык” 3 класс, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина 1 часть 2014 г
Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал” (у каждого ученика).
Карточки для индивидуальной работа со словами.
Карточки для самооценки (у каждого ученика).
Презентация «Сложные слова»
Ход урока
Организационный момент
- Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы.
- Проверка готовности к уроку. Проверка раздаточного материала. Запись в тетради числа, классной работы.
Актуализация знаний.
- Наш урок я хотела бы начать с небольшой сказки. ИД слайд 1
В один прекрасный день собрались у Воды родственники. Водичка по камушкам журчит. Водяной пожаловал и уселся у заводи. Подводник с водолазом беседует. Водитель на гармошке наигрывает. Все собрались у волшебницы. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.
- Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (водитель)
- Почему гости не сразу приметили чужака? (корень –вод-)
- Как называются оставшиеся слова на доске? (однокоренные)
- Запишем их к себе в тетрадь и докажем это (выделяем корень, объясняем значение слова). РАБОТА В ТЕТРАДИ + ИД, маркер
Вода, водичка, Водяной, заводь, подводник, водолаз.
- А откуда у воды столько родственников? Как они образовались?
- Разбор какого слова вызвало затруднение?
-Давайте разберем значение этого слова. (Специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме)
- Запишем ВОДОЛАЗ - ВОДА ЛАЗИТЬ. Выделите корни.
Что заметили? (два корня вод, лаз)
Постановка темы и цели урока.
Тема нашего урока «Сложные слова» (вывешивается табличка на доску).
Слайд №2.
- Выберите цель урока, которая по вашему больше всего подходит к нашему уроку по теме «Сложные слова»:
- закрепить умение правильно употреблять и писать сложные слова;
- познакомиться с понятием «сложные слова», их особенностями и правописанием
- развивать навыки правописания и разбора по составу сложных слов.
План урока
Узнать, как образуются сложные слова.
При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о?
Предлагаю учащимся заполнить таблицу «Знаю. Хочу знать. Узнал»
| Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Разбор слова по составу | | | |
Какие слова относятся к сложным. | | | |
Разбор сложных слов по составу | | | |
Способ образования сложных слов. | | | |
Изучение нового материала.
1. Упр.212 ( Спишите. Подчеркните соединительную букву в сложных словах.)
- Что сложили для образования новых слов? (корни)
- Какое окончание у этих слов? (нулевое). Отметьте. Выделите корень.
-Сколько корней в каждом их этих слов? (два)
- Какие гласные соединяют корни? (о, е)
Вывешивается схема нового способа образования .
Вывод 1: Как образуются сложные слова? корень + корень, основа + основа
- А что думает по этому поводу наш знакомый профессор И.И. Самоваров? (Правило с. 119 Узелки на память).
2. - Какой следующий пункт плана?
( 2.При помощи чего соединяются корни в сложных словах? 3.Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о?)
-Посмотрите, я разделила слова на 2 группы. По какому принципу я это сделала? (Слова с соединительной гласной о и соединительной гласной е).
Слайд №3
землекоп сталевар мореплаватель | рыболов пчеловод лесоруб |
- Если буквы -о и -е соединяют корни, как вы думаете как они называются? (Соединительные гласные).
Вывод 2: Корни в сложных словах соединяются с помощью соединительных гласных –о,- е
- В каких случаях нужно писать е, а в каких о?
- Точный ответ на вопрос дадим, когда прочитаем стихотворение.
После шипящих и ц
В сложных словах пусть будет е.
А после твердых будет о –
Не перепутает никто.
Вывод 3: Буква –о- пишется после твердого согласного, -е- после шипящих и ц.
Физкультминутка
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Пришло время закрепить полученные знания.
1. Перед уроком профессор И.И. Самоваров прислал нам письмо с загадками, а отгадки не простые, а сложные слова.
Он в лесу стоял, Никто его не брал, В красной шапке модной, Никуда не годный. (Мухомор) У меня два колеса, Руль посередине. Лишь ногами оттолкнусь, По дорожке прокачусь. (Самокат) | Есть у нас в квартире робот. У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит как лайнер «ТУ» (пылесос) Смело в небе пролетает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет Что такое? (Самолёт) |
(Резерв. Слайд № 4 -6 )-Я приготовила для Вас загадки в картинках.
-Угадайте, что за животные на них изображены. ( Носорог, утконос, козодой)
-Докажите, что слово носорог сложное.( Дети маркером у доски выделяют корни, подчёркивают соединительную гласную)
-Поработайте в парах, запишите слова: утконос, козодой. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
Карточка №2 Запишите в тетрадь только сложные слова. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные. Луноход, трубочист, приморский, лесоруб, переехал, лесной, цветовод, овощевод, снегоход. |
Проверяем по образцу. (Карточки со сложными словами вывешиваются на доску). Если задание выполнено верно, дети ставят на полях тетради +, если допустили ошибки - ?
Рефлексия.
Пришло время подводить итоги.
- С какими словами познакомились сегодня на уроке? (Со сложными словами)
- Что такое сложные слова?
Слайд № 7. Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными».
Буратино сказал, что все длинные слова сложные.
Ваня: «Слова, в которых, два корня называются сложными»
Предлагает каждому ученику заполнить в таблице графы: «что я узнал».
Домашнее задание.
Упр.213 с.119.
- Молодцы! Спасибо всем за урок!
Таблица «Знаю. Хочу знать. Узнал» | Знаю | Хочу узнать | Узнал | Разбор слова по составу | | | | Какие слова относятся к сложным. | | | | Разбор сложных слов по составу | | | | Способ образования сложных слов. | | | | | Таблица «Знаю. Хочу знать. Узнал» | Знаю | Хочу узнать | Узнал | Разбор слова по составу | | | | Какие слова относятся к сложным. | | | | Разбор сложных слов по составу | | | | Способ образования сложных слов. | | | | |
Таблица «Знаю. Хочу знать. Узнал» | Знаю | Хочу узнать | Узнал | Разбор слова по составу | | | | Какие слова относятся к сложным. | | | | Разбор сложных слов по составу | | | | Способ образования сложных слов. | | | | | Таблица «Знаю. Хочу знать. Узнал» | Знаю | Хочу узнать | Узнал | Разбор слова по составу | | | | Какие слова относятся к сложным. | | | | Разбор сложных слов по составу | | | | Способ образования сложных слов. | | | | |
Карточка №2 Запишите в тетрадь только сложные слова. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные. Луноход, трубочист, приморский, лесоруб, переехал, лесной, цветовод, овощевод, снегоход. | Карточка №2 Запишите в тетрадь только сложные слова. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные. Луноход, трубочист, приморский, лесоруб, переехал, лесной, цветовод, овощевод, снегоход. |
Карточка №2 Запишите в тетрадь только сложные слова. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные. Луноход, трубочист, приморский, лесоруб, переехал, лесной, цветовод, овощевод, снегоход. | Карточка №2 Запишите в тетрадь только сложные слова. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные. Луноход, трубочист, приморский, лесоруб, переехал, лесной, цветовод, овощевод, снегоход. |
Карточка №2 Запишите в тетрадь только сложные слова. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные. Луноход, трубочист, приморский, лесоруб, переехал, лесной, цветовод, овощевод, снегоход. | Карточка №2 Запишите в тетрадь только сложные слова. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные. Луноход, трубочист, приморский, лесоруб, переехал, лесной, цветовод, овощевод, снегоход. |
После шипящих и ц В сложных словах пусть будет е. А после твердых будет о – Не перепутает никто. | После шипящих и ц В сложных словах пусть будет е. А после твердых будет о – Не перепутает никто. | После шипящих и ц В сложных словах пусть будет е. А после твердых будет о – Не перепутает никто. |
После шипящих и ц В сложных словах пусть будет е. А после твердых будет о – Не перепутает никто. | После шипящих и ц В сложных словах пусть будет е. А после твердых будет о – Не перепутает никто. | После шипящих и ц В сложных словах пусть будет е. А после твердых будет о – Не перепутает никто. |