3. | Актуализация знаний. Фронтальный опрос Словесный: Слово учителя Словесный: учебный диалог | 10 мин | Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение) - Сегодня мы начинаем изучение нового предмета. Чтобы узнать, как он называется, разгадайте кроссворд. А для этого вспомните, что можно найти в рюкзаке первоклассника. Разгадайте загадки. (Слайд 2) Кто альбом раскрасил наш? Ну конечно … (карандаш). Отгадай, что за вещица – Острый клювик, а не птица, Этим клювиком она Сеет, сеет семена Не на поле, не на грядке – На листах твоей тетрадки. (Ручка) Чтоб на праздник сделать маски, Нам потребуются …(краски). Мы ходим ночью, ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.) Аз + буки. (Азбука) Страну чудес откроем мы И встретимся с героями В строчках, на листочках, Где станции на точках. (Книга) Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать новую черту Всем я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я? (Линейка) - Какое слово у вас получилось? (Русский) - Запишите в тетрадь с «красной» строки. - Прочитайте слова. (Слайд3) Пенал, тетрадь, язык,портфель. - Найдите лишнее слово. (Язык, так как остальные слова обозначают учебные принадлежности.) - Что может обозначать это слово? (Язык во рту, английский язык, язык пламени, язык в ботинке, язык у колокольчика…) (Слайд 4) - Что объединяет все эти предметы? (Везде язык.) - Какое это слово? (Многозначное.) - Запишите его в тетрадь рядом со словом русский. - Соединим 2 слова и получим русский язык.(Слайд 5) - Вы попрощались со своей первой книгой – «Азбукой» и сегодня можете сказать: « Здравствуй, русский язык». Это новый предмет, который мы начинаем изучать. - Рассмотрите внимательно обложку учебника. Кто написал книгу? (Канакина Валентина Павловна и Горецкий Всеслав Гаврилович.) - Как называют людей, которые пишут, создают книги? (Авторы). - Прочитайте, что написано под названием книги. (Русский язык). - Это название учебника. А как вы думаете, почему эта книга называется учебником? (Эта книга для обучения.) - Давайте поприветствуем наш новый учебник и запишем в тетрадь это приветствие. Здравствуй, русский язык. - Дома вы рассмотрели учебник. Откройте его на с. 3. - Прочитайте обращение авторов к первоклассникам (с. 3) - С чем вас познакомит учебник? (С удивительным миром слов русского языка.) - Чему будет учить вас этот учебник? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке.) - На уроках вы будете открывать тайны русского языка, узнаете много интересного: какие слова есть в русском языке, как правильно нужно говорить и писать, чтобы другие понимали вас. - А что вы видите на с. 4? (Условные обозначения.) | Знакомиться с учебником Отгадывать загадки Заполнять кроссворд Отвечать на вопросы, выполнять задания учителя, записывать слова в тетрадь. Объяснять, что такое язык. Записывать приветствие в тетрадь. Читать обращение авторов учебника, отвечать на вопросы. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: строить речевые высказывания в устной форме Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции |
| Постановка учебной задачи и ее решение Метод: создание проблемной ситуации. Словесный: слово учителя | 5 мин | - Прочитайте название раздела на с.5. (Наша речь.) - Выскажите свои предположения о том, что такое речь. - Постарайтесь объяснить, для чего нужна речь? (С помощью речи человек понимает, что ему говорит другой человек.) - Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем в этом разделе.) - Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь». (Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать письменную и устную речь.) | Работать по учебнику Участвовать в учебном диалоге Объяснять, для чего нужна речь Слушать речь учителя Определять тему и цель урока | Р: принимать и сохранять учебную задачу. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
| Решение частных задач Словесный Фронтальный диалог Наглядный: работа с иллюстрацией Практический: работа по упражнению Наглядный: работа с иллюстрациями Практический: выполнение уст. задания | 15 мин | - Прочитайте название темы с.6 («Язык и речь») и учебной познавательной задачи («Для чего нужна речь?») - Что такое речь? (Речь — это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.) - Из чего состоит наша речь? (Из слов.) - Подумайте, а может ли быть речь без слов? (Нет.) -Постарайтесь определить, о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? - Рассмотрите рисунок на странице 6. Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? (Нет.) - Почему? (Животные издают звуковые сигналы.) Работа с учебником (с. 6, упр. 1) - Прочитайте высказывания Л. Успенского. Попробуйте определить главную мысль его слов. (Главная мысль заключается в том, что только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать.) Работа с учебником (с. 6, упр. 2) с опорой на схему и рисунки (с. 5 ) - Прочитайте на странице 5 названия схемы и записей в ней. Выскажите своё мнение, к какому виду речи: слушанию, говорению, чтению или письму можно отнести каждый рисунок? - Попробуйте объяснить, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя? - В каких случаях жизни человека осуществляется: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя? Работа со слайдами презентации: 1. Мальчик с девочкой разговаривают. (Говорение.) Слайд 6. 2. Дети слушают учителя. (Слушание.) Слайд 7. 3. Девочка пишет письмо. (Письмо.) Слайд 8. 4. Мужчина читает книгу. (Чтение.) Слайд 9. - Вспомните случаи, когда вы использовали такой вид речи, как речь про себя? - На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание, говорение, чтение, письмо – это наша речь.) - Постарайтесь сделать правильный вывод. (Речь - есть один из главных способов общения людей друг с другом.) | Строить речевые высказывания Отвечать на вопросы учителя Работать по иллюстрации Читать высказывания Л.Успенского Высказывать свое мнение Работать с рисунками и с карточками Участвовать в учебном диалоге Читать сведения Делать правильные выводы | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; П: строить речевые высказывания в устной форме. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: строить речевые высказывания в устной форме. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений |
6. | Итог урока Словесный: учебный диалог Фронтальный опрос | 5 мин | - Подумайте, когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь позволяет людям общаться друг с другом.) - Какой должна быть наша речь, чтобы мы могли общаться между собой? (Наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.) - Какими видами речи мы пользуемся на уроке русского языка? (Говорение, слушание, чтение, письмо.) - Что можно отнести к говорению? - Что можно отнести к слушанию? - Что можно отнести к чтению? - Что можно отнести к письму? - Что же такое наша речь? (Слушание, говорение, чтение и письмо — это наша речь.) | Подводить итоги урока Отвечать на вопросы по изученной теме Высказывать свое мнение | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнени |