СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

ссссссссссссссссссссссссссссссссссссссс

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку»

Предмет: Русский язык

Класс: 1

Дата: 26.02.2020

Тема: «Знакомство с учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в жизни людей».

Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: говорение, слушание, чтение, письмо.

Планируемые результаты

предметные: 

- уметь строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека;
- приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

личностные: 

- проявлять интерес к родному языку;

- выполнять правила поведения ученика на уроке;

- выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, учебник « Русский язык» : 1 класс:  В.П. Канакина, В.Г.Горецкий; тетрадь на печатной основе «Русский язык»: 1 класс: В.П. Канакина; рабочая тетрадь.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный: слово учителя

1 мин

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль у тебя в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверил? Ну тогда садись!

И с усердием трудись!

Эмоционально настраиваться на работу.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

2.

Минутка чистописания

1 мин

Запись даты, показ образца чистописания:

я яя яг яз ям ся ня вя тя ял

Работать над чистописанием.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

3.

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос

Словесный: Слово учителя

Словесный: учебный диалог

10 мин

Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение)

- Сегодня мы начинаем изучение нового предмета. Чтобы узнать, как он называется, разгадайте кроссворд. А для этого вспомните, что можно найти в рюкзаке первоклассника. Разгадайте загадки.

(Слайд 2)

  1. Кто альбом раскрасил наш?

Ну конечно … (карандаш).

  1. Отгадай, что за вещица –

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена

Не на поле, не на грядке –

На листах твоей тетрадки. (Ручка)

  1. Чтоб на праздник сделать маски,

Нам потребуются …(краски).

  1. Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)

  1. Аз + буки. (Азбука)

  2. Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках, на листочках,

Где станции на точках. (Книга)

  1. Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Всем я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? (Линейка)

- Какое слово у вас получилось? (Русский)

- Запишите в тетрадь с «красной» строки.

- Прочитайте слова.

(Слайд3)

   Пенал, тетрадь, язык,портфель.

- Найдите лишнее слово. (Язык, так как остальные слова обозначают учебные принадлежности.)

- Что может обозначать это слово? (Язык во рту, английский язык, язык пламени, язык в ботинке, язык у колокольчика…) (Слайд 4)

- Что объединяет все эти предметы? (Везде язык.)

- Какое это слово? (Многозначное.)

- Запишите его в тетрадь рядом со словом русский.

- Соединим 2 слова и получим русский язык.(Слайд 5)

 Вы попрощались со своей первой книгой – «Азбукой» и сегодня можете сказать: « Здравствуй, русский язык». Это новый предмет, который мы начинаем изучать.

- Рассмотрите внимательно обложку учебника. Кто написал книгу?

(Канакина Валентина Павловна и Горецкий Всеслав Гаврилович.)

- Как называют людей, которые пишут, создают книги? (Авторы).

- Прочитайте, что написано под названием книги. (Русский язык).

- Это название учебника. А как вы думаете, почему эта книга называется учебником? (Эта книга для обучения.)

- Давайте поприветствуем наш новый учебник и запишем в тетрадь это приветствие.

     Здравствуй, русский язык.

- Дома вы рассмотрели учебник. Откройте его на с. 3.

- Прочитайте обращение авторов к первоклассникам (с. 3)

- С чем вас познакомит учебник? (С удивительным миром слов русского языка.)

- Чему будет учить вас этот учебник? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке.)

- На уроках вы будете открывать тайны русского языка, узнаете много интересного: какие слова есть в русском языке, как правильно нужно говорить и писать, чтобы другие понимали вас.

- А что вы видите на с. 4? (Условные обозначения.)

Знакомиться с учебником

Отгадывать загадки

Заполнять кроссворд

Отвечать на вопросы, выполнять задания учителя, записывать слова в тетрадь.

Объяснять, что такое язык.

Записывать приветствие в тетрадь.

Читать обращение авторов учебника, отвечать на вопросы.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: строить речевые высказывания в устной форме

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции


Постановка учебной задачи и ее решение

Метод: создание проблемной ситуации.

Словесный: слово учителя

5 мин

- Прочитайте название раздела на с.5. (Наша речь.) 

- Выскажите свои предположения о том, что такое речь.

- Постарайтесь объяснить, для чего нужна речь? (С помощью речи человек понимает, что ему говорит другой человек.)

- Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем в этом разделе.)

- Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь». (Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать письменную и устную речь.)

Работать по учебнику

Участвовать в учебном диалоге

Объяснять, для чего нужна речь

Слушать речь учителя

Определять тему и цель урока

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;


Физкультминутка

1 мин

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали –

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

Выполнять движения

Л: установка на ЗОЖ


Решение частных задач

Словесный

Фронтальный диалог

Наглядный: работа с иллюстрацией

Практический: работа по упражнению

Наглядный: работа с иллюстрациями

Практический: выполнение уст. задания

15 мин

- Прочитайте название темы с.6 («Язык и речь») и учебной познавательной задачи («Для чего нужна речь?»)

- Что такое речь? (Речь — это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.)

- Из чего состоит наша речь? (Из слов.)

- Подумайте, а может ли быть речь без слов? (Нет.)

-Постарайтесь определить, о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают?

- Рассмотрите рисунок на странице 6. Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? (Нет.)

- Почему? (Животные издают звуковые сигналы.)

Работа с учебником (с. 6, упр. 1)

- Прочитайте высказывания Л. Успенского. Попробуйте определить главную мысль его слов. (Главная мысль заключается в том, что только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать.)

Работа с учебником (с. 6, упр. 2)

с опорой на схему и рисунки (с. 5 )

- Прочитайте на странице 5 названия схемы и записей в ней. Выскажите своё мнение, к какому виду речи: слушанию, говорению, чтению или письму можно отнести каждый рисунок?

- Попробуйте объяснить, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?

- В каких случаях жизни человека осуществляется: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?

Работа со слайдами презентации:

1. Мальчик с девочкой разговаривают. (Говорение.) Слайд 6.

2. Дети слушают учителя. (Слушание.) Слайд 7.

3. Девочка пишет письмо. (Письмо.) Слайд 8.

4. Мужчина читает книгу. (Чтение.) Слайд 9.

 

- Вспомните случаи, когда вы использовали такой вид речи, как речь про себя?

- На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание,

говорение, чтение, письмо – это наша речь.)

- Постарайтесь сделать правильный вывод. (Речь -  есть один из главных способов общения людей друг с другом.)


Строить речевые высказывания

Отвечать на вопросы учителя

Работать по иллюстрации

Читать высказывания Л.Успенского

Высказывать свое мнение




Работать с рисунками и с карточками

Участвовать в учебном диалоге

Читать сведения

Делать правильные выводы

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

П: строить речевые высказывания в устной форме.

        

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить речевые высказывания в устной форме.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений

5.

Самостоятельная работа

6 мин

- Выполните самостоятельно задания в рабочей тетради, под №1.

- Давайте проверим, какие виды речи иллюстрируют рисунки?

– Какие рисунки иллюстрируют несколько видов речи?

(Дети, которые быстро справятся с работой, списывают в тетрадь предложение:

   Хорошую речь приятно слушать.)

Самостоятельно выполнять задания

Участвовать в проверке задания

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.

6.

Итог урока

Словесный: учебный диалог

Фронтальный опрос

5 мин

- Подумайте, когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь

позволяет людям общаться друг с другом.)

- Какой должна быть наша речь, чтобы мы могли общаться между собой? (Наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.)

- Какими видами речи мы пользуемся на уроке русского языка? (Говорение, слушание, чтение, письмо.)

- Что можно отнести к говорению?

- Что можно отнести к слушанию?

- Что можно отнести к чтению?

- Что можно отнести к письму?

- Что же такое наша речь? (Слушание, говорение, чтение и письмо — это наша речь.)

Подводить итоги урока

Отвечать на вопросы по изученной теме

Высказывать свое мнение

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнени

7.

Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы

1 мин

Закончите предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было интересно …

Я выполнял задания ….

Осуществлять рефлексию

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.

Самоонализ

Достижения:

Сложности:

Предложения:






Предварительный просмотр:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!