СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку .5 класс. Синонимы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Дать понятие синонимов и их роли в речи;
  • научить различать  синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
  • развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
  • воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку .5 класс. Синонимы»


Разработка урока по русскому языку

Учитель:Кабанова Т.И.

Класс: 5 класс Предмет: Русский язык

Тема урока: Синонимы ( 1 час 2-часовой темы).

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

  • дать понятие синонимов и их роли в речи;

  • научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

  • развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

  • воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.


Оборудование: учебник, презентация, компьютер, словари, раздаточный материал.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

Приветственное слово учителя:

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.


- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).


Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

2

Актуализа-ция знаний


Проверка домашнего задания: на стенде «К уроку» заранее подготовлена выставка кроссвордов по теме «Лексика». Оценивание работ.

Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

Учащиеся имели возможность заранее познакомиться с работами, поэтому легко делятся своими впечатлениями.



3.

Введение в тему

Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки. (Текст размещен на интерактивной доске. Заранее подготовленный ученик читает)

На лесной опушке собрались звери на дремучее собрание. На повестке дня стоял один-единственный вопрос: как праздновать Новый год? Разговорились, расшумелись, раскричались лесные жители. Предложений было много, но волк удивил всех! Он предложил на новогоднюю ёлку вместо Деда Мороза и Снегурочки пригласить Кощея и Бабу-Ягу.

Хихикнули зайцы, засмеялись лисы, улыбнулись степенные медведи… Разве так празднуют Новый год!!! Но тут с неба спустилась маленькая, хрупкая снежинка и всё расставила по своим местам. И кого пригласить, и какие подарки попросить….

1.Назовите глаголы, характеризующие поведение лесных жителей во время собрания. Чем интересны эти глаголы? (Разговорились, расшумелись, раскричались).

2. Как отреагировали лесные жители на предложение волка ? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

(дополнительное задание: 1.Составить схемы предложений; Чем отличается строение этих предложений?)

Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение.



















Работа у доски.

4.

Определе-ние темы и целей урока.

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:

Синонимы – это … (примеры)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.

Роль синонимов в речи…


Формулируют тему и цель урока.

5.

Открытие нового знания.

1. Объяснение новой темы.

Что же это за слова «синонимы»?

Постараемся выяснить и дополнить наши знания.

- Выпишите слова-синонимы.

Учитель показывает слайд, ответы записываются в тетрадях.

Вьюга снежная, пурга, 
Напряди нам пряжи, 
Взбей пушистые снега, 
Словно пух лебяжий. 
Вы, проворные ткачи 
- Вихри и метели,
 Дайте радужной парчи 
Для косматых елей. 
– Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).

– Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? (буран)

– Что сильнее - метель или буран?

– Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)

- Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.

ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения.

Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.








2. Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский язык 5 класс: п. 68, с. 161-162).

Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.

6.

Физминутка

Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель.

Приятель-друг

Противник-враг

Шагать-идти

Солдат-воин, боец

Родник-ключ

Доктор-врач

Метель-вьюга, пурга, ураган

Холод-мороз, стужа

Мокрый- сырой, влажный

Вкусный- аппетитный, лакомый.


Игра

7.

Закрепле-

ние темы

  1. 1.Учитель предлагает выполнить упр. 359 с. 163 ( по заданию)


Выполняют задание устно в парах




  1. 2.Определение роли синонимов в речи (работа по карточкам)

Редактирование текста. Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. 

Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.(Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении)Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? 

Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок


Редактируют текст, делают выводы.



  1. 3.Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».

Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Рассматривают словари. Работают в группах. (6 групп)


  1. 4.Знакомство с определением синонимического ряда.

- Перепишите синонимы в порядке усиления действия:

  • Заговорили, зашумели, закричали, зашептались, завопили.


Группа синонимов - это синонимический ряд.

Градация - группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.



Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы.



  1. 5.Определение роли синонимов в речи

  1. Ввод понятия контекстные синонимы.


Два отрывка совсем разные по ритму, подберите синонимы –

наречия к каждому муз. фрагменту.

быстро медленно

стремительно плавно

весело грустно

- Составьте с этими словами предложения;

Снежинки кружились медленно, плавно, грустно.

- Можно ли считать синонимами слова медленно – грустно,

Если оторвать их от предложения? Эти синонимы

называются контекстными.





Работают с синонимами, составляют предложения, делают выводы















6. Укажите предложение, в котором используются синонимы.

1.Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. 2. Страшный зной, голод, жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки, беспрестанные рыдания женщин – всё слилось в погребальную музыку.3. Шведский король просит, умоляет, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой…. 4. Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом глубоких социологических, философских и психологических обобщений.

- В чём особенность этого синонимического ряда?

( градация)

Читают предложения, находят синонимы, определяют тип синонимического ряда.

8.

Контроль усвоения материала

  1. Мини-тест

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.

А) состязание

Б) сражаться

В) борьба

2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?

А) чистоплотный

Б) опрятный

В) аккуратно

3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

А) добрый – участливый – человеколюбие

Б) лёгкий – воздушный – невесомый

В) молодость – юность - молодеть

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

9.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…


Синонимы – это … (примеры ..)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.

Роль синонимов в речи…

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке

10.


Домашнее задание

§68 упр. 362, 363 (по выбору)

Составить синквейн по теме «Синонимы»

Записывают домашнее задание


Литература

1.Учебник: авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова. М., «Просвещение», 2013г.

2. Словарь синонимов русского языка / под ред. Л.А. Чешко, М., «Русский язык» 1986г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!