УРОК 5. Тема урока: «СИНОНИМЫ».
Цели урока: познакомить пятиклассников, что такое синонимы; научить подбирать синонимы к словам; воспитывать любовь к русскому языку.
Учитель продолжает читать сказку:
Когда силы начали покидать Петю и он уже не летел и не нёсся, и даже не бежал, а просто плёлся, не разбирая дороги, странный шум, доносившийся из-за холма, заставил его остановиться. Казалось, что где-то совсем рядом расположился огромный, тысячеголосый, кишащий, как муравейник, южный базар. Обойдя холм, мальчик действительно увидел толпу таких же миниатюрных, как и омонимы, лексов, собравшихся на небольшом (с точки зрения Пети) пятачке, служившем для них не иначе как площадью. На трибуне, сменяя друг друга, появлялись всё новые и новые ораторы, горячо приветствуемые собравшимися. Каждый из них произносил пламенную речь, повсеместно употребляя слова драка, бой, сражение, баталия, после чего слушающие лексы бурно аплодировали.
Убегать больше не было Сил, и Петя решил: будь, что будет. Но, к великому его удивлению, лексы не выразили совершенно никаких чувств при виде инопланетянина. Они продолжали бурно обсуждать какую-то важную проблему, и мальчику ничего не оставалось, как прислушаться.
- Простите, пожалуйста,— обратился Петя к лексе, оказавшемуся рядом.— О чём спорят ваши почтенные соплеменники?
- Разве мы спорим? — удивился лекса.— Мы состязаемся в восхвалении нашей боксёрской команды, победившей на чемпионате Лексики. О, это была замечательная драка! — с упоением произнёс он.
- Да, это был чудесный бой! — вмешался в разговор стоявший по соседству лекса в красной пляжной шапочке и шортах.
- Что вы! Что вы! — перебивая пляжную шапочку и шорты, воскликнул третий, в футболке.— Такого сражения история планеты Лексика ещё не знала.
- Превосходная баталия! — басом проговорил четвёртый.
- Позвольте, позвольте,— замахал руками Петя.— Но зачем так много слов. Ведь вы говорите об одном и том же, но только разными словами.
- Ха-ха-ха!— дружно захохотали лексы. - Только существо, далёкое от синонимов, может произнести эти нелепые слова.
- Синонимы? — замигал глазами Петя.— А кто такие синонимы?
- Синонимы,— с видом победителя сказал лекса, к которому первым обратился мальчик,— это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
(Учащиеся записывают определение в тетради).
- Ага, ясно,— вымолвил Петя.— Главное, не забыть, что одной и той же части речи. А не могу ли я узнать, зачем так много одинаковых слов?
- Ха-ха-ха! — снова захохотали лексы, окружившие Двойкина.— Бывают случаи, когда без синонимов просто не обойтись. Допустим, знаешь ли ты, кто такой гиппопотам?
- Гиппопотам — это бегемот,— ответил мальчик.
- Вот именно,— шумно заговорили лексы.— Благодаря второму слову ты раскрыл значение первого, менее употребительного.
- Да, действительно, — согласился Петя.— Как я раньше об этом не подумал. И это всё?
- Ну что ты, юноша! — возмутился лекса, стоявший на трибуне.
- Он ещё школьник, всего лишь пятиклассник, и поэтому так наивен,— вмешался второй.
- Одним словом, Двойкин,— проговорил третий.
- Мальчишка,— обиделся лекса в футболке.
- Инопланетянин,— с сожалением откликнулся ещё один.
Слово снова взял оратор:
- Синонимы помогают точно и образно выразить мысль. Они служат средством связи предложений в тексте. Я расскажу о прошедшем боксёрском поединке, где синонимы послужили средством такой связи.
Команды боксёров расположились друг против друга и ждали свистка судьи. Рефери дал сигнал, и соперники сошлись в поединке. Сначала бой проходил без особого преимущества какой-либо из команд. Но постепенно дружный коллектив синонимов начал теснить своих противников. Оборона гостей допускала ошибки, чем незамедлительно воспользовались хозяева. Их быстрые нападающие пробились к центру, разделив команду-соперницу на два лагеря. Ещё миг — и зрители бурно приветствовали победителей.
(Учащиеся письменно выполняют задание).
- Да, жаль,— вымолвил Петя,— что я не был свидетелем этой замечательной драки, то есть, чудесного боя. Ой, превосходной баталии. У нас боксёры дерутся только один на один, но всё равно это тоже очень интересно. К сожалению, я спешу. Наш космический корабль потерпел крушение, и я вынужден был расстаться со своими друзьями. Думаю, что они приземлились, ой, я хотел сказать, прилексились, где-то рядом. Мне нужно их обязательно найти, иначе я никогда не попаду домой, на Землю.
- Понимаем, понимаем,— с сочувствием в голосе произнёс один из собеседников Пети.— Думаю, я смогу тебе помочь. Моя электронная собака прекрасно ориентируется на местности и берёт любой след. Есть ли у тебя какой-нибудь предмет, к которому прикасались руки твоих товарищей.
- Предмет...— задумался мальчик.— Но они не успели оставить мне никаких своих вещей.
Он нахмурился и сел, обхватив голову руками. Синонимы склонились над ним. Вдруг внезапная догадка осенила Петю.
- Видеотелефон,— закричал радостно он.— Ну, конечно же, видеотелефон, ведь к нему прикасались руки Чаки.
- Прекрасно! — обрадовались лексы.
- Превосходно!
- Восхитительно!
- Замечательно!
Электронная собака обнюхала видеотелефон, поднесённый Петей к её носу, кивнула головой и сорвалась с места.
- Счастливого пути! — замахали руками синонимы, но Петя уже не слышал их. Он мчался вперёд, пытаясь не отстать от своего проводника.
Через некоторое время электронная собака резко остановилась у какого-то предмета. Подбежав к этому месту, мальчик обнаружил кресло-катапульту, оставленное кем-то из членов экипажа.
- Здесь прилексился кто-то из моих друзей,— сказал Петя.— Нужно искать, он где-то рядом.
Электронная собака и сама прекрасно понимала это. Она обнюхала землю вокруг кресла, подняла голову, радостно залаяла и метнулась в кусты. Рванувшись за ней, мальчик пробежал метров десять и вдруг споткнулся. Падая, он почувствовал боль в ноге.
Лёжа на земле, Двойкин осмотрелся. Он обнаружил причину своего падения. Это был огромный плоский камень, поросший мхом. Присмотревшись, Петя увидел надпись. Некоторые буквы стёрлись. Но ему непременно захотелось раскрыть тайну камня, и он начал срывать мох. Когда работа была закончена, Петя смог прочитать: «Каждый восстановивший текст, написанный здесь, сможет увидеть всё, что только пожелает». Ниже шёл текст.
Ты хочеш.. скорее выр.сти и скорее п..знать мир, ..кружающий тебя. Каждый ч..ловек хочет это..о. Планета Лексика к тв..им услугам. Если ты п..дружиш..ся с её ..битателями, то оставиш.. х..рошую память о себе. Знания планеты Лексика ..громны. Пр…сторы планеты Лексика полны ч..дес и ..ткрытий.
(Учащиеся письменно выполняют задание).
Петя обратился к камню:
- Мы потерпели кораблекрушение недалеко от этого места. Судьба распорядилась так, что мне пришлось расстаться со своими друзьями. Камень, помоги мне, укажи, где они сейчас, иначе я никогда уже не окажусь дома.
На Петиных глазах появились слёзы.
В тот же миг на плоской поверхности камня начало проступать изображение. Двойкин увидел своих друзей, привязанными поодиночке к столбам. Чаку, Чоку и Чуку окружили неизвестные двухметровые существа, смеявшиеся над ними и упражнявшиеся в метании дротиков по живым лексам. Дротики с визгом пролетали над головами пленников или впивались в столбы чуть выше.
- Нельзя медлить,— закричал мальчик.— Ты знаешь это место? — спросил он у электронной собаки, сидевшей рядом.
Та кивнула.
- Тогда скорее бежим, дорога каждая секунда. Мои друзья могут погибнуть.
Электронная собака снова кивнула и понеслась вперёд. Петя, прихрамывая, побежал за ней. Тонкие ветки кустарника больно били по лицу, рукам, ногам, но теперь мальчик не чувствовал боли. Единственным его желанием было сейчас спасение верных друзей, попавших в беду.
Начался густой лес. Деревья мелькали перед глазами, как бы расступаясь перед несущимся на всех парах Петей. Уже слышны голоса, смех, крики.
- Стой! Остановись! — закричал Петя собаке.— Они не должны нас увидеть. Здесь без хитрости не обойтись.
Они замерли. Кто-то проходил совсем рядом и, видимо, услышал команды мальчика. Сердце пятиклассника, казалось, вырвется из груди. Опускаясь всё ниже и ниже, Двойкин присел в кустах и насторожился. Шаги приближались, тень над головой Пети всё увеличивалась. И не успел мальчик ничего сообразить, как кусты раздвинулись...
Итог урока:
Вопросы для закрепления материала:
Какие слова называются синонимами?
Для чего служат синонимы?