СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме "Синонимы". 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка открытого урока русского языка в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме "Синонимы". 5 класс»

Карта урока по теме «Синонимы», 5 классе

Время

Этапы работы

Содержание этапа (учитель)


Ответы учащихся


Организационный момент

Ребята, меня зовут Ольга Сергеевна. Я рада нашей встрече сегодня.

Надеюсь, что мы плодотворно поработаем на уроке.




Актуализация знаний

- Ребята, посмотрите на доску. Кого вы видите на картине?

- Опишите словесно эту девушку.

- Предположите, в какое время жила эта девушка?

- А вот как описывает В.А.Жуковский девушку тех далеких времен в сказке «Спящая царевна»:
«Молод цвет ее ланит;
Меж ресницами блестит
Пламя сонное
очей;
Ночи темныя темней,
Заплетенные косой
Кудри черной полосой
Обвились кругом
чела;
Грудь как свежий снег бела;
На воздушный, тонкий
стан
Брошен легкий сарафан;
Губки алые горят;
Руки белые лежат

На трепещущих грудях…»

- Какие устаревшие слова В.А.Жуковский использовал для описания девушки Древней Руси? (учитель начинает составлять схему по ответам детей)


- Что означают эти слова? (дополняет схему)


- Ребята, хотелось бы вам узнать, как в древности назывались другие части лица и тела человека?


- Чтобы это узнать предлагаю вам поработать с текстом и дополнить схему в карточке. Эту работу вы выполняете в паре.




- Давайте проверим вашу схему. Приглашаю одного ученика к доске дополнить схему современными названиями частей лица и тела. (проверка) Спасибо, имя, присаживайся. Кто желает дополнить схему устаревшими названиями? (проверка) Спасибо.

- Можно ли еще какими-либо другими словами назвать представленные части тела? (учитель дополняет схему)



- Как по отношению друг к другу можно назвать получившиеся ряды слов?

- Ребята, думаю, каждый из вас уже может определить тему нашего урока.

Запишите тему урока в карточках.

- Давайте подумаем, какие цели мы можем перед собой поставить?





- Вспомним известное нам о синонимах из курса начальной школы.




- Проверим себя. Какое определение синонимам дает автор нашего учебника? (стр. 162) Что нового появилось в определении? Какие части речи вам известны, давайте вспомним.


- Сейчас я предлагаю вам немного подвигаться, а заодно повторить части речи. Встаньте, пожалуйста, рядом со своим рабочим местом. Я буду называть вам слова, ваша задача определить часть речи слова. Если это имя существительное, хлопните в ладоши. Если я назову глагол, присядьте на стул. Ну а если названное мной слово будет именем прилагательным, помашите соседу по парте. (бег, беговой, бежать, пробежка, мчаться, лететь, полет, самолет, быстрый, бегун)

- Итак, мы повторили части речи, и теперь, я думаю, вы легко справитесь со следующим заданием «Найди лишнее». (индивидуальная работа с карточкой). Эту работу вы выполняете индивидуально.

Прочитайте. Найдите лишнее слово в представленном ряду. Объясните свой выбор.

  1. Красный, алый, кровавый, краснеть, багряный.

  2. Шагать, идти, шаг, топать, брести.

  3. Тоска, грустить, печаль, скорбь, грусть.

  4. Удивляться, недоумевать, удивительный, изумляться, дивиться.

  5. Гигантский, огромный, большой, исполинский, гигант.

  6. Метель, пурга, вьюга, замести, буран.

- Давайте, посмотрим, что у вас получилось.


- Вернемся к нашей схеме. Скажите, что общего и в чем отличие синонимов, записанных на доске? Какие из них вы употребите в разговоре с другом, какие найдете в художественном произведении, а какие можете употребить всегда, в любых речевых ситуациях.







-Сделаем вывод. Чем могут различаться синонимы? (вывод фиксируется на слайде и в своих карточках)



Вы так хорошо справляетесь с заданиями! Посмотрим, как вы справитесь с более сложным заданием.

1. Замените разговорное слово БУМАЖЕК из предложения синонимом научного стиля. Напишите этот синоним. 

Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. 

2. Замените разговорное слово ЩУПЛОМУ из предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.

3. Замените просторечное слово ДРАПАЛ из предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. 

4. Замените разговорное слово ЧУДИЛИСЬ из предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие.

5. Замените разговорное слово ЗАШУШУКАЛИСЬ из предложения стилистически нейтральным синонимом. 

Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.

- Выполним взаимопроверку. Обменяйтесь карточками и сверьте ответы одноклассника с ответами, предложенными на экране. (вывести ответы на экран)


- Я хочу поздравить, ребята, Вас и Вашего учителя. Сейчас вы справились с заданием, которое выполняют выпускники школ на экзамене по русскому языку в 9 классе!


- Какую тему мы изучали сегодня на уроке? Какую новую информацию о синонимах вы сегодня узнали? Достигли ли мы поставленных целей? Докажите.

- Дома я предлагаю вам выполнить следующее задание. Придумайте стихотворение о городе? В котором вы живете, о Салехарде, используя в нем синонимы.

- На этом наш урок окончен. Спасибо вам за работу. До свидания.

-девушку



- словесное рисование

(молодая девушка, она сидит, знатная, в нарядной одежде)





- в Древней Руси


















- Ланиты, очи, чело, стан



- Ланиты – щеки, очи – глаза, чело – лоб, стан – туловище.


- Да


- Работа с карточками, составление схемы (2-3 минуты)






- Работают у доски.





Глаза – зеньки, шары, моргала; рот – варежка



- Синонимы


- Синонимы



- Знать, что такое синонимы, уметь подбирать синонимы к слову, уметь различать синонимы по стилистической окраске.

Синонимы – это слова одинаковые по значению, но разные по написанию.


Синонимы – это слова одной и той же части речи (фиксируют в карточках).

-сущ., прилагательное, глагол, местоимение…












Работают самостоятельно с карточкой.










Слова синонимичного ряда обозначают одно и то же, но одни мы можем употребить, например, только в разговоре с другом, другие найти в художественном тексте, а третьи применить в любой речевой ситуации.



-Стилистической окраской.






Работают индивидуально с карточками.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!