СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку для 6 класса. "Способы образования имён прилагательных".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытий новых знаний с использованием электронной презентации, мульдимедийных ресурсов, дифференцированного подхода, самостоятельной деятельности учащихся и др.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку для 6 класса. "Способы образования имён прилагательных".»

6


МОУ «ШКОЛА №18 ГОРОДА ТОРЕЗА»

Учитель русского языка Стороженко Л.П.

Предмет Русский язык Класс 6 Урок № 3 Дата………


Т ема: «Словообразование имён прилагательных».


Цели: совершенствовать познавательные УУД: навыки морфемного разбора;

формировать познавательные УУД: знание способов образования

прилагательных и навыки словообразовательного анализа прилагателных;

метапредметные УУД: умение работать с интернет-ресурсами, навыки

оценивания не только своей деятельности, но и работы своих товарищей;

развивать личностные УУД : мотивы и интересы своей познавательной

деятельности; навыки доброжелательных взаимоотношений с одноклассниками в

учебной деятельности;

воспитывать ответственность за результаты коллективной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: осваивает правила поведения во время работы в малых группах, осознанное доброжелательное отношение к мнению товарищей в учебном процессе.

Метапредметные: умеет использовать интернет-ресурсы для получения информации, составляет презентации, преобразовывает полученную информацию в схему; овладевает навыками взаимоконтроля и взаимооценивания.

Предметные: определяет способы словообразования имён прилагательных; производит морфемный и словообразовательный разбор слова.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: девиз урока, листы самомониторинга, презентация к уроку, таблички с названиями групп-лабораторий, памятки работы в группах, оценочные листы, индивидуальные карточки – заявки, индивидуальные карточки для словообразовательного анализа, текст для лингвистической задачи, образец интеллект- карты, учебник «Русский язык» для 6класса, компьютеры, мультимедийная доска,


Сценарий урока

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

1.1.Девиз урока: «Пиши правильно! Говори красиво!» (произносится вместе).

1.2. –Кроме выполнения этого призыва, нам сегодня на уроке понадобятся определённые качества. Назовите их по первым буквам: (сначала называют дети, затем учитель предлагает свой вариант) Слайд №2

У м

Р езультативность

О рганизованность

К реативность

1.3. Работа с листом самомониторинга ( розданы тетради с сочинением-превращением – с домашним заданием собраны, учениками заполняется фактическая отметка по развитию речи и за ведение тетради, прогнозируется отметка за домашнее задание и навыки работы в группе)

Имя прилагательное


Вид деятельности

Отмет-ка

Актуа-лизация знаний

Домаш

нее

задание

Орфогра-

фическая

работа

Знание правил

Развитие речи

Усвоение нового материала

Ведение тетради

Работа в группе

ТКР

Дата

25.11

27.11



26.11


26.11

27.11


Прогноз

4

4



5


5

5


Факт

3




4


4














2.Этап актуализации и пробного учебного действия.

2.1. – Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам поработать в научной лаборатории в качестве лингвистов - исследователей. Но всем желающим принять в этой работе участие необходимо подать заявку в учёный совет. Она лежит у каждого на столе. Её необходимо заполнить.

Заявка

Я,….., пр…шу ра…решить участие в ис…ледовательской деятельности при условии решения следующей лингвистической задачи: сколько в данном тексте слов, соответствующих составу слова - предполагаемого заголовка?

Количество слов….

Лингвистическая задача по морфемике: слайд №3.

Сколько в данном тексте слов, соответствующих составу слова - предполагаемого заголовка?

Текст

……………………….(Морфемика)

Морфемика – раздел лингвистики, который изучает морфемы. Морфемы – это части слова. Их в русском языке четыре: приставка, корень, суффикс, окончание. Приставка и суффикс – это словообразующие морфемы. Окончание – формообразующая морфема. Лексическое значение слова содержится в корне, а грамматическое – в окончании. Часть слова без окончания называется основой. Знать и уметь находить морфемы необходимо для того, чтобы определять орфограммы, определять способ образования слов, правильно переносить слова. Морфемика – увлекательная наука.

2.2.Взаимопроверка заявок: ответ на слайде.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

3.1.Фронтальный взаимоопрос(повторенная дома тема): словообразование.

3.2.Проблемный вопрос: что объединяет выделенные части речи( назвать их) в тексте: способ образования.

- Какую часть речи мы изучаем? (прилагательное)

- Что, кроме известного, мы должны знать о каждой части речи? ( как она образуется)

- Какая тема сегодняшнего нашего исследования? ( способы образования имён прилагательных)

Запись темы урока в тетради. Слайд №4.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

4.1. Слайд №5.

Предмет исследования: прилагательное

Цель исследования: определить, какими способами могут образовываться имена прилагательные?

Конечный результат: коллективная презентация.

Должен знать: способы образования прилагательных.

Должен уметь: выполнять словообразовательный анализ прилагателных.

4.2. «Веб-квест».( Инновационный образовательный приём , при котором проблемное задание c элементами ролевой игры решается с использованием различных информационных ресурсов интернета)

Обучающиеся объединяются в группы: (для этого каждому заранее разложены карточки с названием его группы-лаборатории)

- Скажите, какие действия вы должны выполнять во время исследовательской деятельности? Слайд №6.

ИСКАТЬ

ДУМАТЬ

СОТРУДНИЧАТЬ

ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО

делать выводы

-Согласно этим действиям мы и организуем работу научных лабораторий, для каждой из которых определён свой путь построения проекта: ( каждая группа ищет информацию о способах образования прилагательных на заданных сайтах)

«Искатели» (низкий уровень знаний): Википедия

«Мыслители» (достаточный уровень знаний): в картинках

«Сотрудники» (достаточный уровень знаний): видео

«Предприниматели» (средний уровень знаний): презентации

«Теоретики» (высокий уровень знаний) : словообразовательный словарь.

5.Этап реализации построенного проекта.

5.1. Организация работы в группе:

Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей команде нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.

Девиз сегодняшнего урока:

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко

и всегда интересно!»

5.2. Памятка для каждой группы

Правила работы

  1. Уважай товарища.

  2. Умей слушать.

  3. Выбрать лидера.

  4. Распределить обязанности.

  5. Соблюдай тишину.

  6. Работай слаженно и старательно.


5.3. Работа в группах-лабораториях ( каждая группа работает у своего компьютера, распределив функции между членами)

5.4. Работа «конструкторского бюро»:по одному представителю от каждой группы объединяются для создания общего проекта- презентации.( шаблон заготовлен)

5.5. Работа « аналитического бюро»: остальные - проводят сравнительный анализ приготовленной ими информации с материалами учебника.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

6.1. Презентация проекта: каждая группа защищает свои слайды.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

7.1.Индивидуальная работа: выполнить словообразовательный анализ прилагательных: каждому члену группы по одному-три прилагательному (лидер распределяет от 1 до 3 ): разумный, увлекательный, бледно-розовый, предобрый, предрассветный, крепкий-крепкий, искристый)

7.2.Взаимопроверка в группе.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

8.1. Составление интеллект-карты «Образование прилагательных»: ( технология изображения информации в графическом виде. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем. Понятия каждого порядка изображаются обязательно другим цветом, линии не должны быть прямыми, последний порядок изображаемого – рисунки)

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

9.1. Заполнение оценочного листа работы в группе и листа самомониторинга.

Оценочный лист работы в исследовательской лаборатории

Фамилия, имя

исследо-вателя

Культура совместной деятельности

Выполнение своего задания

Словообразовательный

разбор

прилагательного

Инициатива

Средний

балл







10. Домашнее задание: слайд №7,повторить *39-40, выучить интеллект-карту; выполнить упр. 326 (указать над прилагательными способ их образования)

Раздаточный материал для работы

1.

Заявка

Я,….., пр…шу ра…решить участие в ис…ледовательской деятельности при условии решения следующей лингвистической задачи: сколько в данном тексте слов, соответствующих составу слова - предполагаемого заголовка?

Количество слов….


  1. Задания для исследовательских лабораторий.

Найти информацию в интернетресурсах о способах образования прилагательных

«Искатели» : Википедия

«Мыслители» : в картинках

«Сотрудники» : видео

«Предприниматели»: презентации

«Теоретики» : словообразовательный интернет-словарь.

3. Организация работы в группе:


Правила работы

  1. Уважай товарища.

  2. Умей слушать.

  3. Выбрать лидера.

  4. Распределить обязанности.

  5. Соблюдай тишину.

  6. Работай слаженно и старательно

4.Индивидуальная работа: выполнить словообразовательный анализ прилагательных (лидер распределяет от 1 до 3 ): разумный, увлекательный, бледно-розовый, предобрый, предрассветный, крепкий-крепкий, искристый.

Взаимопроверка.