6
МОУ «ШКОЛА №18 ГОРОДА ТОРЕЗА»
Учитель русского языка Стороженко Л.П.
Предмет Русский язык Класс 6 Урок № 3 Дата………
Т ема: «Словообразование имён прилагательных».
Цели: совершенствовать познавательные УУД: навыки морфемного разбора;
формировать познавательные УУД: знание способов образования
прилагательных и навыки словообразовательного анализа прилагателных;
метапредметные УУД: умение работать с интернет-ресурсами, навыки
оценивания не только своей деятельности, но и работы своих товарищей;
развивать личностные УУД : мотивы и интересы своей познавательной
деятельности; навыки доброжелательных взаимоотношений с одноклассниками в
учебной деятельности;
воспитывать ответственность за результаты коллективной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: осваивает правила поведения во время работы в малых группах, осознанное доброжелательное отношение к мнению товарищей в учебном процессе.
Метапредметные: умеет использовать интернет-ресурсы для получения информации, составляет презентации, преобразовывает полученную информацию в схему; овладевает навыками взаимоконтроля и взаимооценивания.
Предметные: определяет способы словообразования имён прилагательных; производит морфемный и словообразовательный разбор слова.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: девиз урока, листы самомониторинга, презентация к уроку, таблички с названиями групп-лабораторий, памятки работы в группах, оценочные листы, индивидуальные карточки – заявки, индивидуальные карточки для словообразовательного анализа, текст для лингвистической задачи, образец интеллект- карты, учебник «Русский язык» для 6класса, компьютеры, мультимедийная доска,
Сценарий урока
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
1.1.Девиз урока: «Пиши правильно! Говори красиво!» (произносится вместе).
1.2. –Кроме выполнения этого призыва, нам сегодня на уроке понадобятся определённые качества. Назовите их по первым буквам: (сначала называют дети, затем учитель предлагает свой вариант) Слайд №2
У м
Р езультативность
О рганизованность
К реативность
1.3. Работа с листом самомониторинга ( розданы тетради с сочинением-превращением – с домашним заданием собраны, учениками заполняется фактическая отметка по развитию речи и за ведение тетради, прогнозируется отметка за домашнее задание и навыки работы в группе)
Имя прилагательное |
| Вид деятельности |
Отмет-ка | Актуа-лизация знаний | Домаш нее задание | Орфогра- фическая работа | Знание правил | Развитие речи | Усвоение нового материала | Ведение тетради | Работа в группе | ТКР |
Дата | 25.11 | 27.11 | | | 26.11 | | 26.11 | 27.11 | |
Прогноз | 4 | 4 | | | 5 | | 5 | 5 | |
Факт | 3 | | | | 4 | | 4 | | |
| | | | | | | | | |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия.
2.1. – Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам поработать в научной лаборатории в качестве лингвистов - исследователей. Но всем желающим принять в этой работе участие необходимо подать заявку в учёный совет. Она лежит у каждого на столе. Её необходимо заполнить.
Заявка
Я,….., пр…шу ра…решить участие в ис…ледовательской деятельности при условии решения следующей лингвистической задачи: сколько в данном тексте слов, соответствующих составу слова - предполагаемого заголовка?
Количество слов….
Лингвистическая задача по морфемике: слайд №3.
Сколько в данном тексте слов, соответствующих составу слова - предполагаемого заголовка?
Текст
……………………….(Морфемика)
Морфемика – раздел лингвистики, который изучает морфемы. Морфемы – это части слова. Их в русском языке четыре: приставка, корень, суффикс, окончание. Приставка и суффикс – это словообразующие морфемы. Окончание – формообразующая морфема. Лексическое значение слова содержится в корне, а грамматическое – в окончании. Часть слова без окончания называется основой. Знать и уметь находить морфемы необходимо для того, чтобы определять орфограммы, определять способ образования слов, правильно переносить слова. Морфемика – увлекательная наука.
2.2.Взаимопроверка заявок: ответ на слайде.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
3.1.Фронтальный взаимоопрос(повторенная дома тема): словообразование.
3.2.Проблемный вопрос: что объединяет выделенные части речи( назвать их) в тексте: способ образования.
- Какую часть речи мы изучаем? (прилагательное)
- Что, кроме известного, мы должны знать о каждой части речи? ( как она образуется)
- Какая тема сегодняшнего нашего исследования? ( способы образования имён прилагательных)
Запись темы урока в тетради. Слайд №4.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения.
4.1. Слайд №5.
Предмет исследования: прилагательное
Цель исследования: определить, какими способами могут образовываться имена прилагательные?
Конечный результат: коллективная презентация.
Должен знать: способы образования прилагательных.
Должен уметь: выполнять словообразовательный анализ прилагателных.
4.2. «Веб-квест».( Инновационный образовательный приём , при котором проблемное задание c элементами ролевой игры решается с использованием различных информационных ресурсов интернета)
Обучающиеся объединяются в группы: (для этого каждому заранее разложены карточки с названием его группы-лаборатории)
- Скажите, какие действия вы должны выполнять во время исследовательской деятельности? Слайд №6.
ИСКАТЬ
ДУМАТЬ
СОТРУДНИЧАТЬ
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО
делать выводы
-Согласно этим действиям мы и организуем работу научных лабораторий, для каждой из которых определён свой путь построения проекта: ( каждая группа ищет информацию о способах образования прилагательных на заданных сайтах)
«Искатели» (низкий уровень знаний): Википедия
«Мыслители» (достаточный уровень знаний): в картинках
«Сотрудники» (достаточный уровень знаний): видео
«Предприниматели» (средний уровень знаний): презентации
«Теоретики» (высокий уровень знаний) : словообразовательный словарь.
5.Этап реализации построенного проекта.
5.1. Организация работы в группе:
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.
Девиз сегодняшнего урока:
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
5.2. Памятка для каждой группы
Правила работы
Уважай товарища.
Умей слушать.
Выбрать лидера.
Распределить обязанности.
Соблюдай тишину.
Работай слаженно и старательно.
5.3. Работа в группах-лабораториях ( каждая группа работает у своего компьютера, распределив функции между членами)
5.4. Работа «конструкторского бюро»:по одному представителю от каждой группы объединяются для создания общего проекта- презентации.( шаблон заготовлен)
5.5. Работа « аналитического бюро»: остальные - проводят сравнительный анализ приготовленной ими информации с материалами учебника.
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
6.1. Презентация проекта: каждая группа защищает свои слайды.
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
7.1.Индивидуальная работа: выполнить словообразовательный анализ прилагательных: каждому члену группы по одному-три прилагательному (лидер распределяет от 1 до 3 ): разумный, увлекательный, бледно-розовый, предобрый, предрассветный, крепкий-крепкий, искристый)
7.2.Взаимопроверка в группе.
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
8.1. Составление интеллект-карты «Образование прилагательных»: ( технология изображения информации в графическом виде. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем. Понятия каждого порядка изображаются обязательно другим цветом, линии не должны быть прямыми, последний порядок изображаемого – рисунки)
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
9.1. Заполнение оценочного листа работы в группе и листа самомониторинга.
Оценочный лист работы в исследовательской лаборатории
Фамилия, имя исследо-вателя | Культура совместной деятельности | Выполнение своего задания | Словообразовательный разбор прилагательного | Инициатива | Средний балл |
| | | | | |
10. Домашнее задание: слайд №7,повторить *39-40, выучить интеллект-карту; выполнить упр. 326 (указать над прилагательными способ их образования)
Раздаточный материал для работы
1.
Заявка
Я,….., пр…шу ра…решить участие в ис…ледовательской деятельности при условии решения следующей лингвистической задачи: сколько в данном тексте слов, соответствующих составу слова - предполагаемого заголовка?
Количество слов….
Задания для исследовательских лабораторий.
Найти информацию в интернетресурсах о способах образования прилагательных
«Искатели» : Википедия
«Мыслители» : в картинках
«Сотрудники» : видео
«Предприниматели»: презентации
«Теоретики» : словообразовательный интернет-словарь.
3. Организация работы в группе:
Правила работы
Уважай товарища.
Умей слушать.
Выбрать лидера.
Распределить обязанности.
Соблюдай тишину.
Работай слаженно и старательно
4.Индивидуальная работа: выполнить словообразовательный анализ прилагательных (лидер распределяет от 1 до 3 ): разумный, увлекательный, бледно-розовый, предобрый, предрассветный, крепкий-крепкий, искристый.
Взаимопроверка.