Тема урока: Имена собственные и нарицательные.
Тип урока: получение новых знаний
Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; дать представление о различии имён собственных и нарицательных.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление детей об основном назначении (функции) имен собственных;
Ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»;
Закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных
Развивающие:
Развивать у учащихся орфографическую зоркость, логическое мышление, устную и письменную речь;
Воспитательные:
Воспитывать положительное отношение к предмету
Оборудование: диск, словарь Ожегова, презентация, интерактивная доска, учебник «Русский язык» 2 класс П.Ф.Климанова , С.Г.Макеева, рабочая тетрадь по русскому языку П.Ф.Климанова , С.Г.Макеева
Целевые установки:
Предметные:
- Формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов;
- познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена нарицательные»;
- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.
Метапредметные:
- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом
Личностные:
- уметь использовать разные варианты собственного имени лица в конкретных ситуациях общения
Формируемые УУД
Уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно (ПУУД)
Уметь осуществлять самооценку, взаимооценку результатов работы (РУУД)
Уметь планировать учебное сотрудничество в паре (КУУД)
объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение (ПУУД)
выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД)
формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД)
Предметные умения:
писать в тексте имена собственные и нарицательные.
Основные понятия:
- имя существительное (без определения);
- имя собственное;
- имя нарицательное;
- правила правописания имен собственных и нарицательных
Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
3. Актуализация знаний.
4. Постановка целей и задач урока.
5. Совместное «открытие» новых знаний.
6. Первичное закрепление новой темы.
7. Обобщение.
8. Рефлексия.
9. Домашнее задание (по выбору)
Ход урока
1. Организационный момент
У.- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.
Пусть этот урок принесет вам радость общения. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Я очень верю в вас и думаю, что наш урок пройдет очень интересно.
2. Минутка чистописания
-А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.
- Запишем в тетрадях число, классная работа. (слайд 1)
- А сейчас отгадаем загадки. Отгадки будем записывать в тетрадях через запятую. (слайды 2-10)
- Придумайте клички домашним животным (корова, лошадь, собака, кот, поросёнок, козёл). Запишите в тетрадях две клички.
- Как вы написали клички? Почему?
- А еще какие слова пишутся с заглавной буквы?
3. Актуализация знаний.
- Чтобы узнать тему нашего урока, выполним задание. Работать будем в группах.
- У вас на партах лежат конверты. Там таблица и слова. Распределите слова по этим группам.
1. Имена | 2. Названия городов | 3. Названия рек | 4 |
Вася | Уфа | Волга | город |
Петя | Смоленск | Ока | река |
Вова | Москва | Кама | ученик |
| | | |
| | | |
Слова для справок:, , ,
Учитель.
- Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.
- Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? (Написанием.)
- А вы знаете, какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?
- Слова, которые всегда пишутся с заглавной буквы, люди договорились называть именами собственными, а те слова, которые пишутся со строчной буквы, - именами нарицательными.
- Давайте повторим эти трудные слова.
4. Постановка темы и целей урока.
- Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена собственные и нарицательные)
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?
(– Научиться различать имена собственные и нарицательные; научиться писать имена собственные с заглавной буквы; научиться подбирать имена собственные; узнать новые слова; узнать, что обозначают слова собственное и нарицательное )
5. Открытие нового знания.
– Ребята, а вы знаете, что обозначают слова «имя собственное», «нарицательное?» (нет; а я думаю, что собственное – это моё)
- Скажите, сколько городов можно назвать словом город? (много). А сколько городов можно назвать словом Москва? (один)
- Сколько рек можно назвать словом река? (много), а сколько рек можно назвать словом Волга? (одну)
- Сделайте вывод, что такое имена собственные и нарицательные. (имена собственные называют один предмет, а нарицательные – много)
- Объясните написание заглавной буквы. Подчеркните слова с общим значением для каждой группы.
- Чему вы учились, выполняя это задание? (писать имена собственные)
- Все справились с заданием?
- Ребята, а всегда ли имена нарицательные пишутся со строчной буквы?
Посмотрите на экран. (На лугу пасётся корова Зорька. Корова Зорька пасётся на лугу.) Что интересного заметили? (в начале предложения имена нарицательные пишутся с заглавной буквы)
Физкультминутка.
- А сейчас отдохнем. Я буду читать стихотворение. Если прозвучит имя нарицательное - вам надо присесть. Если услышите имя собственное надо стоя хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Воробей Тишка,
Поросёнок Гришка,
Красивая синичка.
Как напишешь клички?
6. Первичное закрепление полученных знаний.
- А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу). - Саша, когда у тебя день рождения? А почему возникла пауза? (Два человека имеют имя Саша) Какой же выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.) - Давайте рассмотрим следующую ситуацию:
В нашей школе в одном классе учились два Ивановых Михаила, и причём они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации. Какой же это выход? (Называть мальчиков по имени и отчеству).
- Ребята, а вы умеете писать свою фамилию, имя и отчество?
- Запишите их в тетрадь. - Какое, собственное или нарицательное имя вы записали?
- Продолжим работу.
- Однажды, читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? (ответы детей) Показываю картинку льва и фотографии Льва Толстого, Льва Кассиля и Льва Лещенко.
- Поработаем в парах. Игра «Лови ошибку»
- Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения на листочках, пользуясь всеми правилами орфографии.
Дети получают карточки:
| ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ. ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА. |
| У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ. САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ. | |
| | |
Проверка работы.
7.Обобщение.
Учитель: Наш урок подходит к концу.
- Какие цели мы ставили в начале урока? (Научиться различать имена собственные и нарицательные; научиться писать имена собственные с заглавной буквы; научиться подбирать имена собственные; узнать новые слова; узнать, что обозначают слова собственное и нарицательное)
- Достигли мы целей?
- Давайте проверим. У меня на столе лежат карточки со словами. Каждый должен взять одну карточку, прочитать слово и найти своё место в классе.
(Имя собственное, имя нарицательное).
Собака, девочка, город, река, улица, озеро, Байкал, Баумана, Мёша, Жучка, Алиса, Казань.
- Проверим, все ли нашли своё место. А сейчас попробуйте найти себе пару, составьте словосочетания. (дети встают парами: собака Жучка, озеро Байкал, девочка Алиса, город Казань, река Мёша, улица Баумана)
8. Рефлексия.
Ну вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам отметки я сейчас!
- Вы все очень хорошо работали, но оценю я вас по тестам. (выполняют тест)
- Покажите, пожалуйста, карточки с вопросительным знаком те, кто не понял новую тему.
- А теперь покажите своё настроение. Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, закрасьте солнышко, если вы собою недовольны - облачко.
9. Домашнее задание. ( по выбору)
1) выполнить упр. 14 на стр. 15 учебника
2) написать 5 названий улиц своего города
3) написать рассказ (5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные
- Урок окончен. Спасибо за работу.
7