СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку "Имена собственные и нарицательные."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке проходит формирование понятий "Имена собственные и нарицательные".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Имена собственные и нарицательные."»


Тема урока: Имена собственные и нарицательные.


Тип урока: получение новых знаний


Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; дать представление о различии имён собственных и нарицательных.


Задачи:


Образовательные:

Формировать представление детей об основном назначении (функции) имен собственных;

Ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»;

Закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных

Развивающие:

Развивать у учащихся орфографическую зоркость, логическое мышление, устную и письменную речь;

Воспитательные:

Воспитывать положительное отношение к предмету


Оборудование: диск, словарь Ожегова, презентация, интерактивная доска, учебник «Русский язык» 2 класс П.Ф.Климанова , С.Г.Макеева, рабочая тетрадь по русскому языку П.Ф.Климанова , С.Г.Макеева


Целевые установки:

Предметные:

- Формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов;

- познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена нарицательные»;

- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.

Метапредметные:

- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом

Личностные:

- уметь использовать разные варианты собственного имени лица в конкретных ситуациях общения


Формируемые УУД

Уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно (ПУУД)


Уметь осуществлять самооценку, взаимооценку результатов работы (РУУД)


Уметь планировать учебное сотрудничество в паре (КУУД)


объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение (ПУУД)


выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД)


формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД)

Предметные умения:

писать в тексте имена собственные и нарицательные.

Основные понятия:

- имя существительное (без определения);

- имя собственное;

- имя нарицательное;

- правила правописания имен собственных и нарицательных


Структура урока.

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания.

3. Актуализация знаний.

4. Постановка целей и задач урока.

5. Совместное «открытие» новых знаний.

6. Первичное закрепление новой темы.

7. Обобщение.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание (по выбору)
















Ход урока

1. Организационный момент


У.- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

Пусть этот урок принесет вам радость общения. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Я очень верю в вас и думаю, что наш урок пройдет очень интересно.

2. Минутка чистописания

-А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.

- Запишем в тетрадях число, классная работа. (слайд 1)

- А сейчас отгадаем загадки. Отгадки будем записывать в тетрадях через запятую. (слайды 2-10)

- Придумайте клички домашним животным (корова, лошадь, собака, кот, поросёнок, козёл). Запишите в тетрадях две клички.

- Как вы написали клички? Почему?

- А еще какие слова пишутся с заглавной буквы?

3. Актуализация знаний.

- Чтобы узнать тему нашего урока, выполним задание. Работать будем в группах.

- У вас на партах лежат конверты. Там таблица и слова. Распределите слова по этим группам.


1.

Имена


2.

Названия городов


3.

Названия рек


4

Вася

Уфа

Волга

город

Петя

Смоленск

Ока

река

Вова

Москва

Кама

ученик










Слова для справок:, , ,

Учитель.

- Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.

- Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? (Написанием.)

- А вы знаете, какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?

- Слова, которые всегда пишутся с заглавной буквы, люди договорились называть именами собственными, а те слова, которые пишутся со строчной буквы, - именами нарицательными.

- Давайте повторим эти трудные слова.

4. Постановка темы и целей урока.

- Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена собственные и нарицательные)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

(– Научиться различать имена собственные и нарицательные; научиться писать имена собственные с заглавной буквы; научиться подбирать имена собственные; узнать новые слова; узнать, что обозначают слова собственное и нарицательное )

5. Открытие нового знания.

– Ребята, а вы знаете, что обозначают слова «имя собственное», «нарицательное?» (нет; а я думаю, что собственное – это моё)

- Скажите, сколько городов можно назвать словом город? (много). А сколько городов можно назвать словом Москва? (один)

- Сколько рек можно назвать словом река? (много), а сколько рек можно назвать словом Волга? (одну)

- Сделайте вывод, что такое имена собственные и нарицательные. (имена собственные называют один предмет, а нарицательные – много)

- Объясните написание заглавной буквы. Подчеркните слова с общим значением для каждой группы.

- Чему вы учились, выполняя это задание? (писать имена собственные)

- Все справились с заданием?

- Ребята, а всегда ли имена нарицательные пишутся со строчной буквы?

Посмотрите на экран. (На лугу пасётся корова Зорька. Корова Зорька пасётся на лугу.) Что интересного заметили? (в начале предложения имена нарицательные пишутся с заглавной буквы)

Физкультминутка.

- А сейчас отдохнем. Я буду читать стихотворение. Если прозвучит имя нарицательное - вам надо присесть. Если услышите имя собственное надо стоя хлопнуть в ладоши над головой.


Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козёл Бодун,

Воробей Тишка,

Поросёнок Гришка,

Красивая синичка.

Как напишешь клички? 


6. Первичное закрепление полученных знаний.

- А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу). - Саша, когда у тебя день рождения? А почему возникла пауза? (Два человека имеют имя Саша) Какой же выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.) - Давайте рассмотрим следующую ситуацию:

В нашей школе в одном классе учились два Ивановых Михаила, и причём они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации. Какой же это выход? (Называть мальчиков по имени и отчеству).

- Ребята, а вы умеете писать свою фамилию, имя и отчество?

- Запишите их в тетрадь. - Какое, собственное или нарицательное имя вы записали?

- Продолжим работу.

- Однажды, читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? (ответы детей) Показываю картинку льва и фотографии Льва Толстого, Льва Кассиля и Льва Лещенко.

- Поработаем в парах. Игра «Лови ошибку»

- Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения на листочках, пользуясь всеми правилами орфографии.

Дети получают карточки:


ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.

ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА.


У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.

САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.





Проверка работы.

7.Обобщение.

Учитель: Наш урок подходит к концу.

- Какие цели мы ставили в начале урока? (Научиться различать имена собственные и нарицательные; научиться писать имена собственные с заглавной буквы; научиться подбирать имена собственные; узнать новые слова; узнать, что обозначают слова собственное и нарицательное)

- Достигли мы целей?

- Давайте проверим. У меня на столе лежат карточки со словами. Каждый должен взять одну карточку, прочитать слово и найти своё место в классе.

(Имя собственное, имя нарицательное).

Собака, девочка, город, река, улица, озеро, Байкал, Баумана, Мёша, Жучка, Алиса, Казань.

- Проверим, все ли нашли своё место. А сейчас попробуйте найти себе пару, составьте словосочетания. (дети встают парами: собака Жучка, озеро Байкал, девочка Алиса, город Казань, река Мёша, улица Баумана)


8. Рефлексия.

Ну вот и всё, урок к концу подходит, 
Мы славно поработали сейчас, 
Учитель ваш уже итог подводит, 
Не сводит с вас своих довольных глаз. 
Спасибо вам, ребята, за работу, 
Не подвели меня и в этот раз, 
С великим удовольствием, конечно, 
Поставлю вам отметки я сейчас! 

- Вы все очень хорошо работали, но оценю я вас по тестам. (выполняют тест)

- Покажите, пожалуйста, карточки с вопросительным знаком те, кто не понял новую тему.

- А теперь покажите своё настроение. Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, закрасьте солнышко, если вы собою недовольны - облачко.

9. Домашнее задание. ( по выбору)

1) выполнить упр. 14 на стр. 15 учебника

2) написать 5 названий улиц своего города

3) написать рассказ (5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные

- Урок окончен. Спасибо за работу.



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!