СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку "Предлог как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Предлог как часть речи"»

7 класс

Тема: Предлог как часть речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

- знать перечень служебных и самостоятельных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных;

- знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания;

- уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

Основная цель – изучение предлога как служебной части речи.

Задачи:

- систематизировать изученный ранее материал о самостоятельных и служебных частях речи, сформулировать их отличительные признаки;

- определить значения, выражаемые предлогами;

- доказать значимость предлога как части речи.

Ход урока

I. Орфографическая минутка. Объяснить условия выбора орфограмм и постановку знаков препинания.

(Не)найти н..как предлог

Ра…казать вам (про) предлог.

Так ра…кажем просто так,

Что он дела..т и как.

(В)предложени..  (на) служб..

(С)падеж..м всегда он (в)дружб…,

(На) него показ..вает

И слова все связ..вает. (Слайд 4)

- О чем это шуточное стихотворение? Какую информацию вы из него извлекли?



II. Повторение пройденного.

- Сегодня на уроке речь пойдёт о предлоге. Скажите, ребята, сколько частей речи в русском языке?

(12: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния; предлоги, союзы, частицы)

-На какие 2 группы делятся они в зависимости от роли в языке?(самостоятельные и служебные)

-Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных (знаменательных)? (Слайд 5)

1) есть лексическое и грамматическое значение;

2) изменяются (кроме наречия);

3) являются членами предложения;

4) употребляются самостоятельно

1) нет лексического и грамматического значения;

2) не изменяются;

3) не бывают членами предложения;

4) не употребляются без самостоятельной части речи



III. Работа с учебником. Изучение правила.

IV. Первичное закрепление.

1) Выпишите предлоги из предложений в два столбика: простые и составные

  • В течение всего дня шел дождь.

  • В заключение вечера был концерт.

  • Река в течении своем делает много поворотов.

  • В продолжение повести мы узнали о судьбе героев.

  • Из-за болезни я не мог посещать школу.

  • Говорил тихо, несмотря на друзей.

  • Я хотел поговорить с вами насчет квартиры.

  • Подложили цепи под колеса вместо тормозов.

  • Прилагательное согласуется с существительным в роде.

  • В отличие от одноклассников он не собирался в институт.

  • Над морем становится по-прежнему тихо.

  • Антон приехал к нам из города.

ПРИМЕЧАНИЕ: Перед глаголом, деепричастием, наречием никогда не

бывает предлогов. (Слайд 6)

2) Веселая грамматика.

  • -Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов?

  •  (с-о-с-на)

  • -Из каких трех предлогов можно составить название домашнего животного? (к-о-за)

  • А из двух? (К-от)

  • Предлог и головы ветвистое украшенье

Укажут путь без промедленья. (До-рога) (Слайд 7)


V.Физкультминутка.


ЕСЛИ ПРЕДЛОГ ПРОИЗВОДНЫЙ – ПОДНЯТЬСЯ НА НОСКИ, РУКИ ВВЕРХ; ЕСЛИ ПРЕДЛОГ НЕПРОИЗВОДНЫЙ – ПРИСЕСТЬ, РУКИ ВПЕРЕД.

Навстречу, из-за, через, над, вдоль, от, над, вместо, у, по, для, напротив, благодаря, о, из-под.

Производные: навстречу, вдоль, вместо, напротив, благодаря.

Непроизводные: из-за, через, от, над, по, у, для, о, из-под. (Слайд 8)

VI.Творческий диктант.

Поставьте слова, данные в скобках, в нужный падеж и запишите словосочетания. Укажите падеж существительных.

Благодаря (прекрасная игра), согласно (расписание), соскучился по (отец), вопреки (ожидание), несмотря на (дождь), ввиду (задолженность), наперекор (судьба), вследствие (непогода), находился между (парты), по мере (приближение). (Слайд 9)

Создание кластера (Слайд 10)



VII.Работа в группах. (Раздаточный материал)

1 группа.

Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами?

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

2 группа.

Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги, распределите их в две колонки. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.



VII. Самостоятельная работа. (Слайд 11)

Замените беспредложные словосочетания на словосочетания предлога с существительным.

Бескрайняя равнина, пришкольный участок, настольная лампа, предрассветное утро, подводные скалы, околоземная орбита, безвоздушное пространство, земляничное варенье, собачий корм, предпраздничный день, испуганный крик.

IX. Рефлексия

Интересным показалось …

Полезным было …..

Мне трудно было…..

Я понял….

Я справился с заданиями….

Я выполнил…

X. Домашнее задание. Сочинить сказку о предлогах














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!