СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Однородные члены предложения" , презентация к уроку

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 3 классе»

Урок русского языка по теме:

«Предложения с однородными членами предложения»

Цель: формировать представление об однородных членах предложения, их признаках.

Планируемые результаты

Предметные УУД:

  • научатся выделять однородные члены предложения;

  • получат возможность научиться использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

  • получат возможность различать однородные члены предложения – главные и второстепенные;

  • ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения;

  • научить чертить схемы предложения с однородными членами;

Познавательные УУД:

  • научатся пользоваться таблицами, опорными схемами;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением их существенных признаков.

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

Личностные УУД:

  • у учащихся будет формироваться интерес к познанию русского языка, осознание его роли в речи и жизни людей;

  • получат возможность проводить самооценку успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать алгоритм  действий на уроке;

  • работать по коллективно составленному плану в парах и группах;

  • получат возможность научиться анализировать ,сравнивать, делать выводы, строить суждения;

  • научатся планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • получат возможность вступать в учебный диалог с товарищами по классу, учителем;

  • научатся учитывать другое мнение и позицию своих товарищей;

  • научаться выполнять роли лидера или исполнителя, договариваться, приходить к общему решению ( при работе в группе, паре)

Оборудование: магнитная доска, проектор, экран.

Литература: Л.Ф Климанова Русский язык: Учебник .3 класс/ Москва: «Просвещение», 2014

Ход урока:

I.Организационный момент.

Работать будем дружно,

Потому что

Всем нам это нужно!

У: Сегодня у нас на уроке много гостей, но одна необычная гостья не смогла прийти, только прислала заказное письмо.

Перед тем как открыть конверт, послушайте стихотворение Пушкина и попробуйте догадаться, кто прислал нам письмо.

Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье, 
В багрец и золото, одетые леса. 
(А.С. Пушкин)

Щедрая Осень прислала нам букет разноцветных листьев, и каждый листик не простой, а с заданием.

Сама Осень очень занята сейчас, ведь каждое дерево, каждый кустик надо по-своему разукрасить, да и о погоде нельзя забывать: то дождик припустить, то солнышку дать выглянуть

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Первый лист.

1. Чистописание.

ок ик ин ен н

У: Что общего у выписанных на доске букв?

(Д: Это суффиксы)

У: Выпишите красивым почерком эти сочетания в свою тетрадь.

Второй лист.

2. Индивидуальная работа.

А) Дать характеристику слова по заданному алгоритму: ОСЕННИЙ

О С Е Н Н И Й ______________ - .. б, ..зв, .. сл.


Б) Разбор слов: ОСЕННИЕ, ДОЖДЛИВЫЙ, ХОЛОДНАЯ, ЗАМОРОЗКИ по составу.

Третий лист.

3.Словарная работа

У: Назовите осенние месяцы.

СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ.

У: Ребята, а вы знаете, почему их так назвали?

Я попросила Дашу, Артема и Татьяну подготовить информацию по этому вопросу, Пожалуйста, ребята, расскажите, что вы узнали. Где вы добывали эти знания?

(Трое детей рассказывают историю названий месяцев)

Четвертый лист Сентябрь – название первого месяца осени, произошло от латинского слова “сэптэмбэр”, которое означает “седьмой”. Новый год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. (Сейчас – девятый.)

Пятый лист Октябрь – десятый месяц в году. Слово октябрь состоит в родстве со словами октава, октет. Все они образованы от латинского слова “октет”. Что значит “восемь”. (в наше время 10- й месяц)

Шестой лист Ноябрь – получил название от латинского слова “новем”, что значит “девять”. Еще Ноябрь – это сумерки года. Ноябрь без топора мосты наводит. Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат. (В наше время ноябрь – 11-й месяц.)

У: Запишите эти слова в тетрадь.


III. Проблемное объяснение нового материала.

Создание проблемной ситуации. Конструирование предложения.

- Из слов каждой строчки составьте предложение об осени.

(Предложения записать в тетрадь и на доску)

Седьмой лист.

и кружились на листья летели землю падали.

(Листья кружились, летели и падали на землю)

Восьмой лист

Наших зимуют в синицы и воробьи краях снегири.

(В наших краях зимуют воробьи, снегири и синицы.)

Девятый лист

Листья красные шуршали желтые оранжевые под ногами и зеленые.

(Красные, желтые, оранжевые и зеленые листья шуршали под ногами.)


У: Что вы можете сказать об этих предложениях?

Д: Предложения распространенные.

У: Когда предложения называются распространенными?

Д: Когда есть главные и второстепенные члены предложения.

У: Сравните предложения. В чём их особенность?

Д: В этих предложениях перечисляются слова, которые соединены интонацией.


У: Такие слова называются … ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(на доске появляется запись)

У: Ребята, кто догадался, почему эти группы слов назвали однородными членами предложения?

( учащиеся высказывают предположения)

У: Рассмотрите внимательно слово Однородные и скажите, от каких слов оно образовано? Попробуйте разобрать его по составу.

Д: Один и род.

У: Это сложное слово, образованное от двух слов поэтому у него два корня. Вывод: Значит, у однородных членов предложения должно быть много общего.

(учитель читает из толкового словаря Ожегова и

проецирует на экране значение слова однородный)

Однородный - относящийся к тому же роду, разряду, одинаковый


У: Как вы думаете, какая сегодня цель нашего урока?

Д: Узнать, как называются эти группы слов

Научиться выделять в предложении однородные члены.

Правильно ставить запятые в предложениях с однородными членами.


У: Ребята давайте вернемся к нашим предложениям. (УСТНО)

-Прочитайте первое предложение. Назовите главные члены предложения.

Д: Листья кружились, летели и падали.

В этом предложении три сказуемых: кружились, летели и падали, они являются однородными членами предложения.


У: Прочитайте второе предложение. Назовите главные члены предложения. Д: Воробьи, синицы, снегири зимуют.

В этом предложении три подлежащих: воробьи, синицы, снегири, они являются однородными членами предложения.


У: Прочитайте третье предложение. Назовите главные члены предложения.

Что вы увидели?

Д: В этом предложении одно подлежащее и одно сказуемое, но зато в нем четыре прилагательных: красные, желтые, оранжевые, зеленые.

У: Каким членом предложения они являются?

Д: Однородными второстепенными членами предложения.

У: Ребята, какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Однородные члены предложения могут быть главными и второстепенными членами предложения.

У: Кто попробует назвать все признаки однородных членов предложения?

(Учащиеся называют признаки.

Каждая новая мысль фиксируется учителем

и добавляется в опорную схему)

Десятый лист

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) отвечают на один и тот же вопрос

2) относятся к одному и тому же слову

3) являются одним членом предложения

4) Произносятся с перечислительной интонацией

У: Давайте сверим наше определение однородных членов предложения, с тем которое даётся в учебнике. Откройте учебник на с. 92.

(Дети читают правило)

У: Это еще не все что мы должны сегодня узнать на уроке. Я прочитаю вам предложение, а вы скажите, чего не хватает в предложениях на доске.

(Учитель читает предложения с интонацией)

Д: Однородные члены предложения выделяются интонацией.

У: Как интонацию можно показать на письме?

Д: С помощью запятых и других знаков препинания.

Одиннадцатый лист

Вывод: Между однородными членами предложения ставится запятая.



, ,


, , И


У: Проверьте, есть ли ошибки на доске.

(Дети исправляют ошибки и ставят запятые)

У: Сравните наше определение с определением в учебнике на с.93. Мы правильно определили, когда ставится запятая в предложении с однородными членами?

Однородные члены предложения соединяются союзом И.

Если союза нет, то между однородными членами ставится запятая.


У: Если вы запомните веселое четверостишие об однородных членах, то оно всегда будет служить вам подсказкой в правильной расстановке знаков препинания.

Если стоят однородные члены
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.

Двенадцатый лист.

IV. Физминутка

Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он всё ниже, ниже, ниже.
Всё к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете.


V. Закрепление нового знания.

Составление предложений. Работа в паре.

У: У вас на партах лежит карточка с предложением. (по рядам)

У: Подумайте и обсудите в паре с соседом, как можно из трех предложений составить одно? Запишите предложение в тетрадь.


Тринадцатый лист.

Карточка №1. (1 ряд)

1.Прочитайте.

К кормушке прилетели снегири. К кормушке прилетели синички. К кормушке прилетели воробьи.

2.Подумайте, как из этих предложений можно составить одно предложение? 3.Запишите его в тетрадь.

У: Прочитайте предложение, которое у вас получилось.

Д: К кормушке прилетели снегири, синички и воробьи.


Четырнадцатый лист

Карточка №2. (2 ряд)

1.Прочитайте.

За окном завыл сильный ветер. За окном зашумел сильный ветер. За окном засвистел сильный ветер.

2.Подумайте, как из этих предложений можно составить одно предложение? 3.Запишите его в тетрадь.

У: Прочитайте предложение, которое у вас получилось.

Д: За окном завыл, зашумел, засвистел сильный ветер.


Пятнадцатый лист.

Карточка №3 (3 ряд)

1.Прочитайте.

На юг улетают стаи стрижей. На юг улетают стаи журавлей. На юг улетают стаи ласточек.

2.Подумайте, как из этих предложений можно составить одно предложение? 3.Запишите его в тетрадь.

У: Прочитайте предложение, которое у вас получилось.

Д: На юг улетают стаи стрижей, журавлей и ласточек.


Карточка запасная

На осенних полях завяла трава. На осенних полях пожухла трава. На осенних полях потемнела трава.

На осенних полях завяла, пожухла, потемнела трава.


Шестнадцатый лист.

Проверка работы учащихся в паре.

У: Прочитайте свои предложения.

(Один человек от ряда читает предложение)

  1. К кормушке прилетели снегири, синички, воробьи.

  2. За окном завыл, зашумел, засвистел сильный ветер.

  3. На юг улетают стаи стрижей, журавлей и ласточек.


У: Молодцы, с этим заданием вы справились.

Семнадцатыйй лист.

Исследование предложений. Работа в группе.

У: Ребята, хотите быть исследователями?

У: Я предлагаю каждому ряду собраться и исследовать своё предложение по плану.

План исследования.

1.Какие слова перечисляются в предложении?

2.На какой вопрос они отвечают?

3.Каким членом предложения они являются?

4.К какому слову они все относятся?

(В группах идёт устное обсуждение. Учащиеся распределяют ответы на вопросы. Каждая группа выходит и рассказывает о своем предложении по плану. Учитель по ходу чтения открывает его на доске)


Восемнадцатый лист

  1. Группа:

К кормушке прилетели снегири, синички, воробьи.

1.Какие слова перечисляются в предложении? Снегири, синички воробьи

2.На какой вопрос они отвечают? Кто?

3.Каким членом предложения они являются? Подлежащим

4.К какому слову они все относятся? Прилетели


Девятнадцатый лист.

  1. Группа:

За окном завыл, зашумел, засвистел сильный ветер.

  1. Какие слова перечисляются в предложении? Завыл, зашумел, засвистел

  2. На какой вопрос они отвечают? Что сделал?

  3. Каким членом предложения они являются? Сказуемым.

  4. К какому слову они все относятся? Ветер


Двадцатый лист.

  1. Группа:

На юг улетают стаи стрижей, журавлей и ласточек.

1.Какие слова перечисляются в предложении? Стрижей, журавлей, ласточек

  1. На какой вопрос они отвечают? Кого?

  2. Каким членом предложения они являются? Второстепенным членом предложения.

  3. К какому слову они все относятся? Стаи


Двадцать первый лист

VI. Фиксация нового знания.

Работа в учебнике с. 93 упражнение 155


Двадцать второй лист

VII Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Выполни тест:

1.Найди и отметь предложение с однородными членами:

  1. Снег пропитался водой, отяжелел и осел.

  2. В мае зацветают в лесу душистые ландыши.

  3. Букет состоял из красных тюльпанов.

2.В каком предложении есть однородные подлежащие:

  1. Терпение и труд всё перетрут.

  2. Труд украшает человека.

  3. Без соли и хлеба плохая беседа.

3.В каком предложении есть подлежащее, сказуемое и однородные второстепенные члены предложения:

  1. На лугах расцвели ромашки, колокольчики.

  2. В саду много работы.

  3. Дворник убирает улицу, двор, сквер

  4. Пожелтели клёны, берёзы.

4.В каком предложении есть однородные сказуемые:

  1. Дождик вымочит, солнце высушит.

  2. Осенью солнце освещает и согревает землю последними лучами.

  3. Мороз заковал озёра, реки.


Двадцать третий лист

VIII. Рефлексия.

Перед вами лесенка успеха: левая часть говорит нам, что вы знаете правила об однородных членах предложения и знаках препинания в них, а правая лесенка символизирует ваши умения в этом вопросе,

Если вы не очень разобрались в теме урока, ваш смайлик будет на первой ступени лестницы, если 50/50 – на второй ступени, а если вы все правила запомнили на отлично, тогда на третьей ступени левой лесенки.

Проанализируйте свою работу на уроке, насколько вы знаете правила об однородных членах предложения, и первый смайлик расположите на левой лесенке.

Подумайте, насколько вы умеете применять полученные знания на письме, и расположите смайлик на правой лесенке соответственно на первой, второй или третьей ступени.

ЗНАЮ: УМЕЮ:





Двадцать четвертый лист

IX. Домашнее задание.

Д.З. Тем детям, кто свой смайлик расположил на верхней ступеньке- выписать из книги для чтения 3-5 предложений с однородными членами;

Тем, кто прикрепил смайлик на первую или вторую ступеньку выполнить упражнение №156 на странице 93;

Всем выучить правило стр. 92-93

Двадцать пятый лист

X. Итог.

Ребята, нам принесли срочную телеграмму. Послушайте.

«Всем ребятам большое спасибо за отличное выполнение моих заданий!»
Золотая Осень.

Урок окончен! Всем спасибо!





P.S. Дополнительное задание для высокомотивированных учащихся (индивидуальные карточки).

Расставьте знаки препинания:

Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы. На мху в траве лежали следы осени. Остро пахло сырой землей прелыми листьями. Из вороха старых листьев из травы и из валежника выглядывают грибы. Как красив осенний лес!




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!