05.03 Русский язык 4 класс Учитель: Сребняк Татьяна Леонидовна
Тема:«Роль глаголов в речи»
Цель: расширение представлений о синтаксической роли глагола в речи ; актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы ,объяснять их значение. Различать глаголы среди слов других частей речи, определять морфологические признаки глагола.
Планируемые результаты. Учить различать глаголы среди других частей речи; называть изученные грамматические признаки глаголов; определять роль глаголов в языке и речи; делать выводы на основе наблюдения сравнения; учитывать разные мнения в совместной деятельности;
Метапредметные: Личностные: развитие доброжелательности , доверия и внимательности к людям, сформированность учебных мотивов, интерес к способу решения и общему способу действий.
Познавательные: структурирование знаний, понимание места «Глагола» в системе частей речи русского языка, понимание общих признаков глагола, синтез целого из частей, выдвижение гипотез и их обоснование
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того , что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, планирование работы в группе контролирование затраченного времени на задание, оценивание своей работы на уроке
Коммукативные: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение слушать собеседника, учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение
Тип урока: открытие новых знаний
Методы обучения: проблемный , частично поисковый.
Формы работы учащихся: работа в парах, в группах.
Оборудование: Карточки, презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель:
Здравствуйте! – скажем руками. (Рядом стоящие дети обмениваются рукопожатиями)
Здравствуйте! – скажем глазами. (Здороваются мимикой)
Здравствуйте! – скажем ртом:
“Здравствуйте!”
Станет радостней кругом. (Все улыбаются)
Учитель:
- Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте улыбнёмся им.
1. Актуализация знаний.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
- Правильно, ребята. И мы с вами переходим к изучению нового раздела в русском языке. И как вы уже поняли раздел этот называется – ГЛАГОЛ. Изучая данный раздел, что мы с вами вспоним, что узнаем, чему будем учиться. (читают)
Сегодня у нас с вами не простой урок, а урок- путешествие. И отправимся мы в вами в страну в необычную страну.
Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на глобусе,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей карте.
И путешествовать по неё
Отправимся мы снова,
А называется она - страна Глаголия.
2. Постановка целей урока
- Тема нашего урока: Глагол. Роль глаголов в языке.
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (обобщить знания о глаголе как части речи, узнать, какую роль играет глагол в предложении и речи, умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.)
3.Актуализация знаний
- Итак, мы начинаем наше увлекательное путешествие, которое поможет нам раскрыть важность и сущность глагола в русском языке.
Чтобы попасть в страну Глаголию, необходимо открыть замок. А открыть мы его сможем, если вспомним откуда у глагола появилось такое название.
- Итак, что обозначает слово «глагол»? Где найти ответ на этот вопрос? (в словарях) . Обратимся к словарям.
Из словаря Владимира Ивановича Даля:
Глагол - 1. Слово, речь, выражение.
2. Словесная речь человека, разумный говор, язык.
Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:
Глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.)
Из этимологического словаря:
Глагол – греческого происхождения, означает «речь»
- Молодцы! С первым препятствием мы с вами справились. Добро пожаловать в страну Глаголия.
4. Работа по теме урока
А)- Первая наша остановка «Станция чистописания».
- Откройте тетради, запишите число, классная работа
На доске: Лена видела в лесу настоящую лису.
- Чтобы отгадать букву, которую нужно написать, послушайте ее характеристику:
Эта буква согласного звука
Обозначает звонкий звук
Является суффиксом в глаголах прошедшего времени
В данном предложении встречается 4 раза.
- Запишите букву (заглавная и строчная). Запишите предложение. Что интересного заметили в нем? (В предложении есть омонимы – слова, совпадающие по звучанию, но отличающиеся значением, грамматической характеристикой и написанием).
Б) Мы с вами оказались в «Городе смысла»
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Учебники стр.68 упр.140: Разбейте глаголы на группы по смысловому значению.
ü Глаголы со значением движения: бежать, идти, ехать, лететь.
ü Глаголы со значением речи: спросить, рассказывать, говорить.
ü Глаголы со значением звучания: мяукать, жужжать.
ü Глаголы со значением труда: работать, строить, рисовать.
ü Глаголы со значением мысли: думать, размышлять.
ü Глаголы, со значением проявления чувств: радоваться, грустить.
- Скажите мне пожалуйста на какие вопросы отвечает глагол и что он обозначает. (глагол – часть речи, обозначающая действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?)
2) Ещё одно задание в «Городе смысла». Поработаем в парах
Найди каждому фразеологизму соответствующий по смыслу глагол
Зарубить на носу (запомнить)
Надуть губы (обидеться)
Клевать носом (дремать)
Перемывать косточки (сплетничать)
На стенку лезть (обезуметь)
Чесать языки (болтать)
Запишите понравившейся вам фразеологизм и подчерните в нем глагол.
- Что общего у подобранных глаголов? (неопределённая форма)
В) Мы переходим в «Плоскогорье начальной формы»
- Что такое неопределённая форма глагола? (глаголы, по которым нельзя определить ни лицо, ни время, ни число.)
- Игра «Что делать? Что сделать?».
Играют 2 команды (мальчики и девочки)
Девочки записывают себе в тетради глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?», мальчики – глаголы, отвечающие на вопрос «что сделать?»
(Учитель называет слова: закрыть, смотреть, ходить, пришить, читать, отпилить, прочитать, рисовать, уехать, плавать).
Г) Мы с вами оказались возле «Парка времен глаголов»
- Что знаете о временах глагола? (глаголы изменяются по временам, имеют 3 времени: наст., буд., прош.)
Глаголы в настоящем времени обозначают действие, происходящее в момент речи отвечают на вопросы: что делает? Что делают?
Глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое уже произошло и отвечают на вопросы: что делал,? Что сделал?
Глаголы будущего времени обозначают действие, которое будет происходить и отвечают на вопросы: что будет делать? Что сделает?
- Определите время глаголов
Расцвела, зеленеет, спою, струится, буду рисовать, завила
- Обменяйтесь и проверьте друг у друга. У кого всё правильно?
Д) «Числовая поляна»
- Что вы можете сказать о числе глагола? (глаголы изменяются по числам, могут быть ед., мн.ч. В ед. ч. глагол, обозначает действие 1 предмета; во мн.ч. – действие 2 и более предметов)
Работа по вариантам
Образуйте от глагола цвести глаголы 1 вариант - ед.ч , 2 вариант - мн.ч.
Цвести – цвету, цветет, цветешь, цветем, цветут, цветете
- Какая часть слова указывает на число глагола? (окончание)
Е) Морфологическая долина(упр.141 стр.68)
Ж) Станция «Творческая»
Наблюдение над ролью глаголов в речи.
У детей на партах карточки с текстами. Тексты вслух читают выразительно читающие ученики.
РОДНИЧОК ВЕСНОЙ.
В лесу все шумят. И родничок приветливо журчит. Вокруг поют птицы. А он вместе с ними радуется и улыбается. Белым подснежникам он поет нежные и добрые песни. Он играет с хвоинками, попавшими к нему в гости.
Жизнь так и кипит в нем.
РОДНИЧОК ОСЕНЬЮ.
В лесу все затихло. Птицы улетели. Один родничок остался на прежнем месте. Жизнь уже не кипела в нем. Он грустил. Он плакал и тихо стонал. Потом родничок потянулся к промерзшей траве. Но она отвернулась от него: сама еле дышит…
Родничку показалось, что все его отвергли…
-Что общего между текстами?
-Чем они отличаются?
-Какая часть речи помогла передать настроение каждого рассказа?
-Какова роль глагола в нашей речи?
- Чем является глагол в предложении?
Вывод: "Глагол обозначает действия предметов. Но еще он может передать настроение, чувства". (Упр.142 стр.69 (устно))
5. Закрепление изученного
- Мы с вами приближаемся к Дворцу Глаголов. Чтобы в него войти , нужно вспомнить, что нам удалось повторить сегодня на уроке по теме «Глагол».
Тест
1. Укажите глагол:
А) осенью Б) напишет В) письменный
2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:
А) что делал? Что сделал? Б) Что сделает? Что будет делать?
В) что делать? Что сделать?
3. Определите глагол прошедшего времени:
А) вылетит Б) осветило В) засвистят
4. Выбери глаголы женского рода:
А) прилетела Б) наполнил В) прошло Г) подумала
5. Укажите предложение с глаголом 2 лица единственного числа:
А) В наш дом приходят гости
Б) А вы делаете зарядку?
В) Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
6. В каком предложении глагол употреблен в будущем времени:
А) Вылетела на солнышко первая бабочка.
Б) По вечерам у костров звучат песни.
В) Мы будем строить новый дом.
- Молодцы, ребята. Я думаю, что мы выполнили Указ королевы Морфологии и оценили важность и нужность глагола в русском языке.
6. Итог урока
Подошло к концу наше путешествие. Что же мы с вами делали сегодня на уроке? Чем занимались? Говорите только глаголы!!!!
7. Рефлексия
8. Домашнее задание стр.70 упр.145
Работа в парах
Найди каждому фразеологизму соответствующий по смыслу глагол
Зарубить на носу сплетничать
Надуть губы болтать
Клевать носом обезуметь
Перемывать косточки запомнить
На стенку лезть дремать
Чесать языки обидеться
Работа в командах
Мальчики – что делать? Девочки- Что сделать?
закрыть, смотреть, ходить, пришить, читать, отпилить, прочитать, рисовать, уехать, плавать
Работа в малых группах
- Определите время глаголов
Расцвела, зеленеет, спою, струится, буду рисовать, завила
Работа по вариантам
Образуйте от глагола цвести глаголы
1-в ед.ч 2-в мн.ч.