СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку в 4 классе на тему "Роль глаголов в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 4 классе на тему "Роль глаголов в речи"»

05.03 Русский язык 4 класс Учитель: Сребняк Татьяна Леонидовна

Тема:«Роль глаголов в речи»

Цель: расширение представлений о синтаксической роли глагола в речи ; актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы ,объяснять их значение. Различать глаголы среди слов других частей речи, определять морфологические признаки глагола.


Планируемые результаты. Учить  различать глаголы среди других частей речи; называть изученные грамматические признаки глаголов; определять роль глаголов в языке и речи; делать выводы на основе наблюдения сравнения;  учитывать разные мнения в совместной деятельности; 

Метапредметные: Личностныеразвитие доброжелательности , доверия и внимательности к людям, сформированность учебных мотивов, интерес к способу решения и общему способу действий.

Познавательные: структурирование знаний, понимание места «Глагола» в системе частей речи русского языка, понимание общих признаков глагола, синтез целого из частей, выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того , что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, планирование работы в группе контролирование затраченного времени на задание, оценивание своей работы на уроке

Коммукативные: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение слушать собеседника, учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение

Тип урока: открытие новых знаний

Методы обучения: проблемный , частично поисковый.

Формы работы учащихся: работа в парах, в группах.

Оборудование: Карточки, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель:

Здравствуйте! – скажем руками. (Рядом стоящие дети обмениваются рукопожатиями)

Здравствуйте! – скажем глазами. (Здороваются мимикой)

Здравствуйте! – скажем ртом:

“Здравствуйте!”

Станет радостней кругом. (Все улыбаются)

Учитель:

- Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте улыбнёмся им.



1. Актуализация знаний.

Интересная часть речи
В русском языке живёт. 
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!) 

- Правильно, ребята. И мы с вами переходим к изучению нового раздела в русском языке. И как вы уже поняли раздел этот называется – ГЛАГОЛ. Изучая данный раздел, что мы с вами вспоним, что узнаем, чему будем учиться. (читают)

Сегодня у нас с вами не простой урок, а урок- путешествие. И отправимся мы в вами в страну в необычную страну.

Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на глобусе,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей карте.
И путешествовать по неё
Отправимся мы снова,
А называется она - страна Глаголия.

2. Постановка целей урока

- Тема нашего урока: Глагол. Роль глаголов в языке.

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (обобщить знания о глаголе как части речи, узнать, какую роль играет глагол в предложении и речи, умения  выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.)

3.Актуализация знаний

- Итак, мы начинаем наше увлекательное путешествие, которое поможет нам раскрыть важность и сущность глагола в русском языке.

Чтобы попасть в страну Глаголию, необходимо открыть замок. А открыть мы его сможем, если вспомним откуда у глагола появилось такое название.

- Итак, что обозначает слово «глагол»? Где найти ответ на этот вопрос? (в словарях) . Обратимся к словарям.

Из словаря Владимира Ивановича Даля:


Глагол - 1. Слово, речь, выражение.
2. Словесная речь человека, разумный говор, язык. 


Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:


Глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.)


Из этимологического словаря:

Глагол – греческого происхождения, означает «речь»


- Молодцы! С первым препятствием мы с вами справились. Добро пожаловать в страну Глаголия.

4. Работа по теме урока

А)- Первая наша остановка «Станция чистописания».

- Откройте тетради, запишите число, классная работа


На доске: Лена видела в лесу настоящую лису.


- Чтобы отгадать букву, которую нужно написать, послушайте ее характеристику:

  • Эта буква согласного звука

  • Обозначает звонкий звук

  • Является суффиксом в глаголах прошедшего времени

  • В данном предложении встречается 4 раза.

- Запишите букву (заглавная и строчная). Запишите предложение. Что интересного заметили в нем? (В предложении есть омонимы – слова, совпадающие по звучанию, но отличающиеся значением, грамматической характеристикой и написанием).

Б)  Мы с вами оказались в «Городе смысла»

Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.


Учебники стр.68 упр.140: Разбейте глаголы на группы по смысловому значению.

ü Глаголы со значением движения: бежать, идти, ехать, лететь.

ü Глаголы со значением речи: спросить, рассказывать, говорить.

ü Глаголы со значением звучания: мяукать, жужжать.

ü Глаголы со значением труда: работать, строить, рисовать.

ü Глаголы со значением мысли: думать, размышлять.

ü Глаголы, со значением проявления чувств: радоваться, грустить.

- Скажите мне пожалуйста на какие вопросы отвечает глагол и что он обозначает. (глагол – часть речи, обозначающая действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?)

2) Ещё одно задание в «Городе смысла». Поработаем в парах

Найди каждому фразеологизму соответствующий по смыслу глагол

  • Зарубить на носу (запомнить)

  • Надуть губы (обидеться)

  • Клевать носом (дремать)

  • Перемывать косточки (сплетничать)

  • На стенку лезть (обезуметь)

  • Чесать языки (болтать)

Запишите понравившейся вам фразеологизм и подчерните в нем глагол.

- Что общего у подобранных глаголов? (неопределённая форма)

В) Мы переходим в  «Плоскогорье начальной формы»

- Что такое неопределённая форма глагола? (глаголы, по которым нельзя определить ни лицо, ни время, ни число.)

- Игра «Что делать? Что сделать?».

Играют 2 команды (мальчики и девочки)

Девочки записывают себе в тетради глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?», мальчики – глаголы, отвечающие на вопрос «что сделать?»

(Учитель называет слова: закрыть, смотреть, ходить, пришить, читать, отпилить, прочитать, рисовать, уехать,  плавать).

Г) Мы с вами оказались возле «Парка времен глаголов»

- Что знаете о временах глагола? (глаголы изменяются по временам, имеют 3 времени: наст., буд., прош.)

  • Глаголы в настоящем времени обозначают действие,  происходящее  в момент  речи отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

  • Глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое уже произошло и отвечают на вопросы:  что делал,? Что сделал?

  • Глаголы будущего времени обозначают действие, которое будет происходить и отвечают на вопросы:  что будет делать? Что сделает?

- Определите время глаголов 

Расцвела, зеленеет, спою, струится, буду рисовать, завила

- Обменяйтесь и проверьте друг у друга. У кого всё правильно?

Д) «Числовая поляна»

- Что вы можете сказать о числе глагола? (глаголы изменяются по числам, могут быть ед., мн.ч.  В ед. ч. глагол, обозначает действие 1 предмета; во мн.ч. – действие 2 и более предметов)

Работа по вариантам

Образуйте от глагола цвести глаголы  1 вариант - ед.ч , 2 вариант - мн.ч.

Цвести – цвету, цветет, цветешь, цветем, цветут, цветете

- Какая часть слова указывает на число глагола? (окончание)

Е) Морфологическая долина(упр.141 стр.68)

Ж) Станция «Творческая»

Наблюдение над ролью глаголов в речи.
У детей на партах карточки с текстами. Тексты вслух читают выразительно читающие ученики.
РОДНИЧОК ВЕСНОЙ.
В лесу все шумят. И родничок приветливо журчит. Вокруг поют птицы. А он вместе с ними радуется и улыбается. Белым подснежникам он поет нежные и добрые песни. Он играет с хвоинками, попавшими к нему в гости.
Жизнь так и кипит в нем.

РОДНИЧОК ОСЕНЬЮ.
В лесу все затихло. Птицы улетели. Один родничок остался на прежнем месте. Жизнь уже не кипела в нем. Он грустил. Он плакал и тихо стонал. Потом родничок потянулся к промерзшей траве. Но она отвернулась от него: сама еле дышит…
Родничку показалось, что все его отвергли…

-Что общего между текстами?
-Чем они отличаются?
-Какая часть речи помогла передать настроение каждого рассказа?
-Какова роль глагола в нашей речи?

- Чем является глагол в предложении?
Вывод: "Глагол обозначает действия предметов. Но еще он может передать настроение, чувства". (Упр.142 стр.69 (устно))

5. Закрепление изученного

- Мы с вами приближаемся к Дворцу Глаголов. Чтобы в него войти , нужно вспомнить, что нам удалось повторить сегодня на уроке по теме «Глагол».

Тест

1. Укажите глагол:

А) осенью Б) напишет В) письменный

2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:

А) что делал? Что сделал? Б) Что сделает? Что будет делать?

В) что делать? Что сделать?

3. Определите глагол прошедшего времени:

А) вылетит Б) осветило В) засвистят

4. Выбери глаголы женского рода:

А) прилетела Б) наполнил В) прошло Г) подумала

5. Укажите предложение с глаголом 2 лица единственного числа:

А) В наш дом приходят гости

Б) А вы делаете зарядку?

В) Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

6. В каком предложении глагол употреблен в будущем времени:

А) Вылетела на солнышко первая бабочка.

Б) По вечерам у костров звучат песни.

В) Мы будем строить новый дом.

- Молодцы, ребята. Я думаю, что мы выполнили Указ королевы Морфологии и оценили важность и нужность глагола в русском языке.

6. Итог урока

Подошло к концу наше путешествие. Что же мы с вами делали сегодня на уроке? Чем занимались? Говорите только глаголы!!!!

7. Рефлексия

8. Домашнее задание стр.70 упр.145







Работа в парах

Найди каждому фразеологизму соответствующий по смыслу глагол

  • Зарубить на носу сплетничать

  • Надуть губы болтать

  • Клевать носом обезуметь

  • Перемывать косточки запомнить

  • На стенку лезть дремать

  • Чесать языки обидеться



Работа в командах

Мальчики – что делать? Девочки- Что сделать?

закрытьсмотреть, ходить, пришитьчитать, отпилить, прочитать, рисовать, уехать,  плавать



Работа в малых группах

- Определите время глаголов 

Расцвела, зеленеет, спою, струится, буду рисовать, завила

Работа по вариантам

Образуйте от глагола цвести глаголы 

1-в ед.ч 2-в мн.ч.