СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку в 8 классе «Предложения с вводными конструкциями»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятие о вводных конструкциях как средстве выражения субъективной оценки высказывания. Формировать умения выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов. Формировать умения правильно ставить знаки препинания при вводных словах. Формировать умения различать водные слова и члены предложения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 8 классе «Предложения с вводными конструкциями»»

Урок в 8 классе

Тема «Предложения с вводными конструкциями»

 Цели урока:

1.Дать понятие о вводных конструкциях как средстве выражения субъективной оценки высказывания

2.Формировать умения выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов

3.Формировать умения правильно ставить знаки препинания при вводных словах

4.Формировать умения различать водные слова и члены предложения


 Оборудование: учебник, интерактивный планшет, сигнальные карточки


Основное содержание урока

I.Синтаксическая разминка

  • Определите синтаксическую функцию слова весна в предложениях

1) Весна и лето, осень и зима – все времена года прекрасны по-своему.

2) Мечты, любовь, голубое небо, аромат свежести – это весна.

3) Приближение весны кажется чудом.

4) Жду, весна, твоих дней, освещенных лучами яркого солнца.

5) Весной, кажется, обостряются чувства людей, делая их более восприимчивыми ко всему.

  • Охарактеризуйте предложения по наличию главных членов.

  • Найдите словосочетание со связью согласование (твоих дней, яркого солнца, освещенных дней)

  • Со связью управление (жду дней, аромат свежести, приближение весны)

  • Найдите предложение с простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым. (жду; прекрасны, весна)

  • Объясните постановку знаков препинания в 1 предложении, последнем предложении. Можете ли вы ответить на вопрос: Почему обособляется слово КАЖЕТСЯ? А с какой целью это слово употреблено в предложении? (предположение, неуверенность)


II.Сообщение темы и цели урока

1.Работа с терминами

  • Слово кажется – вводное, поэтому в предложении оно выделяется с двух сторон запятыми. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием Вводные конструкции, с их ролью в предложении и научимся правильно ставить знаки препинания при них.

  • Прочитайте формулировку темы урока, найдите в ней ключевые слова

  • Определим содержание терминов.

вводное – ВВОДИТЬ

1. заставить войти, привести куда-нибудь.

2. кого-то во что. Включить во что-нибудь, сделать действующим,

КОНСТРУКЦИЯ 1. строение, сооружение.

2. Грамматически связанное сочетание слов, словесное построение: словосочетание, предложение);

  • Следовательно, вводные конструкции – это слова, сочетания слов, предложений, которые вводятся в предложение с какой-либо целью. А с какой мы узнаем на сегодняшнем уроке.

  • Наш урок сегодня будет построен в виде исследования. Наблюдая за лингвистическим материалом, определим, что такое вводные конструкции и с какой целью они употребляются в предложении


2.Составление предложения и его характеристика

  • Составьте предложение, записывая его постепенно, по мере выполнения заданий.

1. Из предложения Сегодня все будут работать очень хорошо возьмите подлежащее

2.Возьмите из предложения Нужно добрее относиться к людям дополнение, поставьте его в форму И.п.

3. Из предложения Мы стремимся к знаниям возьмите глагол, поставьте его в форму 3 лица множественного числа

4. Из предложения Дорога к знаниям очень трудна возьмите предлог

5. Из предложения Счастье – наша главная цель возьмите подлежащее, поставьте его в форму Д.п.


Все люди стремятся к счастью


III.Объяснение нового материала. Исследовательская работа

1) Устная работа

  • Докажите, что это действительно предложение. (Содержит законченную мысль. Интонационно оформлено. Есть грамматическая основа.)

  • Попробуем ввести в это предложение одно из данных слов

Возможно, бесспорно, наверное, к счастью, к несчастью, к радости


.


так, чтобы показать вашу неуверенность, предположение – возможно

  • Как вы думаете, куда мы можем его ввести, в какую часть предложения? Попробуем поставить его в середину.

Все люди, возможно, стремятся к счастью.

  • Посмотрите, как ведут себя члены предложения по отношению к этому слову? (отсоединяются запятой).


2) Синтаксический разбор предложения

  • Исследуем наше предложение. Разберем его по членам предложения.

  • Что мы выяснили? (к вводным словам нельзя задать вопрос, оно несет дополнительную информацию, но членом предложения не является). Подчеркиваем его особо. (+++).


  • Итак, ребята, мы достигли первой цели нашего исследования: выяснили, что вводные слова не являются членами предложения. В таком случае нужно определить роль вводного слова в предложении.


  • Попробуем определить, с какой целью используются вводные слова в предложении. Что принесло в наше предложение слово возможно? Если чувство неуверенности, то какое вводное слово мы используем? (наверное) А если уверенность? (бесспорно) А если сильные чувства? (к радости, к счастью).


  • Какой мы можем сделать вывод о значении вводных слов, что они выражают? (выводы учащихся)

  • Мы выяснили еще одну особенность вводных слов. У вас, как у настоящих исследователей, хорошо развито чувство языка.


3) Работа с учебником

  • Прочитаем вывод в учебнике.

  • Какие конструкции называются вводными?

  • Как вводные слова ведут себя в предложении? (отделяются запятой). Сформулируйте правило постановки знаков препинания при вводных конструкциях, опираясь на схему

1. ВВ., _______________.
2. ______, ВВ., ________.
3. ________________, ВВ.




4) Запись и анализ предложений

  • Вернемся к нашему предложению

  • Мы выяснили, что слово к счастью здесь является членом предложения.

  • А можно ли составить такое предложение, чтобы в нем слово к счастью было вводным?

  • Я в это время тоже составила предложение и вот, что получилось. К счастью, мы быстро решили трудную задачу. Ведь мы - умелые конструкторы предложений!

  • Что выражает это вводное слово? (чувство радости). Совершенно верно, это слово выражает чувство радости говорящего.


5) Значение вводных слов

  • Вводные слова могут иметь и другое значение. Запишем предложения, определим, что выражают в них вводные слова

1. Вы здесь, конечно, по каким-то делам? Уверенность. (Конечно, разумеется, несомненно, бесспорно, в самом деле)

2. Я, может быть, еще не готов к экзамену по литературе. Предположение. (Может быть, кажется, пожалуй, возможно, вероятно, по-видимому).

3. К сожалению, погода испортилась. Разные чувства говорящего. (К счастью, к несчастью, к моему стыду, к удивлению всех, к прискорбию, к досаде и др.).

4. По-моему, завтра погода переменится. Источник высказанной мысли, т.е. кто высказал эту мысль (точно или приблизительно). (По-моему, по-твоему, по словам товарища, по-вашему, говорят, сказывают и др.).

5. Народы всех стран хотят мира, значит, мир можно сохранить. Связь между несколькими мыслями, порядок мыслей, вывод или итог: (Следовательно, во-первых, во-вторых, наконец, в конце концов, значит, итак, наоборот и др.).

Вводные конструкции


1.Степень достоверности 2.Различные чувства

сообщения (уверенность, (радость, сожаление,

предположение) удивление, страх)


3.Источник сообщения

(Сам говорящий, другие люди)


4.Обращение к собеседнику

5.Последовательность изложения

(связь мыслей, порядок, способ

оформления)




IV.Закрепление материала

1) Работа с текстом

  • Определим, какова роль вводных конструкций в тексте. Обратимся к тексту, который лежит перед вами.


Друзья мои, читайте книги! Книги – наши учителя и помощники, советчики. Они, безусловно (степень достоверности), играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых (последовательность изложения), книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во-вторых (последовательность изложения), объясняют настоящее и, на мой взгляд (источник сообщения), увлекают в мир будущего. Хорошие книги, бесспорно (степень достоверности), развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения (степень достоверности), повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно (степень достоверности), любовь к языку

  • Выразительно прочитайте предложения

  • Докажите, что это текст,

  • Определите стиль текста и тип речи.

  • Почему для данного стиля речи (публицистического) характерно употребление вводных слов?

  • Найдите вводные конструкции в тексте. К какой смысловой группе относятся вводные слова, употребленные автором?

  • Однажды знаменитый лингвист А.М.Пешковский заметил, что вводные конструкции – это «инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению». Согласны ли вы с этим утверждением?

  • Давайте сделаем вывод: для чего необходимы вводные конструкции в нашей речи? (вводные конструкции способны расширить возможности нашего русского языка, красочность речи)


2) Работа с синтаксическими омонимами

  • В русском языке есть такое понятие – синтаксические омонимы – одинаково звучащие единицы языка. Рассмотрим предложения, определим, в каком предложении употреблено вводное слово, а в каком – омонимичная часть речи

Он, верно, простудился и заболел. Задача решена верно.


4) Распределительный диктант

  • Запишите предложения по вариантам: 1 вариант – с вводными словами, 2 вариант – где омонимичные конструкции являются членом предложения

Мир кажется мне книгой.

Действительно, он оказался прав.

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.

Удостоверение действительно.


5) Деловая игра «Учитель».

  • Найдите предложения, где неверно поставлены знаки препинания. Выпишите номера тех предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка.

1.К счастью, невозможно привыкнуть.

2.Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.

3.Может с Теркиным беда.

4.Решение по делу было совершенно очевидно.

5. Одним словом, жизнь расцветает.

6. Поезд очевидно немного запаздывает.

7.В этих местах наводнение, случалось, редко.


КЛЮЧ: 1, 3, 6, 7

  • Объясните свой выбор.

  • Что такое синтаксические омонимы?


6) Творческая работа

Один мудрец сказал, что для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно богатство. А как вы думаете, что человеку нужно для счастья? Поразмышляйте на эту тему. Составьте текст публицистического стиля на тему «Что делает человека счастливым», используя при этом вводные слова во-первых, во-вторых. Каким типом речи вы будете пользоваться?

Спасибо, я услышала много интересного. Как и вы, я считаю, что человек будет счастливым тогда, когда будет здоров. Я вам желаю быть здоровыми и грамотными. Но в любом случае - люди стремятся к счастью. Будьте счастливыми!


V.Подведение итогов урока «Продолжи предложение»

Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, которые выражают …

В устной речи вводные конструкции выделяются …, в письменной –

Если вводные конструкции стоят в начале предложения, то …

Если вводные конструкции стоят в конце предложения, то …

Если вводные конструкции стоят в середине предложения, то …


Домашнее задание.

Подберите примеры с вводными конструкциями из любимых стихотворений (8-10 предложений). Графически выделите вводные конструкции



Резервное задание. Игра «Подскажи словечко»

1.Каким словом вы выражаете свою неуверенность?









Кажется

2.Каким словом вы пользуетесь, когда вам необходимо сообщить радостную весть?











К счастью

3.Каким словом обозначается предположение?










Наверное


- С какой целью мы используем в своей речи вводные слова соответствующей смысловой группы?