СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Древнее Двуречье" 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока содержит технологическую карту, красочную презентацию, а также задания к уроку

Просмотр содержимого документа
«Да или нет»

«Да или нет»

1. Междуречье иначе называется Двуречье.

2. Двери у бедняков были деревянные.

3. Ур и Урук это название рек.

4. Бога солнца звали Шамаш.

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми.

6. Религия жителей Двуречья - языческая.

7. Клинопись - это узоры на посуде.

8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства.

9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего.


«Да или нет»

1. Междуречье иначе называется Двуречье.

2. Двери у бедняков были деревянные.

3. Ур и Урук это название рек.

4. Бога солнца звали Шамаш.

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми.

6. Религия жителей Двуречья - языческая.

7. Клинопись - это узоры на посуде.

8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства.

9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего.


«Да или нет»

1. Междуречье иначе называется Двуречье.

2. Двери у бедняков были деревянные.

3. Ур и Урук это название рек.

4. Бога солнца звали Шамаш.

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми.

6. Религия жителей Двуречья - языческая.

7. Клинопись - это узоры на посуде.

8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства.

9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего.


«Да или нет»

1. Междуречье иначе называется Двуречье.

2. Двери у бедняков были деревянные.

3. Ур и Урук это название рек.

4. Бога солнца звали Шамаш.

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми.

6. Религия жителей Двуречья - языческая.

7. Клинопись - это узоры на посуде.

8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства.

9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего.




1. Двуречье лежит между двумя большими реками __________ и ____________

2. Почвы в Южном Двуречье удивительно ______________

3. Разливы рек проходили ______________обрушивались на ____________ и ____________

4. Приходилось строить _____________ по берегам, чтобы не смыло ____________ на полях.

5. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были ____________, их поселения вырастая превращались в _______________

6. Из многочисленных городов самыми крупными были _________ и _______, в Южном Двуречье не было ни _______, ни _________

7. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в ____________ домах, в бедных вход закрывали __________.

8. Над городскими постройками возвышалась ____________ башня, уступы которой поднимались к ____________

9. Покровителем города был бог Солнца __________ или бог Луны _________________

10. Учёные жрецы занимались ____________ и число ____________ считали священным.



1. Двуречье лежит между двумя большими реками __________ и ____________

2. Почвы в Южном Двуречье удивительно ______________

3. Разливы рек проходили ______________обрушивались на ____________ и ____________

4. Приходилось строить _____________ по берегам, чтобы не смыло ____________ на полях.

5. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были ____________, их поселения вырастая превращались в _______________

6. Из многочисленных городов самыми крупными были _________ и _______, в Южном Двуречье не было ни _______, ни _________

7. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в ____________ домах, в бедных вход закрывали __________.

8. Над городскими постройками возвышалась ____________ башня, уступы которой поднимались к ____________

9. Покровителем города был бог Солнца __________ или бог Луны _________________

10. Учёные жрецы занимались ____________ и число ____________ считали священным.

Просмотр содержимого документа
«Древнее Двуречье»

«Древнее Двуречье»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

Дидактическая: формирование представления обучающихся о государстве Древнее Двуречье;

Развивающая: формирование умений и навыков работы с историческими источниками, картами, текстом учебника;

Воспитательная: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Задачи:

Дидактические:

  • сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья;

  • формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из текстовых, анимационных источников и обобщать их по заданной теме;

  • ознакомиться с презентацией урока, запомнить мифы Древнего Двуречья.

Воспитательные:

  • познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, их культурой, верованиями в эпоху древнего мира;

  • воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого;

  • формировать навыки самоконтроля;

Развивающие:

  • развивать умения связной речи, логично выстраивать предложения;

  • развивать коммуникативные действия: умение полно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами.

Планируемые результаты:

Предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные, характеризовать влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

Метапредметные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга.

Личностные УУД: обретение мотивации к изучению нового материала, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

I.Организационный момент

(2 мин)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка готовности к уроку, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь.


Актуализация опорных знаний

(5 мин)




1. Что мы понимаем под словом цивилизация?

2. Чем цивилизация отличается от первобытного общества?

3. Что нам известно о египетской цивилизации?

4. Скажите, для чего фараоны устраивали свои военные походы?

5. При каком Фараоне было совершено больше всего походов?

Демонстрируют знания по пройденному материалу.

Исторический процесс развития общества, когда жизнь людей не зависит от природы


наличие письменности, городов, государств



Укрепить свою власть, увеличить территорию, приумножить свои богатства.



Тутмос

Регулятивные УУД:

1. Оценивать степень и способы достижения цели.


 

II.Мотивация учебной деятельности обучающихся.

 

 


 

Однажды путешественники из Египта направились на северо-восток. Через много дней странствий по пескам, они вышли к полноводной реке Евфрат. Посмотрев на бегущую воду, люди воскликнули: Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!

Почему они так решили? 

Тема урока “Древнее Двуречье”.

Природа древнего Двуречья была очень схожа с природой Египта (Африка, Азия, Аравийский полуостров, р. Евфрат и р. Тигр, Персидский залив, Двуречье (Междуречье, Месопотамия).

НО:

Презентация: зиккурат. Пирамиды вроде такие как же в Египте или нет?

Проблема урока: Так одинаковы эти государства или нет? Ваши версии?

работа с картой























В чем схожи, и чем отличаются Египет и Двуречье?


Регулятивные УУД:

1. Прогнозирование

2. Целеполагние


 

 

 

 

Постановка цели и задачи урока.

(5 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 











Постановка проблемы: Определите, что общего и различного было в Египте и Древнем Двуречье? 

План урока:

  1. Географическое положение

  2. Города из глиняных кирпичей.

  3. Башни от земли до неба.

  4. Письмена на глиняных табличках.

 Давайте посмотрим на карту стр.33 учебника

1. Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?

2. Как вы думаете, почему Двуречье носит такое название?

3. Где берут своё начало реки Тигр и Евфрат?


Обе это цивилизации – Древний Египет и Древнее Двуречье названы речные цивилизации. Почему?

Несмотря на их схожесть, они отличались друг от друга. Сравним с помощью работы групп и составим общую таблицу

текст п.1 параграфа 13 (стр. 635)

1. Назовите реки, на берегах которых было образовано государство Древнее Междуречье.

2. Почему государство Древнее Междуречье имеет такое название?

3. Назовите основное занятие жителей Древнего Двуречья?




п.2 стр.66

1. Какой материал использовали жители Древнего Двуречья при строительстве дворцов, храмов, жилых домов?

2. Почему они использовали столь непривычный материал?

3. Можно ли сказать, что шумеры были изобретателями кирпичей?

п.3 параграфа 13

1. Назовите имена богов Древнего Двуречья. Какие природные явления они олицетворяли?

2. Как назывались религиозные верования жителей Древнего Двуречья?

3. Как выглядели храмы в Древнем Двуречье?

текст п.4 параграфа 13

1. Какие науки были известны в Древнем Двуречье?

2. Какие открытия принадлежат учёным Древнего Двуречья?

3. Как называлась письменность в Древнем Двуречье? Почему?

4. На чём писали жители в Древнем Двуречье?

  1. Почему грамотных людей в Древнем Двуречье называли «мудрецами»?


 Ученики планируют, что они должны узнать о природе, климатических условиях, местоположении Древнего Двуречья.  Познакомиться с занятиями населения, развитием письменности, религиозными верованиями, и культурой этой страны.


 

 Работают с исторической картой стр. 33 учебника и находят путь «Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземному морю, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат».

 




Работа по учебнику и заполнение таблицы












































Запись в тетрадь: КЛИНОПИСЬ – письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине.

 

Регулятивные УУД:

  1. Планировать с помощью учителя учебную деятельность.

Познавательные УУД:

1. Находить информацию в разных источниках.

2. Выделять главное.

Личностные УУД: 1.Оценивать отношения между учеником и учителем в Древнем Двуречье с точки зрения нравственных позиций.

V.

Закрепление. Применение нового знания

(2 мин)

Заполните пропуски


Выполняют задание, проводят взаимопроверку или самопроверку.

Регулятивные УУД:

1.Работать по плану

2.По ходу работы сверять свои действия с целью.

3. Оценивать степень и способы достижения цели.

VI.

Рефлексия

(3 мин)

Учитель просит оценить работу на уроке, которое соответствует их самооценке на уроке.

Или продолжите фразу…

Дети поясняют, почему они так себя оценили.

Регулятивные УУД:

1.Определять цель – проблему.

2.Находить и исправлять ошибки

3.Оценивать степень и способы достижения цели.

 

VII. Итоги урока. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

Задание на карточке




Записи в дневниках.

 




Просмотр содержимого документа
«Общие черты Египта и Междуречья»

Общие черты Египта и Междуречья

 

 





Отличительные особенности Египта

Отличительные особенности Междуречья

 


 

 


 

Общие черты Египта и Междуречья

 

 





Отличительные особенности Египта

Отличительные особенности Междуречья

 


 

 


 

Общие черты Египта и Междуречья

 

 





Отличительные особенности Египта

Отличительные особенности Междуречья

 


 

 


 



Просмотр содержимого презентации
«двуречье»

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ХОДИЛИ ФАРАОНЫ В ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ ПРИ КАКОМ ФАРАОНЕ БЫЛО СОВЕРШЕНО БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОХОДОВ
  • С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ХОДИЛИ ФАРАОНЫ В ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ
  • ПРИ КАКОМ ФАРАОНЕ БЫЛО СОВЕРШЕНО БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОХОДОВ
Египет

Египет

Зиккурат

Зиккурат

Сравнительная таблица Общие черты развития цивилизации Египта и Междуречья Египет Двуречье

Сравнительная таблица

Общие черты развития цивилизации Египта и Междуречья

Египет

Двуречье

Клинопись - письмена на глиняных табличках в форме клинообразных значков

Клинопись - письмена на глиняных табличках в форме клинообразных значков

Вопрос 1 Выберете правильный ответ Древнее Двуречье – это страна, находившаяся: А) на северно – восточных границах Египта между реками Тигр и Евфрат Б) в нескольких сотнях километров к северо – востоку от Египта между реками Тигр и Евфрат В) в нескольких сотнях километров от Египта между реками Тигр и Евфрат

Вопрос 1

Выберете правильный ответ

Древнее Двуречье – это страна, находившаяся:

А) на северно – восточных границах Египта между реками Тигр и Евфрат

Б) в нескольких сотнях километров к северо – востоку от Египта между реками Тигр и Евфрат

В) в нескольких сотнях километров от Египта между реками Тигр и Евфрат

Вопрос 2 Назовите понятие, которому соответствует данное определение Письменность, возникшая в Древнем Двуречье А) иероглифы Б) буквы В) клинопись

Вопрос 2

Назовите понятие, которому соответствует данное определение

Письменность, возникшая в Древнем Двуречье

А) иероглифы

Б) буквы

В) клинопись

Вопрос 3 Назовите понятие, которому соответствует данное определение. Материал для письма в Древнем Двуречье А) иероглифы Б) папирус В) глиняные таблички

Вопрос 3

Назовите понятие, которому соответствует данное определение. Материал для письма в Древнем Двуречье

А) иероглифы

Б) папирус

В) глиняные таблички

Вопрос 4  Когда возникло государство Двуречье? А) Более 5000 лет назад Б) Более 3000 лет назад В) Более 2000 лет назад

Вопрос 4

Когда возникло государство Двуречье?

А) Более 5000 лет назад

Б) Более 3000 лет назад

В) Более 2000 лет назад

Вопрос 5 Основным строительным материалом в Двуречье были: А) Дерево Б) Глина В) Камень

Вопрос 5

Основным строительным материалом в Двуречье были:

А) Дерево

Б) Глина

В) Камень