СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: Гидролиз солей

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока по теме: "Гидролиз" способствует совершенствовать умение работать с учебным видеоматериалом. развивает логическое мышление, способствует развитию логического мышления. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: Гидролиз солей»

Тема: Гидролиз солей.

Цель: познакомить обучающихся с гидролизом солей, как реакцией ионного обмена, рассмотреть механизм ее с точки зрения ТЭД ,изучить изменение окраски растворов индикаторов в растворах солей.

Задачи:

  1. совершенствовать умение работать с учебным видеоматериалом , научить составлять уравнения гидролиза в молекулярном и ионном  виде.

  2. Сравнивать состав и свойства солей, прогнозировать реакцию среды раствора соли на основе анализа её состава, уметь строить аналогию и самостоятельно делать выводы по результатам проведенных опытов.

  3. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

УУД.

Предметные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием , понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

Метапредметные: развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту; развитие познавательного интереса, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения; развивать способность к догадке.

Личностные: способствовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности. Развивать интерес к предмету и процессу познания.

Оборудование: лабораторное (растворы: соляной кислоты, хлорида натрия, нитрата алюминия, штатив для пробирок пробирки, лакмус), раздаточный материал: рабочий лист, таблица «Окрашивание индикаторов в разных средах», «Сильные и слабые кислоты», алгоритм «Составления уравнений гидролиза»; презентация «Гидролиз солей», интерактивная доска).

Тип урока: урок- исследования.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (Приветствие обучающихся, отметка отсутствующих, создание благоприятной атмосферы для работы на уроке).

Сегодня вас на уроке , как в прочем и на предыдущих уроках, ждут новые открытия, полезная информация, интересные задания, а помощниками нашими пусть будут : внимание, усидчивость, находчивость и смекалка. Итак, в добрый путь.

  1. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение – слайд №1

Растворы кислот, щелочей изменяют
Цвет индикатора, но иногда
Растворы отдельных солей удивляют:
В них не нейтральная вовсе среда.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём идёт речь в этом стихотворении?

(Ответы обучающихся)

Давайте вспомнить определения солей.

С помощью каких веществ мы можем определить среду раствора? (Ответы обучающихся)

Давайте проверим на самом деле соли нас могут нас удивить. Проведём эксперимент : определим среду растворов выданных, но в начале повторим ТБ /Приложение №1/ слайд №2.

Результаты исследования заносим в таблицу /Рабочий лист/

Таблица «Определение среды в растворах»

раствор HCl

раствор Al(NO3)3

раствор NaCl

pH

pH

pH



Давайте сравним результат вашего исследования с результатом на слайде – слайд №3

Обратите внимание на то, что кислота и раствор нитрата алюминия имеют одинаковую среду – информация в тексте стихотворения верная. Оказывается некоторые соли вступают в реакцию с водой, при этом разлагаются под воздействием воды - этот процесс называется гидролизом.

  1. Формулировка темы и цели урока.

Тема нашего урока – Гидролиз солей. Цель: познакомить о с гидролизом солей, как реакцией ионного обмена, рассмотреть механизм ее с точки зрения ТЭД.

  1. Основная часть

Наш эксперимент подтвердил, что не все соли подвергаются процессу гидролиза. Почему? Чтобы ответить на данный вопрос сейчас просмотрим видео и сделаем соответствующие записи в рабочем листе.

(Просмотр видео и записи)

Вывод:

гидролиз – это реакция обмена между некоторыми солями и водой приводящая к образованию слабого электролита.

Первичная проверка новых знаний и способов деятельности.

На данном этапе проверяется полнота и осознанность усвоения учащимися механизма протекания гидролиза различных типов солей.

1. Какие типы солей различают?  

2. Какими способами можно определить предполагаемую среду раствора соли? 3. Можно ли по формуле соли определить ее реакцию среды при гидролизе? 4.К какому виду реакций относится гидролиз?

Значение гидролиза

Работа с текстом – составление кратких тезисов.

Тестирование

Домашнее задание

1.Рудзитис Г.Е. Химия. 9 класс

§ 6, повторить §1-5 упр.8,9, стр.20.

Сообщения: Отрицательное значение гидролиза. Лекарства и гидролиз.

.Подведение итогов урока.

В конце урока учитель подводит итоги урока, оценивает и благодарит учащихся  за активную и творческую работу, акцентирует внимание на главных моментах и выводах, сделанных по уроку.

        Рефлексия.

1.Я считаю, что прошедший урок был…

2.На уроке мне понравилось…

3.Мне это пригодится…

4.После урока у меня осталось…настроение. 









Приложение №3

Значение гидролиза

В настоящее время гидролиз широко применяется при получении ценного вещества - глюкозы в процессе взаимодействия древесины и крахмала. В результате гидролиза жиров и последующей химической обработки получают глицерин и разнообразные моющие средства. В медицине гидролиз применяется при определении наличия висмута, сурьмы и бериллия в организме.

В очистке питьевых и промышленных вод, а также с целью уменьшения их жесткости широко применяется гидролитическая реакция. В этом случае в качестве коагулянта используются соли алюминия, которые гидролизируются  с гидрокарбонат- ионами и образуют гидроксид алюминия. Именно это вещество помогает очистить воду от различных примесей, увлекая их за собой.

Реакция гидролиза широко применяется при известковании почв, которое необходимо для понижения их кислотности. Также данный процесс позволяет вырабатывать из непищевого сырья, например, из подсолнечной лузги, соломы, древесины, ценные продукты: белковые дрожжи, этиловый спирт, глюкозу.

В организме человека гидролиз имеет тесную связь с процессом пищеварения. Во время этой реакции происходит расщепление жиров, углеводов и жиров на простые соединения. Впоследствии они усваиваются определенными тканями и регулируют их работу. В этом случае гидролиз регулирует белковый, жировой и углеводный  обмен в организме.



























Рабочий лист

Дата _______________

Класс______________

Фамилия, имя ____________________________

  1. Эксперимент.

  2. Таблица «Определение среды в растворах»

    раствор HCl

    раствор Al(NO3)3

    раствор NaCl

    pH

    pH

    pH

  3. Краткий конспект.

Гидролиз -



Соль

Основание Кислота









NaCl

ZnCl2

Na2CO3

Al2S3

pH

pH

pH

pH














  1. Значение гидролиза:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Тестирование

1 вариант.

1. При гидролизе какой соли в водном растворе образуется кислая среда? а) BaFб) ZnCl2 в) Na2S г) Na2CO3

2. Гидролиз какой соли протекает полностью? а) Cu(NO3)2 б) KNO2 в) K2CO3 г) Al2S3

3. В растворе какой соли синеет лакмусовая бумажка? а) Na3PO4 б) NaI в) CuSO4 г) Cu(NO3)2

4. Водный раствор какой соли не будет вызывать изменения окраски индикаторов?

а) CH3COONa б) Ba(NO3)2 в) AlCl3 г) Na2SO3

5. В водном растворе какой соли фенолфталеин не окрашивается?

а) CuSO4 б) Na3PO4 в) K2S г) BaCl2



Рефлексия

1.Я считаю, что прошедший урок был…

2.На уроке мне понравилось…

3.Мне это пригодится…

4.После урока у меня осталось…настроение. 















Рабочий лист

Дата _______________

Класс______________

Фамилия, имя ____________________________

  1. Эксперимент.

  2. Таблица «Определение среды в растворах»

    раствор HCl

    раствор Al(NO3)3

    раствор NaCl

    pH

    pH

    pH

  3. Краткий конспект.

Гидролиз -



Соль

Основание Кислота









NaCl

ZnCl2

Na2CO3

Al2S3

pH

pH

pH

pH














  1. Значение гидролиза:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Тестирование

1 вариант.

1. В растворе какой соли водородный показатель (рН) равен 7?

а) Cu(NO3)2 б) Ba(NO3)2 в) Na2SO3 г) K2CO3

2. В растворе какой соли метилоранж приобретает розовую окраску?

а) Na2CO3 б) Сa(NO3)2 в) K2S г) MgCl2

3. Если водородный показатель больше 7 (рН ˃ 7), то в водном растворе:

а) концентрация ОН- больше, чем Н+ б) концентрация ОН- меньше, чем Н+ в) отсутствуют ионы Н+ г) содержание ионов Н+ и ОНодинаково

4. Из предложенного перечня веществ выберите вещество, водный раствор которого имеет щелочной характер среды:

а) Сa(NO3)2 б) K2S в) Cu(NO3)2 г) CuSO4

5. Из предложенного перечня веществ выберите вещество, водный раствор которого имеет кислый характер среды:

а) сульфат калия б) сульфид алюминия в) сульфат аммония г) сульфит натрия



Рефлексия

1.Я считаю, что прошедший урок был…

2.На уроке мне понравилось…

3.Мне это пригодится…

4.После урока у меня осталось…настроение. 











Приложение №1.

    1. Эксперимент

Правила техники безопасности.

соблюдать настоящую инструкцию и инструкции по выполнению конкретного лабораторного опыта или практического занятия, правила эксплуатация оборудования и приспособлений;

·  находиться на своем рабочем месте;

·  неукоснительно выполнять все указания учителя (иного лица, проводящего занятия) и (или) лаборанта;

·  соблюдать осторожность при обращении с оборудованием, приспособлениями и химическими реактивами;

соблюдать осторожность при обращении с приборами и лабораторной посудой из стекла;

·  ·  не допускать попадания влаги на поверхность оборудования и химических реактивов;

·  постоянно поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте;

Во время работы с кислотами помнить, что несоблюдение правил обращения с ними приводит к сильным долго незаживающим химическим ожогам.

При ожогах кислотой лейте на поверхность кожи в течение 15-20 минут раствор соды (1 чайная ложка на стакан воды) или холодную мыльную воду. Ожог плавиковой кислотой промывайте проточной водой 2-3 часа. 

 Запрещается:

·  пробовать на вкус любые вещества;

·  при использовании пипетки засасывать жидкость ртом;

·  выполнять любые действия без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия) или лаборанта;

·  выносить из кабинета и вносить в него любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия) или лаборанта.

Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя (иное лицо, проводящее занятия) или лаборанта.


Лабораторный опыт

Определите среду выданных растворов . Данные исследования занесите в таблицу в рабочем листе.

Приложение № 2

Значение гидролиза

В настоящее время гидролиз широко применяется при получении ценного вещества - глюкозы в процессе взаимодействия древесины и крахмала. В результате гидролиза жиров и последующей химической обработки получают глицерин и разнообразные моющие средства. В медицине гидролиз применяется при определении наличия висмута, сурьмы и бериллия в организме.

В очистке питьевых и промышленных вод, а также с целью уменьшения их жесткости широко применяется гидролитическая реакция. В этом случае в качестве коагулянта используются соли алюминия, которые гидролизируются  с гидрокарбонат- ионами и образуют гидроксид алюминия. Именно это вещество помогает очистить воду от различных примесей, увлекая их за собой.

Реакция гидролиза широко применяется при известковании почв, которое необходимо для понижения их кислотности. Также данный процесс позволяет вырабатывать из непищевого сырья, например, из подсолнечной лузги, соломы, древесины, ценные продукты: белковые дрожжи, этиловый спирт, глюкозу.

В организме человека гидролиз имеет тесную связь с процессом пищеварения. Во время этой реакции происходит расщепление жиров, углеводов и жиров на простые соединения. Впоследствии они усваиваются определенными тканями и регулируют их работу. В этом случае гидролиз регулирует белковый, жировой и углеводный  обмен в организме.





Справочные материалы

«Среда растворов»

pH  соответствует кисло́тному раствору;

pH = 7 соответствует нейтра́льному раствору;

pH 7 соответствует осно́вному раствору.



Таблица «Сильные и слабые электролиты»

сильные

слабые

степень диссоциации больше 30%

степень диссоциации меньше 3%

  • все соли – как растворимые, так и плохо растворимые;

  • сильные кислоты (HCl, HBr, HI, HNO3, HClO3, HClO4, H2SO4 (разб.));

  • сильные основания (LiOH, KOH, NaOH, Ba(OH)2))

  • слабые кислоты (H2S, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, CH3COOH);

  • слабые основания – нерастворимые гидроксиды металлов и NH4OH.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс