Сведения об авторе |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Моисеева Ольга Олеговна |
Район | Шатковский |
Место работы | МОУ "Смирновская СШ" |
Должность | Учитель химии |
Общая информация |
Образовательная область, учебный предмет | Естественнонаучная. Химия. |
Класс | 9 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Авт. программы Габриелян О.С..- М.: «Просвещение», 2013 г. |
Тема учебного занятия | Неметаллы. Кислород, озон. |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Кислород. |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Тема "Неметаллы" Урок 1 |
Цель | повторить тему о кислороде как химическом элементе и простом веществе, сформировать представление учащихся об озоне как о аллотропной модификации химического элемента кислорода, его свойствах и роли в природе. |
Задачи: | Образовательная: изучить явление аллотропии, аллотропных видоизменений на примере химического элемента кислорода. Описать свойства кислорода и озона. Научиться писать реакцию взаимопревращения кислорода и озона. Показать значение озоновой защиты для живых организмов. Воспитательная: донести до учащихся мысль об ответственности каждого человека за экологическое состояние на планете. Развивающая: продолжать формировать у учеников ясное представление о мире, в котором они живут, о взаимосвязи явлений и предметов; навыков самооценивания. |
УУД | Личностные УУД: осознавать ответственность за общее дело, осуществлять самооценку на основе критерия успешности, Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность сверстников, Коммуникативные УУД: слушать, работать самостоятельно, в паре и группе, сотрудничать с учителем и сверстниками, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения, координировать разные позиции, формировать навыки взаимодействия и сотрудничества Познавательные УУД: формулировать цель, искать и выделять необходимую информацию, анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, |
| |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые формы и методы | Планируемый результат |
1.Оргмомент | Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. | Фронтальная работа | Умение быстро включаться в работу на уроке. |
2.Целеполагание и мотивация | Учитель загадывает загадку: (Слайд1) «Достоин тот газ удивленья, Его применяют сейчас: для резки и сварки металлов и в доменных мощных печах. Берет его летчик в высокие дали и подводник с собою берет.» Вы верно тему назвали, а тема урока у нас – (Слайд 2) «Кислород». Что мы должны сегодня сделать? Сформулируйте цель и задачи, которые мы решим, чтобы достичь цели – изучить кислород и его свойства сегодня на уроке. (Слайд 3,4) Что значит изучить вещество? Составьте план его изучения. (Слайд 5 | Читают загадку на слайде, анализируют о применении какого вещества идет речь. Отгадывают загадку. За Записывают тему урока в тетради. Формулируют цель и задачи урока Составляют план изучения. | Группировка, форма работы — фронтальная | Умение определять цель урока и способы достижения цели. Уметь высказывать суждения. |
3.Актуализация знаний и умений | - Ребята, а как вы думаете, что защищает нашу планету от метеоритов, ультрофиолетовых лучей Солнца? На этот вопрос мы с вами постараемся ответить в течении урока. Посмотрите на слайд, вы когда-нибудь задумывались: Почему небо голубое? (Слайд 6) …Какое чистое безоблачное небо… И синева... Какая, братцы, синева… Заворожила, голову вскружила… Лазурь небесная, ты сердцу так мила… | ответы учащихся | Фронтальная беседа | Строят высказывания. сравнивают. Устанавливают причинно-следственные связи. |
4.Изучение новой темы | А что мы знаем о кислороде? Почему же небо имеет такой необыкновенный голубой цвет? Для того, чтобы разобраться до конца почему небо имеет голубой цвет, вам нужно познакомиться с явлением аллотропии. Предлагаю вам поработать в группах из §15 выберите 1ряд-свойства кислорода 2 ряд- свойства озона. (Слайд 7) Аллотропные видоизменения кислорода какие два простых вещества - аллотропные видоизменения образует кислород? (О2 и О3) Объясните схему и фото на слайде. Запишем реакцию получения озона из кислорода на доске. 3О2 = 2О3. (Слайд 8) Дайте определение аллотропии. (Слайд 9-11) Докажем себе, что кислород и озон – это разные простые вещества, с разными свойствами. Для этого поработаем с информацией о кислороде и озоне. Результаты работы вносим в таблицу для сравнения. | Читают параграф и выбирают свойства кислорода и озона Записывают реакцию в тетради. Формулируют определение. Что называется аллотропией. - Явление, при котором один химический элемент может образовывать несколько разных простых веществ. Заполните таблицу «Сравнение свойств кислорода и озона»: № | Свойства вещества | Кис ло род | Озон | 1 | Химическая формула | | | 2 | Классификация | | | 3 | Качественный состав молекулы | | | 4 | Количествен ный состав молекулы | | | 5 | Относительная молекулярная масса | | | 6 | Нахождение в природе. | | | 7 | Физические свойства | | | 8 | Окислительные свойства | | | | Фронтальная беседа Работа с учебником Запись в рабочей тетради Составление таблицы | Умеют делать выводы на основе наблюдений. Умеют кодировать информацию в виде таблицы. |
5.Физкультминутка для глаз | | Делают упражнения для глаз | | Снимают напряжение. |
6.Закрепление | Подведите итог. Дайте полный ответ, почему небо имеет голубой цвета. (Слайд 12-14) - Как вы думаете, почему озоновый экран необходим для существования жизни на планете? Почему без него все живое, в том числе и человечество, а этот мы с вами может погибнуть? -Причины разрушения озонового слоя? - Можем ли мы защитить нашу планету? Пути решения пробэтой проблемы. (Приложение 1) Сообщения «Озоновый слой планеты» Решите тесты ( Приложение 2) | учащиеся объясняют, опираясь на полученные знания о свойсвах озона Учащиеся делают сообщения на темы: - "Из истории открытия озонового слоя" - "Местоположение и функции озонового слоя" - "Причины ослабления озонового слоя". (слайд15-18) Решают тесты. | Фронтальная работа Фронтальный контроль | Устанавливают причинно-следственные связи. Осуществляют проверку полученных знаний |
7.Рефлексия | (Слайд 18) - Что нового я узнал на уроке? - Что мне больше всего запомнилось с урока? (Слайд 19) Прикрепите стикер с соответствующим пояснением на соответствующий рисунок: чемодан-знания, приобретенные на сегодняшнем урокемпригодятся мне в будущем, буду использовать; Корзинка - услышанное частично мне пригодится; муссорная корзина - ничего полезного... | Учащиеся делают вывод: -Химический элемент О имеет два аллотропных соединения- кислород и озон. -Они обладают различным составом и свойствами. -Озон образует защитный слой нашей планеты, который может разрушаться под воздействием человека. его нужно беречь. Учащиеся прикрепляют стикер с объяснением выбора. | Закрепляющая беседа | Формулируют выводы на основе полученных знаний, высказывают свое мнение и позицию. |
8.Подведение итогов и оценивание | Организует само- и взаимооценку работы каждого в группе - оценивает уч-ся, подготовивших сообщение. | Осуществляют самооценку и взаимооценку работы на уроке. | Фронтальная работа | Умеют оценивать результаты своей учебной работы. |
9.Домашнее задание | (Слайд 20) §15 упражнения 2,3. Приготовить сообщение или презентацию о применении кислорода (по желанию) | Записывают домашнее задание по выбору | Фронтальная, индивидуальная работа. | Умеют оценивать свои возможности. Выбирают посильное задание. |