СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме:" Нуклеиновые кислоты"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с презентацией по теме:"Нуклеиновые кислоты" для получения сведений о ДНК и РНК.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме:" Нуклеиновые кислоты"»

Разработка урока по теме: Нуклеиновые кислоты с презентацией.

Подготовила: учитель биологии

Кузнецова Галина Михайловна.

Макеевка -2022.

Предмет: Биология

Тема урока: Нуклеиновые кислоты.

Цели урока :

образовательные:

- изучить особенности строения и функции: ДНК и РНК; определить черты их сходства и различия;

-выяснить сущность принципа комплементарности; правила Чаргаффа;

- раскрыть механизм передачи наследственной информации.

развивающие:

- развивать умение сравнивать и находить взаимосвязи;

- развивать умение отвечать на поставленные вопросы ;точно и кратко излагать мысли,;

- развивать умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному;

- развитие умения самопроверки.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся культуру просмотра презентаций;

- воспитывать у учащихся культуру общения работы в группах.

Тип урока: комбинированный

Оборудования:  раздаточный материал карточки с заданиями ,записи на доске , презентация к уроку.

План урока

  1. Организационный момент 

  2. Актуализация знаний.

  3. Основная часть урока. Объяснение нового материала

  4. Закрепление

  5. Заключение

Ход урока

I. Организационный момент .Приветствие , проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания. Устный фронтальный опрос.

Какие органические вещества относятся к биополимерам?

Почему их называют высокомолекулярными веществами?

Что является мономерами белков,жиров,углеводов?

Сколько аминокислот образуют белки живых организмов?

Почему аминокислоты называются заменимые и незаменимые?

Дать характеристики структурам белка.

Какая из них самая нестабильная?

При разрушении какой структуры происходит процесс денатурация белков.

Учитель задает вопрос для мотивации к изучению темы. Нацеливает учащихся на самостоятельное формулирование целей и задач урока. 

Записывает тему урока на доске: « Нуклеиновые кислоты»

III. Изучение нового материала.

Учитель объясняет новую тему(презентация)

Нуклеиновые кислоты — природные высокомолекулярные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах. Их название происходит от латинского слова « нуклеус» что переводится как ядро. Они впервые были обнаружены в ядрах клеток. Нуклеиновые кислоты относятся к биополимерам.(слайд 1)

Раздаётся раздаточные материал.Карточка №1 Учитель предлагает по ходу его объяснения заполнять таблицу « Сравнительная характеристика ДНК и РНК».

Впервые расшифровали структуру ДНК Уотсон и Крик в 1953г. Структура РНК одноцепочная. ( вносят в таблицу, графа строение молекулы).

Открытие ДНК было в1953 году Уотсоном и Криком (слайд 2)

Рассмотрим разновидности нуклеиновых кислот.ДНК и РНК

Молекула ДНК представляет собой структуру, состоящую из двух цепочек, которые соединены между собой водородными связями. Эту структуру называют двойной спиралью ,закрученную вокруг своей оси

1) остаток углевода (пятиуглеродного сахара) — дезоксирибозы,

2) остаток фосфорной кислоты,

3) одно из четырех азотистых оснований: аденин ( А), гуанин( Г), цитозин (Ц), тимин (Т).

состав РНК:

1) остаток углевода (пятиуглеродного сахара) — рибозы,

2) остаток фосфорной кислоты,

3) одного из четырех азотистых оснований: аденин ( А), гуанин( Г), цитозин (Ц), урацил ( У). Все вносится в таблицу в графу состав нуклеотидов.

Учитель просит назвать отличия нуклеотидов ДНК и РНК друг от друга и чем они схожи.

- отличаются азотистым основанием ,остатком сахара; а схожи остатком фосфорной кислоты. 

Вводится понятие комплементарность.( определение записывается в тетрадь)

Какого же место нахождение ДНК и РНК в клетке?(Слайд 7 )

В клетках существуют 3 типа РНК:

1.Информационная РНК( и-РНК) , Она является копией определенного участка ДНК( гена).

2. Транспортная РНК( т-РНК). Молекулы т- РНК транспортируют аминокислоты из цитоплазмы в рибосомы.

3. Рибосомная РНК ( р- РНК). Этот вид содержится в рибосомах.

Каковы же их основные функции РНК?

1. информационные РНК (иРНК)  которые составляют до 5% от всей РНК, содержащейся в клетке. - в них записана информация о первичной структуре белка Выполняет роль переносчика генетической информации от ДНК к месту синтеза белка и непосредственно участвует его сборке.;

2. рибосомные РНК (рРНК)  -  составляют 90% от всей РНК в клетке входят в состав рибосом;

3. транспортные РНК (тРНК)  - составляют до 10 % от всей РНК клетки .обеспечивают доставку аминокислот к месту синтеза белка.(Слайд8)

В качестве генетического материала РНК входят в состав ряда вирусов. Например, вирусы, вызывающие такие опасные заболевания, как грипп и СПИД, являются РНК-содержащими.

ДНК является носителем генетической информации, записанной в виде последовательности нуклеотидов с помощью генетического кода. С молекулами ДНК связаны два основополагающих свойства живых организмов — наследственность и изменчивость. (Слайд 11)

Внесем в таблицу местонахождение ДНК и РНК в клетке. Функции РНК и ДНК.

-Большая часть ДНК в ядре, остальная в митохондриях и хлоропластах.

РНК находится в ядрышках, в составе рибосом, в цитоплазме в митохондриях и хлоропластах.

Параметры ДНК

  • Диаметр спирали - 2 нм

  • Шаг ДНК состоит из 10 пар нуклеотидов

  • Длина нуклеотида=0,34 нм.

  • Средняя молекулярная масса нуклеотида = 300 а.е.м. (атомных единиц массы).

Особенность ДНК –способность к самоудвоению ( репликации). Процесс происходит перед делением клетки.(слайд12)

Правило Чаргаффа.учащиеся записывают в тетерадь.

Принцип комплементарности лежит в основе передачи генетической информации:

1)с ДНК на ДНК (реакция редупликации - самоудвоения)

2)с ДНК на информационную РНК (иРНК) - реакция транскрипции

3)взаимодействия иРНК (кодон) с тРНК (антикодон) в реакции трансляции, т.е. реакции синтеза белка на рибосоме. (слайд13-17)

Все три реакции носят название матричных.

Учитель демонстрирует (слайд 18 ) объясняет об образовании водородных связей между нуклеотидами А Т двойные водородные связи,между Г Ц тройные водородные связи

Учащиеся на предварительно подготовленных треугольниках ,составляют шпаргалки.

(слайд19) ( слайд 20) (слайд 21)

Работа с раздаточным материалом. Учитель на слайде21 рассказывает о свойствах генетического кода. Объясняет правильность находжения по триплету-аминокислоту.Уточняет,что Аминокислоту определяем только по иРНК

  1. Закрепление изученного материала.

Работа по карточкам.

Решите задачу.

  • 1. Исследования показали, что и-РНК имеет следующий состав: АУА   ГУЦ  АУГ  УЦА  УУГ  ГУУ  АУУ.

  1. Напишите последовательность нуклеотидов участка молекулы ДНК,  хранящего информацию об этом белке.

  2. Определите длину участка ДНК.

  3. Посчитайте количество двойных и тройных водородных связей в белке.

  4. Определите последовательность аминокислот закодированных в этом участке.

  5. Найдите массу белка.

3.Основываясь на заполненную таблицу в ходе лекции, назовите сходства и отличия ДНК и РНК?

VI.  Зкалючение.Подведение итогов.  Выставление оценок. Итоги урока. Рефлексия

 Домашнее задание.  Изучить записи в тетради, таблицу « Сравнительная характеристика ДНК и РНК».

 Рефлексия . В завершение урока преподаватель просит поднять руку всем, кому урок был понятен и доступен.



Приложение



Карточка № 1

Сравнительная характеристика ДНК и РНК.

Признаки

ДНК

РНК

Строение макромолекулы



Местонахождение в клетке



Функции



Состав нуклеотида




Комплементарность



Наличие репликации




К арточка № 2















Карточка № 3

Решите задачу

1. Исследования показали, что и-РНК имеет следующий состав: АУА   ГУЦ  АУГ  УЦА  УУГ  ГУУ  АУУ.

2.Напишите последовательность нуклеотидов участка молекулы ДНК,  хранящего информацию об этом белке.

3.Определите длину участка ДНК.

4.Посчитайте количество двойных и тройных водородных связей в белке.

5. Определите последовательность аминокислот закодированных в этом участке.

6. Найдите массу белка.

Карточка № 4