Цель урока: Познакомить учащихся с причинами появления в Риме большого числа рабов, особенностями рабовладения.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме;
Формирование умения давать характеристику событиям и их участников.
Развивающие:
Развитие творческих способностей учащихся;
Развитие коммуникативных навыков.
Воспитательная:
Создать условия для творческой самореализации личности;
Воспитание отрицательного отношения к рабскому положению людей.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Продолжительность занятия: 45 мин.
Материально-дидактическое оснащение урока:
Используемое оборудование: мультимедиапроектор, доска-экран.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация “Рабство в Древнем Риме”
Раздаточный материал: документы “Содержание рабов”
Планируемый результат: Знать источники рабства, используя документ и иллюстрации описывать образ жизни рабов, называть характерные черты положения рабов в Древнем Риме, объяснять значение понятий: рабство, гладиатор.
План урока:
Проверка домашнего задания.
Источники рабства.
Гладиаторы.
Содержание урока
Организационный момент.
Повторение домашнего задания. (Презентация)
Отгадай загадки:
Он молод и талантлив был
И смельчаком для всех прослыл.
И с Римом храбро воевал –
То карфагенский………..
Его прозвали император
В те дни, когда оно в Рим въезжал.
Другие царства побеждал.
И храбростью и силой
Он право зваться так снискал.
Как римляне тот въезд назвали, когда все консулы кричали:
“Наш повелитель, наш герой,
Наш император, вот какой!”
“
Мыслительная минутка
(фронтальная работа)
? – обратите внимание на понятия и термины, дайте им определения.
Илот
Эксплуатация
Долговой камень
Несвободный человек
? - Все они могут быть отнесены к одному общему понятию. Какому?
РАБСТВО
? - Кто такой раб в широком понимании этого слова и чем он отличается от свободного человека?
? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, исходя из результата выполненного нами задания?
- Как вы думаете, при работе над этой темой, какие вопросы мы должны будем затронуть?
Изучение нового материала:
Инсценировка (две рабыни и раб)о возникновении и источниках рабства
В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на место. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.
Сейчас я предлагаю Вам просмотреть отрывок из фильма “Спартак”, в котором представлен поединок двух гладиаторов.
Во время просмотра вам нужно найти ответы на вопросы:
- Как выглядят гладиаторы?
- Каким оружием они сражались?
- Какова была реакция публики?
1.Ученики называют источники рабства
Работа с документом: Содержание рабов.
Вопросы к документу:
Игра “Оживи картину”.
(Рисунок 1)
Итог урока:
*Вопрос-ассоциация.
Какое отношение имеет гладиолус к теме нашего урока?
(Гладиатор произошло от латинского gladius – меч, т. к. бойцы первоначально были вооружены короткими мечами. Листья гладиолуса имеют сходство с клинком.)
Объяснение дополнительного задания.
? - Как вы считаете, имеет ли право человек так обращаться с другим человеком? Почему?
- К сожалению, ребята, не смотря на то, что мы не живем в рабовладельческом обществе, до сих пор люди во всем мире становятся рабами других людей. Каждый час в мире пропадает 60 человек. Чаще всего об их судьбе уже никогда ничего не узнают родственники. Многие из них становятся рабами в мире, где по закону каждый человек имеет право на свободу…
Итоги урока. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Давайте обратимся к нашему плану на доске. Все ли намеченное мы выполнили? (Слайд 2)
Что нового вы для себя узнали?
- Чью работу на уроке мы не отметили?
Домашнее задание: § 44-48 повторить, подготовиться к контрольному тесту.