По программе Сонина "Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» Раздел 2. Царство Грибы, на раздел выделяется 4 часа
познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений; дать представление о строении грибов, о типах питания и размножения грибов; познакомить учащихся с характерными признаками шляпочных грибов; дать представление о съедобных и ядовитых шляпочных грибах; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.
Как правило, научные конференции проводятся в форме чередующихся докладов учащихся с широким использованием наглядного материала. Научная деятельность наиболее интересна для учащихся старших классов.Для конференций следует выбирать темы, не только способствующие углублению знаний по физике и дающие возможность повторить ряд вопросов проходимых на уроках, но несущие новую информацию для ученика.
Возраст12-14 лет характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Отличительной особенностью детей этого возраста является наступающее половое созревание. Дети становятся нервными и неуступчивыми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в критичности, негативной оценке того, что делают другие. В этот момент важно помнить, что негативная реакция очень часто скрывает под собой неуверенность в собственных силах. Поэтому не старайтесь следовать лозунгу: "Критикуешь - сделай лучше!", ставя подростка зачастую в безвыходное положение, а вызывайте у него желание активно сотрудничать с учителями и другими ребятами. Не скупитесь на положительную оценку его действий.
Этап урока | Деятельность учителя: | Деятельность учащихся: |
Мотивирование к учебной деятельности Цель: заинтересовать учащихся. | Учитель является ведущим. | Историк:После Теофраста упоминания о грибах встречаются в трудах древнеримских учёных Диоскорида и Плиния Старшего живших в 1в. до н.э. Они описывали крупные шляпочные грибы, упоминали об их свойствах, в том числе и леченых Плиний Старший попытался классифицировать грибы на съедобные и несъедобные. А один из грибов получил у него название царского гриба и подавался к столу только знатным патрициям. Из средних веков до нас дошло мало сведений о грибах. В эпоху Возрождения началось интенсивное изучение растений, появились «травники» в них входили и описания грибов. Грибами, судя по летописи, пытались лечить Владимира Мономаха. В конце 16 – начале 17 вв.Карл Линей в своём труде «Система природы» описал 95 видов грибов. Он, поместил их среди растений, не имеющих цветов. Учащиеся слушают историка, рассуждают о смысле высказывания. |
Изучение нового материала | Ведущий: В настоящее время известно 100 тыс. видов грибов, и их выделяют в отдельное царство. А, почему расскажет ботаник | Ботаник: Отличительные признаки грибов: - клетки грибов не содержат хлорофилла; - оболочка клеток по химическому составу сходны с оболочкой клеток животных ( из хитина ); - питаются готовыми органическими веществами. По способу питания грибы делятся на грибы – сапрофиты и грибы – паразиты; - грибы не передвигаются; - растут в течение всей жизни; - питаются путём всасывания, а заглатывания пищи, что роднит их с растениями, на основании чего их раннее объединяли в одну группу. Учащиеся обсуждают высказывание ботаника |
| Ведущий: Появление микроскопа позволило увидеть у грибов споры и грибницу или микоризу. Что они из себя представляют? Слово предоставляется учёному – микологу. | Миколог: От греческого слова микос (гриб) получила своё название и наука о грибах. Микология как наука возникла в конце 19 века, основателем её считается русский учёный Ф.М.Каменский. Грибница – важная часть каждого гриба. На этих тонких ветвящихся белых нитях, т.е. гифах развиваются плодовые тела. У большинства грибов плодовое тело образовано ножкой и шляпкой. Шляпка и ножка состоит из плотно прилегающих друг другу гифов грибницы. Плодовое тело около месяца растёт под землёй, но, выйдя на поверхность, увеличивается в размерах быстро. В шляпке нити образуют 2 слоя – верхний и нижний. Нижний состоит из трубочек, как подберёзовика, это трубчатые грибы, и из пластинок как у лисички, это пластинчатые. Плодовое тело у грибов может иметь причудливую форму и яркую окраску. В трубочках и пластинках шляпки образуются особые клетки – споры, с помощью которых размножаются. В распространении спор помогают ветер, животные. Грибам свойственно и половое размножение, они образуют половые клетки – гаметы. Дети записывают определения: микология, грибница, шляпка, ножка, плодовое тело и споры. |
| Оценивает ответы на загадки поэта. | Поэт: 1) Называют меня люди Часто боровик Потому что знают люди – К бору я привык. Нравятся мне сосны, Ели я люблю, Со многими деревьями Я вообще дружу. 2) Под осинами, на кочке, Гриб в оранжевом платочке, Подосиновиком звать. Меня любят собирать Я люблю тепло и влагу, А от солнышка бегу Вот, наверно, потому – то Я на юге не расту. 3) Во лесу, как на подушке, - Беленькое ушко. Это груздь, надо взять. А за ним ещё штук пять. Под осинами на кочке Гриб в малиновом платочке. Подосиновиком звать, И его придётся взять. Учащиеся отвечают на данные загадки. |
| Комментирует сказанные слова эколога. | Эколог: Симбиоз – отношения, при которых оба организма получают пользу от совместного существования. Образование микоризы, т.е. симбиоза гриба и дерева происходит избирательно: белый гриб - с берёзой, дубом, маслёнок – с сосной, рыжик – с елью, лиственный маслёнок – только с лиственницей. Гифы грибов оплетают корни растений и проникают внутрь, в ткани. Питаясь отмирающими растительными клетками, они снабжают корни необходимыми солями, витаминами, водой. Красивые тропические цветы орхидеи без микорицы с грибами жить вообще не могут: их семена не приживаются. Дети записывают определение: симбиоз, приводят примеры. |
| Ведущий: Роль грибов в природе и жизни человека велика. А каков состав грибов, из каких веществ они состоят. | Химик:Грибы содержат до 40% белков, 10 – 15% углеводов, соли фосфата, калия, железа, витамины А, В1, В2,С, РР, Д. Микроэлементы – медь, йод, цинк и другие. Из – за большого содержания в них белков грибы называют растительным мясом. Из некоторых грибов получают ценные лекарства. Несколько грибов, добавленных в суп, делают его сразу ароматным и вкусным. Ведущий: Какое удовольствие – сбор грибов! Идёшь по лесу – мох, опавший прошлогодний лист, ряд красных мухоморов, янтарные бусы лисичек. Однако собирать грибы надо с большой осторожностью иначе не далеко и до беды. Недаром народная мудрость гласит: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут». Учащиеся слушают химика, рассуждают о смысле высказывания. |
| Показывает видеофрагмент - "Как правельно собирать грибы?" | Поэт:Памятка сборщику грибов: 1.Не обламывайте плодовые тела грибов и не срезайте, т.к. остающиеся пеньки загнивают, грибница разрушается. 2.Лучше всего гриб осторожно выкрутить из грибницы. Образующуюся ямку присыпьте листвой или хвоей. 3. Не собирайте старые и червивые – в них может быть яд. 4.Не срывайте грибы зря: ими питаются многие животные. |
| | Грибник:Необходимо точно знать, как выглядит не съедобный Гриб, чтобы не спутать его со съедобными. Бледная поганка более всего похожа на шампиньоны, сыроежки. Шляпка её белая, бывает и желтоватая, зеленоватая. Пластинки, не прикреплённые к ножке, белые. От ножки съедобных её отличает клубневидное утолщение у основания заключённое в белую или зеленоватую плёнку – воротничок. Ложные опятаимеют яркие окраски шляпок. Можно запомнить с помощью рифмы: «Имеет съедобный опёнок На ножке кольцо из плёнок, А у ложных опят Ноги голые до пят». Мухоморы вонючий, поганковидный. Пластинки всегда белые, на ножках нежное кольцо, а у основание клубневидное утолщение. Внимательно осматривайте каждый сорванный гриб! |
| Ведущий:Что бывает, когда человек не способен отличать ядовитые грибы от не ядовитых? Послушаем об этом газетную прессу. | Поэт: Рядышком с иголками Мы растём под ёлками. Любим сосны мы и ели, Шляпку плоскую надели, А под ней идут круги. Срежь – ка нас инее беги, Когда увидишь на руке Сок, оранжевый на вид, Не бойся, он не ядовит. |
| Ведущий:Что надо делать, если произошла беда? | Врач:Яд, содержащийся в бледной поганке поражает в первую очередь печень и почки. Яд не разрушается в процессе кулинарной обработки. Одна бледная поганка, попавшая в пищу, может погубить 3 – 4 взрослых человека. Клинические симптомы отравления – тошнота, рвота, резкая боль в животе, слабость, судороги – могут появиться даже спустя сутки. А за это время уже происходят не поправимые разрушения в клетках печени, почек, в нервной системе. Если ложные опята и другие не съедобные грибы попадут в пищу, спустя 1 – 2 часа у съевшего их резко возникает слабость, недомогание. Появляется бледность кожных и слизистых оболочек, наблюдается нарушение сердечного ритма, дыхания. Возникают боли в области желудка, печени, кишечника. Появляется тошнота, рвота. Внимательно осматривайте каждый сорванный гриб. Придя домой, ещё раз сделайте ревизию, а если всё же по недосмотру в попадёт ядовитый гриб и через несколько часов появятся признаки отравления, надо, немедленно промыть желудок. Дайте пострадавшему 3 – 4 стакана воды комнатной температуры с пищевой содой(четверть чайной ложки соды на стакан воды) или слабого(светло-розового) раствора марганцевокислого калия. После этого надавливая двумя пальцами на корень языка, человек должен вызвать рвоту. Эту процедуру нужно повторять не менее 5 раз. Затем необходимо принять слабительное: 1 столовую ложку горькой соли на стакан воды или 2 – 3 столовых ложки касторового масла. Пострадавшего уложите в постель, напоите горячим чаем. Оказав первую помощь, вызывайте врача, а если состояние ухудшается – скорую помощь. Ребята внимательно слушают высказывание врача, необходимое фиксируют в тетрадь. |
Закрепление в игровой форме | Обобщение: таким образом мы послушали выступления учёных, поэтов о грибах. Загадки : 1.Я старушка вредная, На мне шляпка бледная, А нога в ботинке, На чулке – пеструшки, Вокруг ворота – пораспорото Кто ко мне прикоснётся, Тот уже не проснётся. (Бледная поганка) 2.Из – под травки прошлогодней Вылезают на свободу Неразлучные сестрички – Рыжеватые…….(Лисички) 3.Царь грибов на толстой ножке. Самый лучший для лукошка. Он головку держит смело, Потому что гриб он……..(Белый) Тестирование: 1.Грибы питаются: А) образуя на свету органические вещества; Б) готовыми органическими веществами; В) только органическими веществами живых организмов; Г) поселяясь на продуктах питания. 2.Грибы размножаются: А) спорами; Б) семенами; В) частью корня; Г) частью стебля. 3.Какой из перечисленных грибов относится к ядовитым? А) опёнок; Б) сыроежка; В) бледная поганка; Г) трутовик. | Дети отвечают на загадки. |
Подведение итогов | Выставление оценок. | |