СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Шляпочные грибы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по теме "Шляпочные грибы"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Шляпочные грибы"»

Фрагмент урока – конференции по теме: «Шляпочные грибы».

По программе Сонина "Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» Раздел 2. Царство Грибы, на раздел выделяется 4 часа

Цель: развивать понятия о многообразии грибов, их значение, учить различать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами сбора, особенности строения способа питания, воспитать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.

Задачи:

  1. Образовательные:

познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений; дать представление о строении грибов, о типах питания и размножения грибов; познакомить учащихся с характерными признаками шляпочных грибов; дать представление о съедобных и ядовитых шляпочных грибах; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.

  1. Воспитательные:

    1. Воспитание наблюдательности.

    2. Формирование мотивации работы с дополнительной литературой.

    3. Осуществлять эстетическое воспитание через показ красоты грибов.

    4. Формировать бережное отношение к природе.

  1. Развивающие:

    1. Уметь сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником.

    2. Продолжить развитее основных биологических понятий, элементов творческой деятельности школьников.



Наглядность: понятия на доске: спора, мицелий, микориза, симбиоз, гифы, гаметы, грибница, сапрофиты, паразиты; литература, кроссворд, ИКТ.


На столах: миколог, ботаник, эколог, врач, поэт, журналист, грибник, художник – историк, химик.


Урок-конференция

Одной из наиболее интересных инновационных форм обучения является урок -научная конференция.

Как правило, научные конференции проводятся в форме чередующихся докладов учащихся с широким использованием наглядного материала. Научная деятельность наиболее интересна для учащихся старших классов.Для конференций следует выбирать темы, не только способствующие углублению знаний по физике и дающие возможность повторить ряд вопросов проходимых на уроках, но несущие новую информацию для ученика.

Возраст12-14 лет характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Отличительной особенностью детей этого возраста является наступающее половое созревание. Дети становятся нервными и неуступчивыми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в критичности, негативной оценке того, что делают другие. В этот момент важно помнить, что негативная реакция очень часто скрывает под собой неуверенность в собственных силах. Поэтому не старайтесь следовать лозунгу: "Критикуешь - сделай лучше!", ставя подростка зачастую в безвыходное положение, а вызывайте у него желание активно сотрудничать с учителями и другими ребятами. Не скупитесь на положительную оценку его действий.


Структура урока

Этап урока

Время, мин

1

Мотивирование к учебной деятельности



2

Изучение нового материала


3

Закрепление


4

Подведение итогов




Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

Мотивирование к учебной деятельности

Цель: заинтересовать учащихся.


Учитель является ведущим.

Историк:После Теофраста упоминания о грибах встречаются в трудах древнеримских учёных Диоскорида и Плиния Старшего живших в 1в. до н.э. Они описывали крупные шляпочные грибы, упоминали об их свойствах, в том числе и леченых Плиний Старший попытался классифицировать грибы на съедобные и несъедобные. А один из грибов получил у него название царского гриба и подавался к столу только знатным патрициям.

Из средних веков до нас дошло мало сведений о грибах. В эпоху Возрождения началось интенсивное изучение растений, появились «травники» в них входили и описания грибов. Грибами, судя по летописи, пытались лечить Владимира Мономаха. В конце 16 – начале 17 вв.Карл Линей в своём труде «Система природы» описал 95 видов грибов. Он, поместил их среди растений, не имеющих цветов.

Учащиеся слушают историка, рассуждают о смысле высказывания.

Изучение нового материала


Ведущий: В настоящее время известно 100

тыс. видов грибов, и их выделяют в отдельное царство.  А, почему расскажет ботаник

Ботаник: 

Отличительные признаки грибов:

- клетки грибов не содержат хлорофилла;

- оболочка клеток по химическому составу сходны  с оболочкой клеток животных ( из хитина );

- питаются готовыми органическими веществами. По способу питания грибы делятся на грибы – сапрофиты и грибы – паразиты;

- грибы не передвигаются;

- растут в течение всей жизни;

- питаются путём всасывания, а заглатывания пищи, что роднит их с растениями, на основании чего их раннее объединяли в одну группу.

Учащиеся обсуждают высказывание ботаника


Ведущий: Появление микроскопа позволило увидеть у грибов споры и грибницу или микоризу. Что они из себя представляют? Слово предоставляется учёному – микологу.


Миколог: От греческого слова микос (гриб) получила своё название и наука о грибах. Микология как наука возникла в конце 19 века, основателем её считается русский учёный Ф.М.Каменский.

Грибница – важная часть каждого гриба. На этих тонких ветвящихся белых нитях, т.е. гифах развиваются плодовые тела. У большинства грибов плодовое тело образовано ножкой и шляпкой.

Шляпка и ножка состоит из плотно прилегающих  друг другу гифов грибницы. Плодовое тело около месяца растёт под землёй, но, выйдя на поверхность, увеличивается в размерах быстро. В шляпке нити образуют 2 слоя – верхний и нижний. Нижний состоит из трубочек, как подберёзовика, это трубчатые грибы, и из пластинок как у лисички, это пластинчатые.

Плодовое тело у грибов может иметь причудливую форму и яркую окраску. В трубочках и пластинках шляпки образуются особые клетки – споры, с помощью которых размножаются. В распространении спор помогают ветер, животные. Грибам свойственно и половое размножение, они образуют половые клетки – гаметы.

Дети записывают определения: микология, грибница, шляпка, ножка, плодовое тело и споры.


Оценивает ответы на загадки поэта.

Поэт:

             1)  Называют меня люди

                  Часто боровик

Потому что знают люди – 

К бору я привык.

Нравятся мне сосны,

Ели я люблю,

Со многими деревьями

Я вообще дружу.

 

             2) Под осинами, на кочке,

Гриб в оранжевом платочке,

Подосиновиком звать.

Меня любят собирать

Я люблю тепло и влагу,

А от солнышка бегу

Вот, наверно, потому – то

Я на юге не расту.

 

             3) Во лесу, как на подушке, -

Беленькое ушко.

Это груздь, надо взять.

А за ним ещё штук пять.

Под осинами на кочке

Гриб в малиновом платочке.

Подосиновиком звать,

И его придётся взять.

Учащиеся отвечают на данные загадки.


Комментирует сказанные слова эколога.

Эколог: Симбиоз – отношения, при которых оба организма получают пользу от совместного существования. Образование микоризы, т.е. симбиоза гриба и дерева происходит избирательно: белый гриб - с берёзой, дубом, маслёнок – с сосной, рыжик – с елью, лиственный маслёнок – только с лиственницей. Гифы грибов оплетают корни растений и проникают внутрь, в ткани.

Питаясь отмирающими растительными клетками, они снабжают корни необходимыми солями, витаминами, водой.

Красивые тропические цветы орхидеи без микорицы с грибами жить вообще не могут: их семена не приживаются.

Дети записывают определение: симбиоз, приводят примеры.


Ведущий: Роль грибов в природе и жизни человека велика. А каков состав грибов, из каких веществ они состоят.


Химик:Грибы содержат до 40% белков, 10 – 15% углеводов, соли фосфата, калия, железа, витамины А, В1, В2,С, РР, Д. Микроэлементы – медь, йод, цинк и другие. Из – за большого содержания в них белков грибы называют растительным мясом. Из некоторых грибов получают ценные лекарства. Несколько грибов, добавленных в суп, делают его сразу ароматным и вкусным.

Ведущий: Какое удовольствие – сбор грибов! Идёшь по лесу – мох, опавший прошлогодний лист, ряд красных мухоморов, янтарные бусы лисичек.

Однако собирать грибы надо с большой осторожностью иначе не далеко и до беды.

Недаром народная мудрость гласит: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут».

Учащиеся слушают химика, рассуждают о смысле высказывания.


Показывает видеофрагмент - "Как правельно собирать грибы?"

Поэт:Памятка сборщику грибов:

1.Не обламывайте плодовые тела грибов и не срезайте, т.к. остающиеся пеньки загнивают, грибница разрушается.

2.Лучше всего гриб осторожно выкрутить из грибницы. Образующуюся ямку присыпьте листвой или хвоей.

3. Не собирайте старые и червивые – в них может быть яд.

4.Не срывайте грибы зря: ими питаются многие животные.




Грибник:Необходимо точно знать, как выглядит не съедобный Гриб, чтобы не спутать его со съедобными.

Бледная поганка  более всего похожа на шампиньоны, сыроежки. Шляпка её белая, бывает и желтоватая, зеленоватая. Пластинки, не прикреплённые к ножке, белые. От ножки съедобных её отличает клубневидное утолщение у основания заключённое в белую или зеленоватую плёнку – воротничок.

Ложные опятаимеют яркие окраски шляпок. Можно запомнить с помощью рифмы:

«Имеет съедобный опёнок

На ножке кольцо из плёнок,

А у ложных опят

Ноги голые до пят».

Мухоморы вонючий, поганковидный. Пластинки всегда белые, на ножках нежное кольцо, а у основание клубневидное утолщение.

Внимательно осматривайте каждый сорванный гриб!



Ведущий:Что бывает, когда человек не способен отличать ядовитые грибы от не ядовитых? Послушаем об этом газетную прессу.


Поэт:

Рядышком с иголками

Мы растём под ёлками.

Любим сосны мы и ели,

Шляпку плоскую надели,

А под ней идут круги.

Срежь – ка нас инее беги,

Когда увидишь на руке

Сок, оранжевый на вид,

Не бойся, он не ядовит.



Ведущий:Что надо делать, если произошла беда?


Врач:Яд, содержащийся в бледной поганке поражает в первую очередь печень и почки. Яд не разрушается в процессе кулинарной обработки. Одна бледная поганка, попавшая в пищу, может погубить 3 – 4 взрослых человека. Клинические симптомы отравления – тошнота, рвота, резкая боль в животе, слабость, судороги – могут появиться даже спустя сутки. А за это время уже происходят не поправимые разрушения в клетках печени, почек, в нервной системе. Если ложные опята и другие не съедобные грибы попадут в пищу, спустя 1 – 2 часа у съевшего их резко возникает слабость, недомогание. Появляется бледность кожных и слизистых оболочек, наблюдается нарушение сердечного ритма, дыхания. Возникают боли в области желудка, печени, кишечника. Появляется тошнота, рвота.

 Внимательно осматривайте каждый сорванный гриб. Придя домой, ещё раз сделайте ревизию, а если всё же по недосмотру в попадёт ядовитый гриб и через несколько часов появятся признаки отравления, надо, немедленно промыть желудок. Дайте пострадавшему 3 – 4 стакана воды комнатной температуры с пищевой содой(четверть чайной ложки соды на стакан воды) или слабого(светло-розового) раствора марганцевокислого калия. После этого надавливая двумя пальцами на корень языка, человек должен вызвать рвоту. Эту процедуру нужно повторять не менее 5 раз.

Затем необходимо принять слабительное: 1 столовую ложку горькой соли на стакан воды или 2 – 3 столовых ложки касторового масла.

Пострадавшего уложите в постель, напоите горячим чаем. Оказав первую помощь, вызывайте врача, а если состояние ухудшается – скорую помощь.

Ребята внимательно слушают высказывание врача, необходимое фиксируют в тетрадь.


Закрепление в игровой форме

Обобщение: таким образом мы послушали выступления учёных, поэтов о грибах.


Загадки :

1.Я старушка вредная,

На мне шляпка бледная,

А нога в ботинке,

На чулке – пеструшки,

Вокруг ворота – пораспорото

Кто ко мне прикоснётся,

Тот уже не проснётся.

                              (Бледная поганка)

2.Из – под травки прошлогодней

Вылезают на свободу

Неразлучные сестрички –

Рыжеватые…….(Лисички)

3.Царь грибов на толстой ножке.

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он……..(Белый)


Тестирование:

1.Грибы питаются:

А) образуя на свету органические вещества;

Б) готовыми органическими веществами;

В) только органическими веществами живых организмов;

Г) поселяясь на продуктах питания.


2.Грибы размножаются:

А) спорами;

Б) семенами;

В) частью корня;

Г) частью стебля.


3.Какой из перечисленных грибов относится к ядовитым?

А) опёнок;

Б) сыроежка;

В) бледная поганка;

Г) трутовик.




Дети отвечают на загадки.

Подведение итогов

Выставление оценок.




http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a1-a000-4ddd-7bd7-0a0046b1da3f/81651/?interface=catalog&class=49


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!