СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: "Спинной мозг"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Спинной мозг", дистанционное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Спинной мозг"»

22.09.2022 9 класс Биология Шапшай И. И.

Разработка урока по теме "Спинной мозг"

Цель урока: развивать понятие «нервная система», изучить строение и функции спинного мозга.

Задачи урока.

Образовательные: расширить знания о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга; рассмотреть функции спинного мозга.

Развивающие: развитие умения логически мыслить,. формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить делать выводы, сравнивать, обобщать Воспитательные:  воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, формирование научного мировоззрения.

Оборудование: компьютер, видео урок, учебник, презентация.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Методы: Изложения и восприятия учебной информации, наглядный, частично – поисковой.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная работа.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте!

Ребята, сегодня мы разберем очень интересную тему: «Спинной мозг».

Целью нашего урока - является изучение строения и функции спинного мозга, а также формирование знаний и понятий по работе всей нервной системы.



  1. Проверка знаний учащихся

Ребята, давайте вспомним материал прошлого урока, ответив на вопросы.

  1. Какую роль нервная система играет в организме человека?

  2. Какие клетки составляют нервную ткань? Каковы ее свойства и значения? Что такое раздражение и возбуждение?

  3. Как передается возбуждение по нервной системе?

  4. Что такое рефлекс? Какие рефлексы вы знаете?

  5. Что такое нервный импульс, где он возникает, через какие части рефлекторной дуги передается работающему органу?

  6. Что иннервирует соматическая нервная система?

  7. Чем функция вегетативной нервной системы отличается от соматической нервной системы?

  1. Изучение нового материала

Чтобы лучше усвоить новый материал предлагаю посмотреть видео урок по ссылке:

https://yandex.ru/video/preview/16957143436094405771

или изучить материал, который представлен ниже, или изучить текст учебника на стр. 180- 181. Выбирайте! Обязательно выполните задание в электронной форме, рефлексию и домашнюю работу.

Нервную систему образуют головной и спинной мозг, а также все их ответвления – нервы и нервные узлы. Нервная система – это огромное сообщество, состоящее из десяти с лишним миллиардов слаженно работающих клеток – нейронов.

Самая древняя и самая прочная часть нервной системы человека – спинной мозг. Сегодня на уроке вы познакомитесь с особенностями внешнего и внутреннего строения и функциями спинного мозга.

Исключительная важность спинного мозга обусловлена тем, что он замыкает на себе большинство наших с вами рефлексов и обеспечивает способность передвигаться.

Спинной мозг человека, как и всех позвоночных животных, находится в позвоночном канале. Представляет собой тяж белого цвета длиной 40-45 см, шириной от 1 до 1,5 см и массой около 35 грамм. Вверху спинной мозг переходит в нижний отдел головного мозга – продолговатый мозг, а внизу заканчивается на уровне первого-второго поясничного позвонка.

Спинной мозг не занимает целиком полость позвоночного канала: между стенками канала и мозгом остаётся пространство, заполненное жировой тканью, кровеносными сосудами, оболочками мозга и спинномозговой жидкостьюСпинномозговая жидкость омывает спинной мозг и защищает его от толчков.

Снаружи мозг покрыт тремя оболочкамитвёрдой, паутинной и мягкой. На поверхности спинного мозга хорошо различимы две продольные борозды: передняя и задняя. Они разделяют его на симметричные половины – левую и правую.

От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов, которые разделяют его на сегменты. От каждого нерва к задней поверхности отходят задние корешки, а от передней к каждому нерву соответственно, передние.

Во внутреннем строении этого отдела центральной нервной системы хорошо различимы центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью и две отличающиеся по цвету части.

В середине, вокруг спинномозгового канала расположено так называемое серое вещество, которое на поперечном срезе напоминает вид бабочки, а вокруг – белое.

Серое вещество представлено телами нейронов и короткими ветвящимися отростками – дендритами.

А белое состоит из длинных неветвящихся аксонов, которые образуют нервные волокна.

В сером веществе различают передние и задние рога, а в грудном отделе и боковые.

Чтобы разобраться, какими нейронами представлено серое и белое вещество спинного мозга, обратимся к строению рефлекторной дуги и направлению прохождения нервного импульса соматического рефлекса.

Итак, по чувствительному нейрону, который входит в спинной мозг в составе задних корешков, нервный импульс достигает вставочного нейрона, который полностью расположен в сером веществе. От него информация передаётся двигательному нейрону, тело которого расположено в передних рогах серого вещества, а отростки выходят из спинного мозга в составе передних корешков. Далее нервный импульс поступает в смешанный спинномозговой нерв. Так он называется, потому что содержит в себе как чувствительные, так и двигательные нейроны. По смешанному спинномозговому нерву нервный импульс достигает органа-исполнителя.

Значение спинномозговой жидкости 

Проведение питательных веществ к клеткам спинного мозга.

  • Амортизатор.

  • Принимает участие в удалении продуктов обмена.

Обладает бактерицидными свойствами.

Физкультминутка.

Ребята, вы уже немного утомились, давайте проведем физкультминутку.

  • Физ. упражнения вы сможете выполнить самостоятельно, либо перейдите по ссылке и повторите предложенный вариант. https://yandex.ru/video/preview/11586438232868195292

Вы немного отдохнули, а сейчас продолжим изучение темы.

Функции спинного мозга.

Серое вещество

Белое вещество

Рефлекторная - принимает участие в двигательных реакциях

Здесь располагаются центры безусловных рефлексов (коленный и т.д.). Вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторная деятельность желудка




Проводниковая – проведение нервных импульсов (нисходящие и восходящие проводящие пути).

Осуществляется связь различных отделов спинного мозга;

Связь головного мозга с остальными частями ЦНС;

Соединение рецепторов с исполнительными органами;


Рефлекторная. Если мы укололи палец, благодаря сложной системе взаимодействий в организме при непосредственном участии спинного мозга, мы тот час отдёрнем руку.

Значит, рефлекторная функция спинного мозга заключается в том, что на нём замыкаются дуги рефлексов. Следовательно, именно спинной мозг обеспечивает рефлекс.

Проводниковая функция. Несмотря на то, что спинной мозг обеспечивает множество рефлексов человека, он всё же оказывается подконтрольным другой части центральной нервной системы – головному мозгу.

Если мы пришли в поликлинику сдавать анализ крови, то руку мы при уколе отдёргивать не будем. Дело в том, что информация от рецепторов передаётся не только в спинной мозг, но и далее в головной, который её обрабатывает и в данной ситуации спускает инструкцию затормозить рефлекс спинного мозга на отдёргивание руки.

Таким образом, спинной мозг проводит нервный импульс к головному мозгу и в обратном направлении. Выполняя проводниковую функцию.

Повреждения спинного мозга

Полное повреждение: наблюдается полная потеря чувствительности и функций мышц ниже уровня повреждения.

Частичное повреждение: частично сохраняются функции тела ниже уровня повреждения.

В большинстве случаев, при повреждении спинного мозга, обе стороны тела затронуты одинаково. Повреждения верхних шейных отделов спинного мозга может вызвать паралич обеих рук и обеих ног. Если повреждение спинного мозга происходит в нижней части спины, это может вызвать паралич обеих ног.

Выводы к уроку:

Запишите в тетрадь:

  1. Спинной мозг – цилиндрический тяж, расположенный в позвоночном канале.

  2. Длинна 45 см у мужчин, 41-42 см у женщин; масса 30-40 см; диаметр около 1 см.

  3. Окружен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой.

  4. Отходит 31 пара спинномозговых нервов.

  5. Передние корешки спинномозговых нервов – образованы аксонами двигательных – эфферентных нейронов. Задние корешки – аксонами чувствительных- афферентных нейронов.

  6. Выполняет проводниковую и рефлекторную функции.

  7. Работа спинного мозга осуществляется под контролем головного мозга.

Закрепление изученного материала

Ребята, чтобы закрепить материал, я предлагаю выполнить задание по ссылке (разгадать кроссворд):

https://learningapps.org/20006391

Либо ответить на вопросы:

  1. Где расположен спинной мозг?

  2. Что такое серое (белое) вещество мозга, где оно распложено в спинном мозге, какие функции выполняет?

  3. Чем образованы спинномозговые нервы, их передние и задние корешки?

  4. Как осуществляются рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга?

  5. Что является причиной повреждений спинного мозга? Какие виды повреждений спинного мозга вы знаете?

5. Рефлексия.

Ребята ,давайте еще раз посмотрим на цель  урока.

 Как вы считаете ,добились мы этой цели?

 А теперь проанализируйте свою работу на уроке.

  Проанализируй свою работу на уроке.

Отметьте  знаком + правильные , на ваш взгляд , утверждения:

1. На уроке я работал:                активно_______           пассивно______

2. Своей работай на уроке я:     доволен_______           не доволен_____

3. За урок я:                                 не устал_______           устал_____

4. Материал урока мне был:       понятен_______          не  понятен_____

                                                      полезен_______           не полезен______

                                                     легкий_______            трудный______

-поставь себе оценку._______________



Домашнее задание: прочитать текст учебника на стр. 180- 181.

Написать сказку или фантастический рассказ (объем 0,5-1 стр.) по теме нервная система, обязательно используя термины изученные на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!