СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии "Строение и функции спинного мозга".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по биологиии на тему "Строение и функции спинного мозга". Урок с использованием технологии АМО( активные методы обучения). Данная технология позволяет рационально распределить время и логически построить урок, а также в игровой  и пзнавательной форме закрепить изученную тему.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии "Строение и функции спинного мозга".»




МОУ «Новоигирменская СОШ №3»

Иркутская область

Нижнеилимский район

Жмурова Виктория Ивановна, учитель биологии.

Урок с использованием технологии АМО

(активные методы обучения).


Конспект АМО-урока (занятия).


Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Жмурова Виктория Ивановна.

Предмет

биология

Класс, профиль класса/группа, количество человек

8 класс, 27 человек

Продолжительность урока (занятия)

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия


Строение и функции спинного мозга.

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Учебник: Биология. Человек.

Автор: В.В.Пасечник.


Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Урок ознакомления с новым материалом. Урок является продолжением темы « Центральная нервная система».

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В классе 27 человек: 13 девочек и 14 мальчиков. Класс по составу разнородный: имеются дети с высокой мотивацией к обучению — 12 человек, со средней мотивацией — 10 человек, и с низкой мотивацией — 5 человек. По доминанте функциональной асимметрии полушарий головного мозга выявлены 10 правополушарников, 12 левополушарников и 5 со смешанным типом восприятия. В основном преобладают дети со смешанным типом восприятия: 10 аудиалов, 12 визуалов, 5 кинестетиков. В классе больше визуалов. Наглядный материал – картинки, плакаты, красочные презентации помогают лучше привлечь внимание и зрительно запомнить изучаемый материал.
Не все дети в полной мере владеют главными над предметными способами учебной деятельности. Пять учащихся не умеют обобщать, выделять главное, существенное. Десять учащихся могут делать сравнения, проводить классификацию. Двенадцать могут объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива. Они всегда являются негласными лидерами при работе в группах и помощниками учителя. По темпераменту класс не имеет преобладающего типа, имеются как холерики, так и сангвиники, флегматики и меланхолики


Цели урока/ занятия


познакомить учащихся с особенностями строения и функциями спинного мозга

Задачи урока/ занятия


Образовательные: расширить знания о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга; рассмотреть функции спинного мозга. Развивающие: развитие правильной читательской деятельности, умения анализировать текст, логически мыслить, делать выводы, сравнивать и обобщать. Воспитательные: формирование научного мировоззрения.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия


Изучение и закрепление строения спинного мозга; проводящей функции спинного мозга; рефлекторной функции спинного мозга.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению


спинной мозг, белое вещество, сегменты, спинномозговые нервы, проводящая функция, рефлекторная функция спинного мозга

Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:


- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

- Варианты проведения метода


Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)


- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная



Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

1 этап Инициация Приветствие. Знакомство

_______



2 этап Вхождение в тему урока

______

























3 этап

Определение ожиданий и опасений учащихся








Цель: создать благоприятную психологическую обстановку для приветствия


Цель:спланировать деятельность учащихся на уроке

















Цель:выявить ожидания и опасения обучающихся на занятии.



2 мин







3 мин










2 мин









5 мин

Комплимент









Угадай












Мозговой штурм










Дерево ожиданий

Заимствованный









Заимствованный











Заимствованный











Заимствованный

Цель: создать благоприятную обстановку.

Задачи: настроить учащихся на работу.

Предварительной подготовки не требуется

Технология проведения: учитель и учащиеся здороваются. Учащиеся говорят друг другу хорошие слова. Например: «Ты сегодня такой веселый …..»

Цель: Определить тему урока

Задачи: сконцентрировать внимание учащихся внимания учащихся.

Предварительной подготовки не требуется.

Необходимые материалы: Учебник: Биология. Человек. Автор: В.В.Пасечник

Технология проведения: учащиеся читают название параграфа, смотрят на рисунок и определяют тему урока и цель урока.

Цель: актуализировать предшествующие знания и опыт, имеющие отношение к теме урока.

Задачи: вспомнить, что учащиеся уже знают о спинном мозге.

Необходимые материалы: плакат «Спинной мозг»

Технология проведения: учащиеся вспоминают, что они знают о спинном мозге из предыдущих уроков и опираясь на свои знания и на плакат на доске.

Цель: определить, что учащиеся ожидают узнать на уроке.

Необходимые материалы: три ватмана с нарисованным деревом и листочки красного и желтого цвета.

Технология проведения: учащиеся в группах (по рядам) обсуждают, что они ожидают узнать на уроке и чего они опасаются. Один учащийся из группы пишет на красном листочке, что группа ожидает узнать, другой учащийся из группы пишет на желтом листочке, чего группа опасается. И так все бегут по очереди к доске. Листочки прикрепляются к дереву.


Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем наш урок с хороших слов, скажите друг другу комплименты и наш урок пройдет в хорошей обстановке»







Учитель: «Откройте учебники параграф 41., прочитайте название, посмотрите на рисунок и назовите тему урока и что, вы должны узнать на уроке».







Учитель: «Посмотрите на плакат и вспомните, что вы знаете о строении спинного мозга и его функциях»









Учитель: «Посмотрите на доску, на ней три дерева. Вам необходимо приклеить листочки красного и желтого цвета. На красных, что вы ожидаете узнать на уроке, а желтых чего вы опасаетесь. Обсуждайте в группах(по рядам), пишите и по очереди бегите к доске и прикрепляйте свои листочки»

ЛичностныеУУД:
установление личностного контакта между обучающимися.
Коммуникативные УУД:
передача своего настроения, установление связей способствующих взаимодействию

Регулятивные УУД : способность к мобилизации сил и энергии, уметь организовать себя и свое рабочее место.



ПознавательныеУУД :

анализировать и обобщать; сравнивать, устанавливать аналогии.

Регулятивные УУД: определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока.

Коммуникативные УУД: излагать своё мнение; участвовать в диалоге









Личностные УУД : проявлять интерес к новой информации.

КоммуникативныеУУД: формировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Компетентности
Социальная: осознание и принятие своей характеристики.
Коммуникативная: высказывание своего отношения







Учебно-познавательная: умение сформулировать тему урока.








Информационная: умение самостоятельно предъявлять информацию.









Учебно-познавательная:
умение самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель.

Полноправное включение обучающихся в деятельность.










Учащиеся сами определяют тему и цель урока.








Учащиеся самостоятельно вспоминают предшествующие знания и опыт.







Идет осознанный процесс осмысления действий

Фаза 2 «Работа над темой»

5 этап Интерактивная лекцияИнпут

























6 этап Проработка содержания темы ( часть 1)











Проработка содержания темы(часть 2)






Цель: помочь учащимся систематизировать знания по теме















Цель: извлечь необходимую информацию из текста.

3 мин


















12 мин










10 мин

Снежный ком



















Кластер












Умный рассказ

Заимствованный, но адаптированный

















Заимствованный











Заимствованный, но адаптированный

Цель: найти ключевые слова, относящиеся к теме «Спинной мозг».

Предварительной подготовки не требуется.

Необходимые материалы: Учебник: Биология. Человек. Автор: В.В.Пасечник

Технология проведения: учащиеся читают текст параграфа и выписывают ключевые слова для того, чтобы потом по ним составить рассказ по теме урока. Проверка ключевых слов идет в виде игры «Снежный ком». Учащийся с одного ряда называет своё слово и дает его объяснение, с другого ряда повторяет это слово и называет своё и т.д..Выигрывает тот ряд, который назовет больше слов и их объяснений.


Цель: Составить схему в виде кластера по тексту.

Предварительной подготовки не требуется.

Необходимые материалы: Учебник: Биология. Человек. Автор: В.В.Пасечник, рабочая тетрадь.

Технология проведения: учащиеся в парах читают подробно текст, обсуждают и составляют совместно кластер.


Цель: рассказать о строении и функциях спинного мозга.

Технология проведения: учащиеся в группах составляют совместно рассказ по кластеру и ключевым словам. Каждая группа защищает свой рассказ перед классом.

Учитель: «Прочитайте параграф 41.Выпишите ключевые слова и дайте им объяснение. Затем проверим . Один учащийся с ряда называет слово и его объяснение, другой учащийся с другого ряда повторяет и называет свое с объяснением и т.д. Выигрывает тот ряд, который назовет больше слов и их объяснений».











Учитель: «Поработайте в парах. Прочитайте внимательно текст и составьте кластер по теме так, чтобы потом рассказать о строении и функциях спинного мозга. Посмотрите на схему на доске »







Учитель: «А теперь проверим, что вы узнали на сегодняшнем уроке. Поработайте в группах. Обсудите свои кластеры и по ним составьте совместно рассказ. Один из группы потом рассказывает перед классом"

Познавательные УУД: читать , извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в тексте.


Регулятивные УУД: планировать учебное сотрудничество со сверстниками.


Личностные УУД: стремиться к приобретению новых знаний и умений, осознавать свою роль в группе.








Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Регулятивные УУД: оценивать свою работу, исправлять свои ошибки.

Личностные УУД: анализировать личностные достижения по теме, понимать в чем значение знаний для человека, проявлять интерес к дальнейшему изучению темы.


Коммуникативные УУД:

Строить небольшие монологические высказывания, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Информационная компетентность: умение поиска и выделения необходимой информации.
Учебно-познавательная компетентность: формирование желания выполнять учебные действия










Учебно-познавательная:
умение планировать свою деятельность в соответствии с коммуникативной задачей.
Коммуникативная:
умение работать в группе, в паре.
Социальная:
умение брать на себя ответственность;
умение работать в группе, паре.

Учащиеся не просто ищут слова. А еще и проверяют в форме игры.















Комментируя заполненный кластер, дети учатся выражать свои мысли, тем самым развиваются регулятивные и коммуникативные УУД

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

7 этап

Эмоциональная разрядка





8 этап

Рефлексия
















Домашнее задание

Цель: снять усталость и напряжение





Цель:

оценить свою деятельность на уроке













Цель: организовать продуктивную деятельность по материалам прошедшего урока

4 мин









3 мин















1 мин.

Делай, как Я









Все ли удалось?

Заимствованный, но адаптированный







Заимствованный,но адаптированный.

Цель: повысить уровень энергии, снять напряжение.

Предварительной подготовки не требуется.

Технология проведения: один из учащихся выходит к доске и изображает какого-нибудь животного. Все повторяют. А затем меняются, выходит второй и т.д . четыре человека

Цель: выяснить, что учащиеся узнали на уроке и оценить свою работу.

Предварительной подготовки не требуется.

Необходимые материалы: три ватмана с листочками красного и желтого цвета и яблоки красного, синего и зеленого цвета.

Технология проведения: учитель обращает внимание на дерево с листочками и просит обсудить, что учащиеся ожидали и чего они достигли к окончанию урока. Для этого он просит прикрепить красные яблоки, если все понятно по теме, зеленые- есть вопросы, синие-ничего не понял.

Учитель: «Давайте немного отдохнем. По желанию один из вас выходит к доске и изображает какого-нибудь животного. Все остальные повторяют. Затем меняетесь ролями».





Учитель: «Давайте посмотрим на наши деревья, вспомните, все ли вы узнали, что ожидали. Я раздаю вам яблоки. Оцените свою работу. Для этого прошу прикрепить красные яблоки, если все понятно по теме, зеленые-есть вопросы, синие-ничего не поняли.









Учитель: «Выполните задание дома, после изучения темы»


1.Задание под значком* после параграфа.

2.Нарушение работы спинного мозга.

Регулятивные УУД:
мобилизация сил, энергии, снятие напряжения.








Регулятивные УУД:
анализ эмоционального состояния, полученного от деятельности.
Оценивание своих результатов













Познавательные УУД:

находить информацию в тексте, обобщать; представлять информацию в развёрнутом виде.

Коммуникативная:
умение строить взаимоотношение с окружающими, несмотря на свое настроение.






Учебно-познавательная:
умение критически оценивать свою работу.















Учебно- познавательная:
умение планировать и организовывать свою деятельность.


Дети могут расслабиться, снять напряжение и усталость











Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке










Обучающие самостоятельно работают над заданием под значком*

Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования технологии АМО для:

а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

- т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология


Использование технологии АМО обеспечивает выполнение целей и задач урока для формирования различных навыков видов деятельности. Данная технология позволяет рационально распределить время и логически построить урок, а также в игровой и познавательной форме закрепить изученную тему. Она позволяет эффективно управлять классом в процессе урока, максимально вовлечь всех учеников в образовательный процесс, повысить познавательную активность обучающихся и гарантированно достичь целей урока. Ученики общаются между собой в парах, группах, учатся самостоятельно изучать новый материал. Показывают, чему они научились и чего достигли, учатся выслушивать друг друга и с уважением относиться к мнению своих одноклассников. Раскрытию темы способствовали методы «Угадай», «Кластер», «Снежный ком», «Умный рассказ».

b. АМО способствует обучению в парах и в группах. Через процесс интеракции и коммуникации формируется и развивается коммуникативная и социальная компетентности. Коммуникативная: умение работать в группе, в парах Социальная: умение брать на себя ответственность;
умение работать в группе, паре умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, Также это способствует формированию информационной компетентности: умение поиска и выделения необходимой информации.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося


анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества

актуализированы/приобретены/закреплены).

Предметные: изучение строения спинного мозга; проводящая функция спинного мозга; рефлекторная функция спинного мозга. Метапредметные: Регулятивные УУД: планировать свою деятельность, определять цель, работать по схеме, выдвигать версии.

Познавательные УУД: анализировать и обобщать, сравнивать, устанавливать аналогии, находить информацию в тексте, владеть разными видами смыслового чтения, обобщать. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, участвовать в диалоге. Учащиеся тренировались в определении темы и постановке цели, регулировании и самооценке своей деятельности. Урок способствовал развитию эмоциональной сферы учащихся, бережному отношению к своему здоровью.

На этапе введения в тему с применением задания « Угадай » определили тему урока и о чём будет урок. На этапе проработки темы, благодаря методам « Кластер», «Снежный ком», « Умный рассказ» научились находить и выписывать главное из текста и пересказывать текст. На этапе рефлексии определять чему научились на уроке. На этапе вхождения и рефлексии также научились определять свои ожидания и анализировать свою работу с использованием заданий «дерево ожиданий», «Все ли удалось?»


Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).


Соблюден принцип компетентностного, индивидуального и системно - деятельностного подхода, здоровьесбережения. Здоровьесберегающая технология, направлена на развитие у учащихся физического и психического здоровья. Это просматривается через частую смену различных видов деятельности, использование подвижных АМО В результате урока учащиеся научились выделять нужную информацию при чтении текста, работать в парах и группах для достижения учебных целей. А самое главное-все участники задействованы в работе.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО


Умение самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель, умение поиска и выделения необходимой информации, формирование желания выполнять учебные действия, умение искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, умение работать в парах, группах, умение планировать свою деятельность. Анализировать свою деятельность. На уроке царила атмосфера сотрудничества, интереса, взаимного уважения и стремление получить знания. Применение таких методов на каждом этапе позволило удерживать внимание учащихся на протяжении всего урока. Благодаря данной технологии можно разработать уроки по закреплению изученного материала, а также контроля в интересной форме.




Методическая ценность урока/занятия


Разработка данного урока соответствует всем требованиям современного урока по ФГОС.

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

учебная таблица «Спинной мозг»



Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

1.«Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет» http://www.moi-universitet.ru/

2. Образовательный портал "Мой университет" Копилочка активных методов

http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/

3. Учебник. Биология. Человек. 8 класс. Автор: Пасечник В.В.

Примечания автора/ов


Спасибо авторам курса. Очень интересная технология, хотя требует тщательной подготовки к урокам.



_________________________________________

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!