СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Способы передачи чужой речи".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Способы передачи чужой речи".»

Специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений,

35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство.

Группы С-11, С-12, СП-16


Курс 1



Технологическая карта учебного занятия


Занятие № 37 по учебному предмету

«Русский язык»


Количество часов – 2


Тема занятия: Способы передачи чужой речи


Тип занятия: Изучение и первичное закрепление знаний и новых способов деятельности.


Вид занятия: Комбинированное занятие.


Цели: Обобщить и систематизировать материал по теме.

Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками.

Воспитывать у студентов  бережное отношение к слову,  к русскому языку,

культуре речи.


  1. Организационный момент (Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места. Создание проблемных ситуаций) (1-5 мин).

Отметить отсутствующих на занятии. Записать тему занятия в журнале учебных занятий. Проверить готовность рабочих мест.

  1. Сообщение темы занятия, постановка целей занятия (5мин). Сообщить тему и цель занятия, тему записать на доске, а обучающимся - в конспектах.


  1. Изучение нового материала (60 мин)



Ход занятия:

 Для передачи чужой речи существуют следующие способы:

1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.

Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».

2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.

Например:  Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.

3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.

Например:  И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)

4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.

Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

Предложения с прямой речью

Прямая речь — это дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица или группы лиц, включенное в авторский текст.

В прямой речи сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы.

Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.

Грамматическая связь авторского высказывания и прямой речи выражается при этом интонацией. Кроме того, эта связь осуществляется с помощью глаголов, вводящих прямую речь: говорил, заметил, закричал и др. Это глаголы с лексическим значением говорения и мысли. Вот некоторые из них: говорить, сказать, промолвить, повторить, приказать, заметить, просить, шептать, спросить, ответить, воскликнуть, кричать, думать, предполагать, решить, мечтать.

 

Нередко работу слов, вводящих прямую речь, выполняют глаголы, обозначающие способ передачи сообщения или чувства, сопровождающие речь. Например: телеграфировать, сигналить, обидеться, радоваться, смеяться, получить телеграмму: На берегу мигал костер: «Сюда плывите!» (Мигал сопровождает действие звал).

 

Глаголы, вводящие прямую речь, в составе авторской речи могут находиться перед прямой речью, или после нее, или в середине нее.

Например: Вода в ручьях запела: «Весна идет!» «Скоро тронется лед на реке?» — спросил Вова. «Надо готовить, — решили ребята, — скворечники к прилету скворцов».

 

Иногда глаголы, вводящие прямую речь, могут отсутствовать.

Например: Но Грибоедов легок, он машет беспечно рукой: — Не будем об этом заботиться чрезмерно. Время само о себе позаботится. (Ю. Тынянов.)

 

Прямая речь разнообразна. Ею может быть:

1. Речь людей:

а) высказывания людей — обычный состав прямой речи.

Например: «Ну, ребята, - сказал комендант, - теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! Вперед, на вылазку, за мною!  (А. Пушкин.)

Было холодно, я три ночи не спал, измучиляя и начал сердиться. «Веди меня куда-нибудь, разбойник! Хоть к черту, только к месту!» — закричал я. (М. Лермонтов.)

А мама всплеснула руками и говорит: «Не расстраивайся, Денис, из-за мышей. Нету и не надо! Пойдем купим тебе рыбку! Ты какую хочешь, а?» (В. Драгунский.)

Владелец зверя вытер ладонью мокрое лицо и предложил хозяину глухим и грозным голосом: — Купи шкуру, заведующий. (К. Паустовский.)

 

б) дословная передача в составе прямой речи высказывания другого лица.

Например: ...Любочка сама хотела писать тебе, но изорвала уже третий лист бумаги и говорит: «Я знаю, какой папа насмешник: если сделать хоть одну ошибочку, он всем покажет». Катенька все так же мила, Мими все так же добра и скучна. (Л. Толстой.)

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

 В тексте прямая речь выделяется с помощью кавычек или тире.

Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку, без абзаца (она может стоять после слов автора, перед ними или внутри их).









Задани: переписать таблицу, дома выучить наизусть

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

 Схема предложен я с прямой речью

Пример

 I. Прямая речь перед словами автора:

Если прямая речь стоит перед словами автора, после нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы.

 «П», — а.


 «П?» — а.


 «П!» — а.

 «П...» — а.

 

    «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася.

    «Не пишешь ли ты стихов?» — вдруг спросил Петр Иванович.

    «Ой, да тут глубоко!» — со смехом сказала она.

     «А ты меня не пугай...» — равнодушно попросила она.

 II. Прямая речь после слов автора:

Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней (после слов автора) ставится двоеточие, первое слово прямой речи пишется с прописной буквы, прямая речь заключается в кавычки (со знаками препинания конца предложения).

 А: «П».


 А: «П?»


 А: «П!»


 А: «П...»

    Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую».

      Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?» 

      Мишка кричит: «Здорово получается!»

   Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли…».

 III. Прямая речь разрывается словами автора:

      Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то ставятся следующие знаки препинания:

       - если на месте разрыва нет никакого знака или стоит запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы;

         - если на месте разрыва должна быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, после них - точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы;

    - если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, или многоточие, то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире. После слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

        При наличии в составе авторских слов двух глаголов речи или мысли, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой - ко второй, перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире и она начинается с прописной буквы. 

  «П, — а, — п».


 «П, — а. — П».


 «П? — а. — П».

 


 «П! — а. — П».

 


 «П... — а. — П». 

 

      «Сегодня, — сказала сестра, — нам нужно уезжать».

    «Нам придется здесь ночевать, — сказал он. — В такую метель через горы не переедешь».

  «Что вы говорите? — воскликнула Марья  Гавриловна.— Как это странно!»

   «Здравствуйте, товарищи! — крикнул он им.— Здорово».

      «Не надо...  — сказал Вершинин. - Не надо, парень».

   «Идем, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?»

      «Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами».

 IV. Прямая речь внутри слов автора:

 Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (по условиям контекста).

 А: «П», — а.


 А: «П?» — а.

 

А: «П!» — а.

    Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору.

    На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне вразумительного ответа.

     Ему приказывают: «Стреляй!» — и он стреляет.





 Диалог.
  • Разговор двух и более лиц называется диалогом.

  • Отдельные сообщения и вопросы, из которых состоит диалог, называются репликами.

1. Каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире, например:

  • „Ты разве одна здесь?"- спросил я девочку.  -„Одна", - произнесла она едва внятно.  -„Ты лесникова дочь?"  -„Лесникова", - прошептала она. (Т.)

2. В печатных произведениях каждая реплика диалога обычно начинается с новой строчки; перед нею ставится тире, а кавычкой не ставятся, например:

  • -Рагим! Расскажи сказку, -  прошу я старика.

  • -Зачем? - спрашивает Рагим, не оборачиваюсь ко мне.

  • -Так! Я люблю твои сказки (М.Г.)

 

Замена прямой речи косвенной.


Прямая речь может заменяться косвенной.

Косвенной речью называются придаточные предложения, заменяющие прямую речь, например:

  1. Товарищ сказал: „Я подожду" (выделенные слова — прямая речь).

  2. Товарищ сказал,  что он подождёт (выделенные слова — косвенная речь).

 

3. При замене прямой речи косвенной нужно обращать внимание на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаём чужие слова от своего имени, например:

Прямая речь:

  1. „Мы знаем, за что боремся,- говорили рабочие.

  2. „По моему мнению, эту работу можно выполнить".


Знаки препинания при цитировании

      Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата оформляется как прямая речь, то применяются соответствующие правила пунктуации:

  • Белинский писал: “Создает человека природа, но развивает и образует его общество”;

  • Создает человека природа, но развивает и образует его общество”, – писал Белинский;

  • Создает человека природа, – писал Белинский, - но развивает и образует его общество”;

  • Докладчик привел слова Белинского: “Создает человека природа, но развивает и образует его общество,” – и этим закончил свое выступление.

      Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем: М. Горький писал: “Герцен – первый русский мыслитель, до него никто не смотрел так разносторонне и глубоко на русскую жизнь.

      Его ум – ум исключительный по силе, как его язык исключителен по красоте и блеску...”
.

      Если цитата синтаксически связывается с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется с маленькой буквыЧехов писал, что "язык должен быть прост и изящен”. Если цитата передается своими словами, то кавычки не ставятся.

      Если авторские слова следуют после цитаты, то первое слово цитаты пишется с большой буквы, даже если в цитируемом источнике оно начинается с маленькой буквы (пропуск части текста обозначается многоточием): “...Это залог будущих торжеств нашего народа на поприще искусства, просвещения и гуманности”, – писал о Лермонтове Н. Г. Чернышевский.

      Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается постановкой многоточия: перед текстом цитаты (после начальных кавычек), когда цитата приводится не с начала предложения; в середине цитаты, когда пропущена часть текста; после текста цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца.

      Если после стихотворной цитаты текст продолжается, то тире ставится в конце стихотворной строки: “Муж Татьяны, так прекрасно и так полно... охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:
...И всех выше
И нос и плечи поднимал
Вошедший с нею генерал, –
муж Татьяны представляет ей Онегина, как своего родственника и друга”
 (В. Г. Белинский).


4.Закрепление изученного материала (15 мин.)

5.Подведение итогов (5мин.)

Обобщить изученное на занятии, выставить оценки обучающимся за работу по изученной теме.


6.Задание для самостоятельной работы обучающихся во внеаудиторное время.

Составление конспектов по теме урока.


7.Литература, необходимая для подготовки к занятию.

Основная:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

  2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.

  3. Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО/Н.Б. Самсонов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – (Серия: Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-9258-8. – Режим доступа: www,biblio-onlin.ru/book/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-437185


Дополнительная:

  1. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник/Н.В. Кузнецова. – 3-е изд. – М.: Форум, 2015.

  2. Губернская Т.В. Русский язык и культура речи. Практикум: сборник упражнений для СПО– М.: Форум, 2016 г.


8. Домашнее задание:

выучить наизусть «Знаки препинания в предложениях с прямой речью».





Преподаватель Сатарина Л.А.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!