СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Цветок"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока  по теме "Цветок" посвящена одной из основных тем в изучении биологии в шестом классе

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Цветок"»





























Методическая разработка

Формы и методы обучения на современном

учебном занятии по биологии

Базаровой Сэсэгмы Раднаевны

учителя биологии МОУ «СОШ Поселья»





























Тема: Цветок, его строение и функции

6 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных

Задачи

Образовательные: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях.
Развивающие: продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формировать умения работать с текстом учебника, самостоятельно действовать в соответствии с инструкцией.

Воспитательные: продолжить воспитание интереса к предмету; развитие чувства прекрасного.

УУД

Личностные:

  • Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

  • Оценивать собственный вклад в работу

Регулятивные:

  • Определять цели и задачи урока.

  • Участвовать в обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Коммуникативные:

  • Работать в парах по обсуждению информации.

  • Слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  • Выражать свои мысли и идеи.

  • Продолжить формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Познавательные:

  • Работать с текстом учебника, с информационными текстами.

  • Находить отличия.

  • Объяснение значения новых слов.

  • Анализировать, сравнивать и выделять признаки.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать строение и функции цветка.

  • Уметь объяснять, как строение цветка связано с его выполняемой функцией;

  • Уметь понимать смысл биологических терминов: цветок, цветоложе, цветоножка, венчик, чашечка, пестик, тычинка, двудомные и однодомные растения.

Метапредметные: учащиеся должны уметь определять существенные признаки объекта; действовать в соответствии с инструкцией.

Основные понятия

Цветок; пестик; тычинка; лепестки; венчик; чашелистики; чашечка; цветоножка; цветоложе; околоцветник простой; околоцветник двойной; тычиночная нить; пыльник; рыльце; столбик; завязь; семязачаток; растения однодомные и двудомные.

Ресурсы:

Ноутбук, проекционное оборудование, презентация «Строение цветка», учебник «Биология» 6 класс под редакцией И.Н.Пономарёвой,

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная, работа с текстом.

Методы изучения: словесные, наглядные, практические



Этапы урока:

    1. Организационный момент

    2. Мотивационный этап

    3. Актуализация знаний

    4. Изучение нового материала

    5. Закрепление изученного

    6. Рефлексия

    7. Домашнее задание


Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока.

- Здравствуйте, я очень рада видеть вас. А как сегодня ваше настроение?

2. Мотивационный этап.

Ребята, у нас сегодня с вами сегодня один из самых важных уроков в курсе биологии за 6 класс. У растений существует еще один видоизмененный укороченный побег, который может быть разнообразным по форме, окраске и который, чаще всего радует наш глаз. ).

- Чтобы узнать какая у нас сегодня будет тема, отгадаем загадки.

   

    1. Белым шариком пушистым
      Я красуюсь в поле чистом.
      Дунул лёгкий ветерок -
      И остался стебелёк (одуванчик)

    2. То фиолетовый, то голубой,
      Он на опушке встречался с тобой.
      Названье ему очень звонкое дали,
      Но только звенеть он умеет едва ли (колокольчик)

    3.  Хоть не зверь я и не птица,
      Но сумею защититься!
      Растопырю коготки -
      Только тронь мои цветки!(роза) (слайд 1)

Учитель: - Правильно, наш урок будет посвящен цветам. Тема урока: Цветок, его строение и значение (слайд 2).

Учитель:

-Цель урока: изучить строение и значение цветка, познакомиться с разнообразием цветов и их соцветий (слайд 3)

Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать на уроке.

3. Актуализация знаний

Фронтальный опрос.

Учитель: - Но прежде, чем начать изучение нового материала, сейчас мы вспомним, какие органы цветкового растения мы уже с вами изучили?

  • Стебель - часть побега, выносящая листья к свету, на нем находятся боковые побеги, цветы, плоды.

  • Корень - орган растения, с помощью которого растение укрепляется в почве и получает воду с растворенными в ней питательными веществами.

  • Почка – зачаточный побег.

  • Лист – орган цветкового растения, участвует в процессе фотосинтеза.

Индивидуальная работа у доски (вызываются 2 учащихся к доске)

Какие органы растений вы знаете? Покажите на картине: корень, побег, цветок, плод с семенами (слайд 4)

4. Изучение нового материала.

- Подумайте, у всех ли растений образуются цветки? (Цветки образуются только у цветковых растений.)

- Какие растения называют цветковыми? (Растения, которые имеют цветки.)

 - Ребята, у вас на столах есть карточки с заданиями №1, которые вы заполняете по ходу урока. Листочки подпишите.

(слайд 5)


Части цветка

Органы

А. Главные

1.


2.

Б. Вспомогательные

3.


4.


5.


6.

      1. Строение цветка.

Учитель:

Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного

размножения.

Проблемный вопрос

Учитель: - Можно ли цветок назвать генеративным органом?

Работа с учебником

Для этого прочитайте учебник на странице 85. (Цветок развивается из генеративной почки и необходим для полового размножения)

Учитель: - Но как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка

Цветок имеет главные и второстепенные органы. Главные органы цветка – пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение (слайд 6)

Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. В нем происходит оплодотворение и образование женских гамет Пестик образован сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. В завязи находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

(слайд 7).

Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. В не образуются мужские гаметы (слайд 7).

Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях - цветоножках. Выносит цветок выше к опылителям (слайд 7).

Обычно цветоножка на конце утолщена или расширена в цветоложе, на котором размещаются все части цветка.

У некоторых цветков этих органов нет. И цветоножка и цветоложе – это стеблевая часть цветка

Далее расположены чашелистики, которые вместе составляют чашечку. Чашелистики защищают бутоны цветка на стадии развития (слайд 7).

Цветок также обычно состоит из венчика, образованного из лепестков. Защита пестика и тычинок, привлечение насекомых и животных для опыления (слайд 7).

ВЕНЧИК + ЧАШЕЧКА = ОКОЛОЦВЕТНИК (слайд 7)

У многих растений (лилия, тюльпан) все листочки околоцветника одинаковые (нет чашечки или венчика).

Околоцветник, у которого нельзя выделить чашечку или венчик называется простым, а в котором есть чашечка и венчик называется двойным (слайд 8)

Околоцветник защищает главные части цветка, тычинки и пестик.

Цветок, у которого есть и тычинки и пестик, называется обоеполыми (слайд 9).

Если цветок имеет только тычинки или только пестик, то такой цветок называется однополым (слайд 9).

Существуют также и бесполые цветы. У них не развиваются органы полового размножения (тычинки и пестик). К таким относятся: подсолнечник и василёк.

Учитель: - Вашему вниманию биологическая задача, ответ на которую вы дадите после просмотра слайда 10.

Задача: Начинающий садовод отправился на сельский рынок в надежде приобрести саженец облепихи. В огромном многообразие растений ему удалось найти то, что он искал. Вернувшись, счастливый с покупкой садовод отправился на участок и сразу же посадил молодое растение. Каково же было его удивление, когда ни через год, ни через 2…5…7 лет облепиха не приносила плоды. Объясните, почему?

В зависимости от нахождения однополых цветков на растениях различают:

Однодомные - растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на одном и том же растении.

Двудомные - растения, у которых и тычиночные цветки находятся на разных экземплярах.

      1. Выполнение лабораторной работы

Работа в парах

Учитель: - В тетрадях для лабораторных работ выполните лабораторную работу

Лабораторная работа «Строение цветка»

Тема. Строение цветка

Цель: выучить строение цветка, научиться определять части цветка;

Познакомиться с разнообразием цветков.

Оборудование: цветки комнатных растений,

Ход работы:

  1. Рассмотри предложенный цветок

  2. Зарисуй цветок, определи его части и обозначив их в тетради.

Вывод (слайд 12)

      1. Соцветия

Учитель: Изобретя цветок - растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации. Цветы редко расположены поодиночке (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в группы-соцветия. Соцветия – это группа цветков на специализированном побеге. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшения размеров и образования плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечения насекомых – опылителей. (Слайд 13).

 Соцветия бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без (сидячие) (слайд 14)   

         Простые соцветия более разнообразны:

- кисть (ландыш), головка (клевер), початок (кукуруза), колос (подорожник), зонтик (примула)

 Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях то есть на осях второго и третьего порядка: метелка (сирень), зонтик (укроп), колос (пшеница) (Cлайд 14)

Учитель: - А теперь давайте подумаем и ответим на второй вопрос: зачем растениям нужны цветы и почему они такие красивые? (учащиеся подводятся к заключению, что цветок – орган размножения, на месте цветка образуется плод).

Цветок – настоящее маленькое чудо: яркие лепестки разнообразной формы, чудесный аромат – почему же они такие прекрасные? (Учащиеся подводятся к выводу о том, что яркая окраска венчика и аромат цветков – приспособление для привлечения насекомых к опылению).

Можно ли рвать цветочки? Если нет, то почему? (учащиеся подводятся к выводу о том, что цветок – орган размножения растения. Сорванный цветок уже не даст семян, следовательно, растение не даст потомства, и в результате данная популяция цветковых растений может вообще исчезнуть).

  1. Закрепление изученного материала.

Учитель: Для закрепления изученного материала выполним биологический диктант, дописав недостающие слова. У вас на столах есть карточки с заданиями №2 (слайд 15)

1. Цветок – ……………орган покрытосеменных растений. Он обычно располагается на ………… , которая заканчивается ……………… . К цветоложу прикрепляются………….. , …………. и ………… .

2. Чашелистики образуют ……………. , а лепестки – ………………..

Если в цветке есть чашечка и венчик, околоцветник называют ……… .

Если в цветке есть тычинки и пестики, он называется …………….

Если же есть только …………… или только ………….. – однополым

Учитель: - На доске приведены правильные ответы и критерии оценивания, проверьте

работу соседа по парте (взаимопроверка)

  1. Рефлексия

Учитель: - Продолжите, пожалуйста, предложение:

- Сегодня мне урок понравился, потому, что ……(высказывания детей)

  1. Домашнее задание: составить кроссворд по пройденной теме (не менее 12 слов)

Финал урока: учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!