Алгебра 9
Урок № 30/3
Тема. Дробные рациональные уравнения
Цели урока: создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления решения учащимися дробных рациональных уравнений.
Задачи:
- обучающие: сформировать понятие дробно - рационального уравнения, рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений, рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений, обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму;
- развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, память, речь, любознательность, познавательный интерес, развивать вычислительные навыки, коммуникативные навыки и умения слушать и слышать;
-воспитательные: воспитывать аккуратность, дисциплину, настойчивость в достижении цели, ответственное отношение к учебе
Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальные задания, групповая работа.
Методы: объяснительно - иллюстративный, эвристический, репродуктивный
Методическое обеспечение: дидактический материал, учебник « Алгебра 9» Ю.Н.Макарычев и др. Москва «Просвещение» 2016, Интернет - ресурс
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте, сядьте, пожалуйста. Начнем урок.
И урок я бы хотела начать с нашего девиза:
Торопись, ведь дни проходят,
Ты у времени в гостях.
Не рассчитывай на завтра,
Помни: все в твоих руках.
Задумайтесь над этими словами.
Я хочу, чтобы наша встреча сегодня принесла много открытий, опыта и хорошего настроения.
2.Актуализация опорных знаний
а) проверка домашнего задания
Учитель отвечает на вопросы, возникшие в процессе выполнения домашнего задания( № 272 з, 278 д) – выборочно – наличие д/з
б) повторение ранее изученного материала ( блиц – опрос)
Учитель:
-Какие виды уравнений вы знаете? (Целые - они бывают - линейные, квадратные и высших степеней))
– Какое уравнение называется целым? (Целым называется уравнение с одной переменной, левая и правая части которого целые выражения).
– Как решаются целые уравнения первой степени?
- Как решаются уравнения второй степени?
– Как решаются целые уравнения третьей и четвертой степеней?
Вывод: Существуют два основных метода решения целых уравнений выше второй степени:
Метод разложения на множители
Метод введения новой переменной
Учитель. Назовите вид уравнения, определите, каким методом может быть решено каждое из данных целых уравнений, найдите корни уравнений.
5х+ 3 = 5 ( линейное)
х2 - 3х + 2 = 0 ( квадратное)
х5 – 4х3 = 0; ( уравнение пятой степени)
9х4 – 10х2 + 1 = 0 ( биквадратное)
Повторение формул сокращенного умножения. Детям раздаем закладки с формулами и на доске - таблица
3.Мотивация учебной деятельности, сообщение темы, целей урока
- Сегодня на уроке в совместной деятельности мы подтвердим слова Пойа «Задача, которую вы решаете, может быть очень скромной, но если она бросает вызов вашей любознательности, и если вы решаете ее собственными силами, то вы сможете испытать ведущее к открытию напряжение ума и насладиться радостью победы».
Дъёрдь Пойа
Учитель.
Запишем дату и тему урока. Сформулируйте цель урока, пожалуйста. Учащиеся формулируют, учитель добавляет: « Узнаем, какое уравнение называется дробно – рациональным, изучим алгоритм решения дробных рациональных уравнений и будем учиться решать дробно – рациональные уравнения»
4.Изложение нового материала
1.На доске записаны уравнения. Разбить их на две группы
Учитель. Вторая группа уравнений и есть дробно – рациональные уравнения. Изучим определение.
Вводится определение дробно – рационального уравнения ( работа с учебником) с. 81
Учащийся читает определение, примеры дробных рациональных уравнений ученик записывает в тетрадь
2.Алгоритмы решения дробных рациональных уравнений (учащиеся совместно с учителем рассматривают примеры алгоритмов - карточки)
3. Какими приемами и методами можно решать дробно-рациональные уравнения?(по алгоритму или введением новой переменной)
6.Физминутка
Продолжим работу
3.Примеры 6,7 и 5 решаем. Учитель начинает, далее - самостоятельно
5.Первичное осмысление и закрепление изученного материала ( решение упражнений)
Решаем задание из ГИА
- + = 0
Дополнительно
№ 289 а – у доски - учащийся, б- самостоятельно с самопроверкой
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
- Перед вами решение уравнения. Но оно выполнено с ошибками. Ваша задача: найти, какой шаг алгоритма нарушен, и записать это. Верного решения не требуется, это будет сделано устно в ходе самопроверки.
- В чём «коварство» дробно-рациональных уравнений, о чём необходимо не забывать? ( об области допустимых значений)
7.Рефлексия
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с дробными рациональными уравнениями, научились решать эти уравнения различными способами
Вопросы учащимся:
– Какими приемами и методами можно решать дробно-рациональные уравнения?
1.Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение, умножить обе части уравнения на общий знаменатель получим целое уравнение и решим его.
2.Методом введения новой переменной
– В каких случаях при решении дробно-рациональных уравнений целесообразно использовать метод введения новой переменной?
(Если при решении уравнения получаются громоздкие преобразования и корни найти трудно).
– Опишите алгоритм решения дробно-рационального уравнения.
- В чём «коварство» дробно-рациональных уравнений, о чём необходимо не забывать?
( об области допустимых значений)
В каких ситуациях возможно применение нового знания? (При решении задач на движение, производительность, на совместную работу, на уроках физики).
8.Оценивание работы учащихся, домашнее задание: изучить п.13, алгоритм выучить, решить № 289 в, 301а, сообщение о Гипатии Александрийской и Софье Ковалевской
Ребята, какова цель нашего урока?
-Выполнили мы намеченный результат?
Ученик оценивает урок и результаты
На полях в тетради поставьте соответствующие знаки:
!! - на уроке было интересно и понятно;
!? - интересно, но не понятно;
?! - не интересно, но понятно;
??- не интересно и не понятно.
!!! –я доволен своей работой на уроке
- Сегодня на уроке вы активно работали. И я желаю вам, чтобы каждый урок у вас зажигалась хотя бы одна звезда, звезда новых знаний.
Спасибо за урок!