Тема урока: Обобщающий урок «Голосеменные растения».
Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Голосеменные растения ».
Задачи урока:
1. Обобщение знания учащихся по изученной теме, уделяя особое внимание приспособленности голосеменных к новым, изменившимся в процессе эволюции условиям; закрепление знаний о многообразии растений, их значении.
2. Развитие навыков самостоятельной работы; формирование умений работать в группе с материалом учебника и дополнительной литературой; развитие умений самоконтроля и самооценки;
3. Воспитание культуры труда, самостоятельности, формирование у школьников «Я – концепции» («Я нравлюсь», «Я способен», «Я нужен»).
Форма проведения: игровая, групповая работа.
Тип урока: открытие новых знаний
Материалы и оборудование:
1. Техническое:
* Проектор
* Компьютер
2. Программное:
* Презентация
* Голоса природы
* Видеофрагменты о хвойных растениях
3. Пихтовое масло
План урока:
1. Организационный момент. Целеполагание. - 2мин.
2. Открытие новых знаний – 10 мин
3. Практическая работа – 17 мин
4. Закрепление – 5 мин
5. Рефлексия – 5 мин.
6. Домашнее задание.- 1 мин
Ход урока.
I. Актуализация знаний
Учитель показывает картину Шишкина «Сосновый бор» (из Интернета ожившая картина «Сосновый бор»)
и задает вопросы классу - Что вы видите на картине? К какой группе растений относится сосна? Знаете ли вы автора этой картины? Где вы могли видеть этот пейзаж? (на обертке конфет Мишка косолапый). Идет беседа, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы учителя, один из подготовленных учеников рассказывает об истории создания и авторе картины «Утро в сосновом бору».
Учитель - Как вы думаете, почему я вам на уроке биологии показываю эту картину? Какова у нас сегодня тема урока? Учащиеся выдвигают гипотезы по поводу темы урока.
Итак, тема урока - Голосеменные растения.
Учащиеся выявляют у себя недостаточные знания по теме Голосеменные растения, определяют, с чем им необходимо познакомиться в течение урока.
II Открытие новых знаний.
Учитель - А теперь я попрошу внимательно прочитать загадку на слайде № 5, отгадать и найти ошибку в загадке.
Весной цвету
Летом плод приношу
Осенью не увядаю
Зимой не умираю.
Учитель - О каких растениях идет речь в загадке? (о голосеменных, у которых нет плодов).
Учитель – посмотрите на слайд № 6. Какое растение изображено на рисунках (лиственница).
Учитель - посмотрите на слайд № 7. О каком растении идет речь в загадке? (ель)
Учитель показывает слайд № 8 и 9. Ученики называют растение – пихта.
Учитель показывает слайд № 10. Ученики отгадывают загадку и называют растение (сосна).
III Практическая работа
Класс делиться на 3 группы. 1 группа изучает ели и пихту, 2 – сосну, 3 – лиственницу. Практическая работа № 6 «Строение побегов хвойных растений» в тетради практикум Биология. 7 класс. Разнообразие живых организмов. Сукорукова Л.Н. 2014 и параграф учебника № 17 Разнообразие голосеменных.
Группы работают 10 мин, после отчитываются по своим заданиям.
IV Закрепление знаний о голосеменных растениях
Общие сведения о голосеменных растениях. Отдел Голосеменные растения делится на классы - хвойные, гнетовые, саговниковые и гингковые.
Сообщения учащихся о вельвичии - гнетовые, саговниках, гингко и секвойи – хвойные.
Учитель: Внимание! Внимание! Экипажам приготовиться! К нам приближается тайфун вопросов. Если вы на них не ответите, наш корабль утонет. Итак, начали:
1. Наибольшее количество видов среди современных голосеменных растений имеет класс …(Хвойные).
2. У хвойных растений листья в виде … (игл, хвои).
3. Семена голосеменных развиваются из… (семязачатков).
4. У лиственницы листья живут … (один сезон).
5. Летучие вещества хвойных называются … (фитонциды).
6. Смола хвойных называется … (живица).
7. Женские шишки сосны располагаются … (на верхушках молодых побегов).
8. Мужские шишки располагаются … (у оснований молодых побегов).
9. В жизненном цикле голосеменных преобладает … (спорофит).
Учитель: Молодцы, группы! Вы сумели провести корабль через тайфун. Был очень трудный путь. А, прежде я, предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка.
V. Рефлексия.
Продолжи выражение:
1. Без наших хвойных растений ……………………………………………….
2. Нужно беречь и охранять лес , т.к. ………………………………………...
3. Наш хвойный лес дает нам ………………………………………………….
4. Я в нашем сосновом лесу летом …………………………………………..
5. Хвойный лес это среда ………………………………………………………
6. На сегодняшнем уроке мне очень понравилось …………………………..
7. Я бы хотел выразить свое восхищение ответом …………………………
VI. Домашнее задание.
1. Параграф 17 учебника Биология. 7 класс Разнообразие живых организмов. Сукорукова Л.Н. УМК Сфера
А в заключение напомню вам, что все настоящие путешественники после экспедиции берут в свои руки путевые дневники и, вспоминая свои впечатления, пишут увлекательные повести и рассказы. Вот и я вам предлагаю в качестве домашнего задания.
2. Творческое задание на выбор:
• Кроссворд «Голосеменные растения»
• Загадки, пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания о голосеменных растениях
Используемая литература:
• http://www.uchportal.ru/load/75-1-0-29015
• http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/12/16/golosemen
• http://900igr.net/prezentatsii/biologija/Biologija-G
http://pwpt.ru/presentation/biologiya/golosemennyie_rasteniya/