СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Голосеменные растения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная  разработка может быть  использована как  обобщающий урок по разделу "Голосеменные  растения"

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Голосеменные растения"»

Обобщающий урок по теме: «Голосеменные растения».


Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Голосеменные растения ».

Задачи урока:

Обобщение знания учащихся по изученной теме, уделяя особое внимание приспособленности голосеменных к новым, изменившимся в процессе эволюции условиям; закрепление знаний о многообразии растений, их значении.

Развитие навыков самостоятельной работы; формирование умений работать в группе с дидактическими карточками; развитие умений самоконтроля и самооценки;

Воспитание культуры труда, самостоятельности.

Форма проведения: игровая.

Тип урока: комбинированный


Материалы и оборудование:

1. Техническое:

* Проектор

* Компьютер

2. Программное:

* Презентация


Ход урока.

Организационный этап.

Приветствие учащихся, позитивный настрой.

Вступительное слово учителя:

Натуралист Винсон Браун сказал: «Накопление знаний подобно росту дерева. Вначале это небольшое растение с несколькими листочками. Постепенно на нем появляются все новые ветви, увеличивается толщина ствола». Так и нам сегодня на уроке предстоит обобщить, конкретизировать и дополнить знания по изучаемой теме.

Жрецы древних кельтов – друиды – считали, что люди похожи на деревья. Они составили гороскоп, по которому судьба каждого человека, его характер, способности, достоинства и недостатки, а также образ жизни соответствовали одному из 22 видов деревьев.

Все кто родился в период с 9 по 18 февраля, - кедры, а те чей день рождения попадает в промежуток с 19 по 28(29) февраля, - сосны. Кроме сосны и кедра в число избранных друидами деревьев попали лиственница и кипарис. Как вы думаете, что же объединяет эти виды растений?

Ответ: Это голосеменные растения.

Учитель: «Сумасшествие ехать по океану, не зная дороги, по океану, по которому никто не ездил, плыть в страну, существование которой – вопрос» - так писал Л.Н.Толстой о первооткрывателях Америки.

Сегодня и мы с вами тоже совершим путешествие по океану знаний в страну, которой нет на карте, но с жителями этой страны вы хорошо знакомы. Это страна голосеменных. В пути вас ждут неожиданности и приключения, вам предстоит выполнить немало заданий, прежде чем наш корабль бросит якорь в порту – конечном пункте путешествия.

На выполнение заданий отводится разное количество времени. За правильный ответ команда получает зеленый кружок, за ответ с одной ошибкой – желтый, за ответ с двумя ошибками – красный.

Кружки прикрепляются на доске в три линии по курсу корабля. Итоги подводятся после каждого этапа. Побеждает экипаж, набравший большее количество зеленых кружков.

Итак, команды готовы! Путешествие начинается!

1 задание «Сравнение»

О, синь морей!

О, лес Архипелага!

Со школьных лет привык я слышать вас,

Стучит чубук. На стол ложится шпага.

Дымясь, как грог, запенился рассказ.

Каждой группе необходимо выявить сходство и различие различных видов растений (заполнить таблицу, используя учебник)

1группа – мхи и голосеменные

2 группа- папоротники и голосеменные

3 группа- хвощи и голосеменные


2 задание Тайфун вопросов.

Внимание! Внимание! командам приготовиться! К нам приближается тайфун вопросов. Если вы на них не ответите, наш корабль утонет. Итак, начали:

1.Какое растение хвойных вместо шишек имеет ягоды (можжевельник)

2.У хвойных растений листья в виде … (игл, хвои).

3.Семена голосеменных развиваются из… (семязачатков, яйцеклетки).

4.У лиственницы листья живут … (один сезон).

5.Летучие вещества хвойных называются … (фитонциды).

6.Смола хвойных появляется на стволе из … (смоляных ходов).

7.Какого цвета женские шишки сосны… (красные).

8.Мужские шишки имеют цвет … (желтый).

9.Почему многие голосеменные являются вечнозелеными растениями?

Молодцы, команды! Вы сумели провести корабль через тайфун. Был очень трудный путь. А впереди – Гавань загадок. А, прежде я, предлагаю вам отдохнуть.


3 задание Гавань загадок.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем

(Лес).

Высока, стройна, душиста

В небо тянется она,

Вся одежда золотиста,

Только шапка зелена.

(Сосна).

Есть у родственницы елки

Не колючие иголки.

Но, в отличие от елки

Опадают те иголки.

(Лиственница).


Ты – растение, кустарник,

Синь в осенней желтизне.

Дай мне ягодку, растение,

Подари колючку мне.

(Можжевельник).

Этой бабке сто лет,

Горба у нее нет,

Высоконько торчит,

Далеконько глядит,

Придет смерть за старушкой –

Станет бабушка избушкой.

(Сосна).

Весною цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю.

(Ель, сосна).

Физкультминутка.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней

(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом тоже, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса вперед-назад)

Ветки гнутся взад- вперед.

Ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

(Приседания)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим

(Дети садятся за парты).


4 задание Необитаемый остров.

И в тумане предрассветном

Проплывают, как виденья,

Острова в цветах и пальмах,

В пенье птиц и в плеске волн.

Мы на необитаемом острове, но здесь растут растения. Ваша задача – распознать их по силуэтам. И дать им небольшую характеристику.

(Демострируются изображения лиственница, сосны, ели). А) Ель.
Ель, может быть первое дерево, с которым знакомится каждый из нас. Каждый Новый год мы ждем ее появления с радостью надеждой. По сравнению с другими деревьями ель удивительно стройна. Издали она похожа на наконечник огромной, нацеленной в небо пики – так прям ее ствол. Но такой высокой и стройной она вырастет лишь в том случае, если самая верхняя почка развивается нормально. Ель растет всю жизнь.
 У ели есть еще одна неожиданность. У такого прямоствольного дерева и корень должен как будто бы уходить отвесно вглубь. Так оно и есть. Но только до 10-15 лет жизни дерева. Потом вертикальный корень отмирает, и остаются лишь боковые корни, горизонтальные, как бы звездой расходящиеся в разные стороны. Во время бури они нередко подводят дерево: они не в силах противостоять ветру. Даже большие деревья часто наклоняются и падают.
 Ель – теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветки.
Короткие хвоинки сидят поодиночке. Каждые 5-7 лет хвоинки опадают. Но не все сразу, примерно 7-ю часть хвои ель сбрасывает каждую осень.
Многих животных выручают еловые шишки: большого пестрого дятла, мышевидных грызунов, белку, клеста и др.
 Щедра ель и к людям. Из нее изготавливают:
-строительный материал - высокосортная бумага и картон
- целлофан - кинопленка
- автомобильные покрышки - кормовые дрожжи
- глицерин - лекарства
- искусственная кожа - музыкальные инструменты.

Б) Лиственница.
Почти половину наших лесов занимает это дерево. Она очень долговечна. Живет 400-500 лет, а некоторые деревья и до 700- 900 лет. Хорошо сохраняется она и после смерти. При раскопках курганов на Алтае было найдено множество изделий из лиственницы: колоды-саркофаги, боевые колесницы с колесами, сплетенных из корней лиственниц. Все это было сработано более25 веков назад топорами кочевников

 Зная о стойкости лиственницы, во время строительства Петербурга, который предстояло возвести на болоте, Петр 1 приказал вбивать в землю лиственничные бревна. Древесина лиственницы к тому же никогда не коробится, поэтому в Зимнем дворце рамы сделаны из лиственницы.
 Во времена парусного флота лиственница считалась лучшим материалом для постройки кораблей.
 Телеграфные столбы и шпалы из лиственницы без дополнительной обработки служат десятки лет.
 Лиственница дает ценнейшую смолу – живицу, которую используют в лакокрасочной промышленности.
 Есть у лиственницы еще одна особенность. Ее хвоинки не колются, они мягкие, шелковистые.
 Это очень светолюбивая и холодостойкая порода. Она может расти на сухих песках, каменистых и заболоченных почвах.


В) Сосна.
 Это величавое дерево, достигающее порой 40-метровой высоты (а бывают и 80-метровые сосны!) встречается повсюду.

 Латинское название сонны «пинус», что означает – скала. Может быть, она названа так потому, что поражала людей своей способностью расти на голых скалах, а может быть потому, что считали ее твердой и неуязвимой, как скала.
 Только одно пугает сосну – темнота. Ей надо много света и солнца. Как и других светолюбивых растений, у сосны ажурная крона, хорошо пропускающая солнечные лучи. Поэтому сосновый лес светлый, приветливый.
 Как говорили в старину: «Где сосна выросла, там и в дело пошла». А дел для нее всегда хватало. Столетиями она служила корабелам. Мачты из сосны держали наполненные ветром паруса.
Из сосновых бревен строили и стены сибирских крепостей, и крестьянские избы.
 Сейчас из сосны получают тысячи различных материалов. В том числе и целлюлозу, искусственный шелк и кожу, пластмассы.
 А из смолы получают скипидар – основу всевозможных лаков, красок, лекарств, а также канифоль, без которой и мыла не сваришь, и бумага перестанет держать чернила, превратится в промокашку.
 Из семян сосны получают ценное иммерсионное масло. Хвоя сосны служит источником витаминов, всевозможных экстрактов и настоев.
У сосны есть замечательная способность очищать воздух от бактерий, поэтому санатории для легочных больных чаще всего строят в сосновых борах.


Г) Можжевельник.
Можжевельник – это не только единственный хвойный кустарник наших лесов, он – единственный родственник теплолюбивых кипарисов, живущий у нас.
 Он неприхотлив: ни засухи не боится, ни мороза, растет и на заболоченной почве, и на сухих песках.
Пожалуй, издали можжевельник можно принять за молодую елочку. Но стоит приглядеться, не спутаешь. У елки колючие хвоинки сидят густо, одна за другой, а у можжевельника – более редко, но зато по сразу три.
На его ветвях не шишки, а висящие на короткой ножке ягоды. Правда, это
видоизмененные шишки, но с виду ягоды как ягоды – так их и называют. Размером они с большую горошину, на вкус сладковато-пряные.
Ягоды можжевельника зимой очень выручают многих пернатых обитателей леса. А птицы, в свою очередь, выручают можжевельник – расселяют его.
 Не только птицы, но и люди издавна ценили ягоды хвойного кустарника (в старину его называли вересом). Их использовали как приправу к всевозможным кушаньям, для приготовления кваса и других напитков. Кроме того, это лекарственное растение.
Люди издавна заметили, если ветками можжевельника натереть полы и стены, то исчезнут паразиты. А во время эпидемий дымом можжевельника окуривали избы. Это объясняется тем, что это растение выделяет фитонциды, убивающие микробов. Можжевельник выделяет их больше других растений. Только за сутки можжевеловый куст может выделить до 30 кг фитонцидов, что в 15 раз больше, чем гектар лиственного леса.
 Одни считают, что это кустарник назвали так потому, что он растет между елей, вроде бы «межельник». Другие полагают, что название произошло от старого слова «можжа», что означает «узел». Кто прав, сказать трудно, но и то, и другое предположение может быть правильным: можжевельник действительно часто растет среди елей, и ветки его действительно узловаты. Поэтому древесина этого кустарника, хотя и прочная, и красивая, используется разве что для каких-нибудь небольших поделок.
5 задание Решение творческих биологических задач.

Каждой из групп будет предложена биологическая задача. Вы будете обсуждать её решение в группе в течении 3-4 минут. У группы может быть несколько версий. Версии могут быть разнообразными и необычными. Основное правило – во время обсуждения никакой критики! Приступаем.


Задача для 1 команды. У сосен растущих в лесу, теряются нижние ветки, и крона располагается на верху, у одинокой сосны, растущей на пустыре крона располагается по всему стволу. С чем это связано? ( Сосна светолюбивое растение, поэтому нижние ветви погибают от недостатка света, у сосен растущих в лесу).


Задача для 2 команды.

Людям, ослабленным после болезней, особенно легочных, врачи рекомендуют отдыхать в санаториях, располагающихся вблизи сосновых боров. «Там сам воздух лечит», - говорят они. Объясните, в чем заключается «целебность» воздуха сосновых боров?
(Хвойные растения выделяют особые вещества – фитонциды. Это летучие вещества, обладающие антимикробным действием. Они губят бактерии, вирусы, грибки, поэтому воздух в хвойных лесах невероятно чист, почти стерилен. Недаром многие санатории и больницы построены в сосновых борах. Прогулки в хвойном лесу повышают иммунитет, снижают вероятность простудных заболеваний).

Задача для 3 команды. Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего: Это хвойный лес? Хвойный. А где хвоя? Опала.По чьей вине? Природы. Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы! Придется ли леснику отвечать за гибель леса? (Нет т.к тайга состояла из лиственниц, которые ежегодно сбрасывают хвоинки).

Дополнительная задача

Почему ель боится огня? Почему ель так чувствительна к пожарам? Даже сравнительно небольшой пожар, когда выгорают только мох и трава на земле, губительно действует на еловый лес. Как быстро восстановиться лес после пожара?

(Лес после пожара восстанавливается не скоро. Но особенно сильный урон лесные пожары наносят ельникам. Корневая система ели располагается совсем близко к поверхности почвы, и даже небольшой пожар повреждает ее).


  1. Задание Какие утверждения верны?

1.Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка.

2. Голосеменные растения – исключительно деревья.

3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.

4. Семена и семязачатки голосеменных защищены чешуями шишек.

5.Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.

6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.

7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

8. Опыление у голосеменных происходит с помощью ветра.

9. У ели главный корень глубоко уходит в землю.

Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданиями и наше путешествие подошло к концу.

Давайте подведем итоги урока.

Итог урока
Рефлексия

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

я смог…

меня удивило…

урок дал мне для жизни


Домашнее задание.

А в заключение напомню вам, что все настоящие путешественники после экспедиции берут в свои руки путевые дневники и, вспоминая свои впечатления, пишут увлекательные повести и рассказы. Вот и я вам предлагаю в качестве домашнего задания.

Творческое задание на выбор:

  • Кроссворд «Голосеменные растения»

  • Загадки, пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания о голосеменных растениях






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!