План проведения урока по физике в 11 классе
Дата проведения: 20.12.2012
Учитель: АСЕЕВ ИГОРЬ ГРИГОРЬЕВИЧ
Тема урока: « ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ КОЛЕБАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»
Цель: 1. Обобщение знаний по темам «Механические и электромагнитные колебания».
2. Исследовать модели колебательных систем с применением проективных методов (элементов) обучения.
3. Анализ сходства и различия представленных процессов, поиск общих закономерностей колебательных процессов.
4. Знакомство с практическим применением колебательных систем.
Оборудование: Программа-презентация урока, наборы колебательных систем, дидактический материал для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
Актуализация опорных знаний учащихся.
- выяснить виды колебаний;
- условия возникновения колебаний;
- понятие колебательной системы.
2. Анализ колебательных систем.
3. Самостоятельная работа.
Указать на предложенных графиках колебаний номера соответствующим им колебательных систем.
Проведение опытов, анализ начальных условий и процессов изменения величин.
4. Анализ результатов самостоятельной работы (ответы учащихся сопровождаются демонстрацией графиков).
5. Исследование звуковых колебаний (камертон, микрофон, сирена) с помощью электронного осциллографа.
Демонстрация видеоролика №1.
6. Исследование электромагнитных колебаний:
а) Определить направление индукционного тока в катушках (2человека у доски);
б) Демонстрация явления ЭМИ.
в) Анализ результатов и постановка проблемы.
Проблема: Как сделать так, чтобы ток в катушке был переменным? Придумать способ автоматической колебательной системы.
7. Поиск решения поставленной проблемы, демонстрация видеоролика №2.
8. Повторение вопросов резонанса в механических системах.
Демонстрация проявления явления резонанса при строительстве мостов (видеоролики №3, №4).
Демонстрация акустического резонанса при разрушении стеклянного бокала с помощью звука гитары (видеоролик №5).
9. Подведение итогов. Обсуждение вопроса:

10. Заключительная часть.
Выбор дальнейших действий на уроке предлагается сделать самим учащимся:
- тестовая проверка знаний;
- видеозадача расчета периода колебаний жидкости в сообщающихся сосудах;
- демонстрация «Удивительного опыта» (видеоролик №6).

11. Домашнее задание.

Демонстрация опыта падения шарика.
Обсуждение особенностей опыта и возможных результатов его графического представления.
12. Подведение итогов урока, объявление оценок.