СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме " Лес- природное сообщество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен полный ход урока по теме " Лес-природное сообщество"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме " Лес- природное сообщество"»

МБОУ ГОРОДЕЦКАЯ СОШ

Конспект урока по УМК « Школа России» А.А. Плешакова .

Окружающий мир 4 класс Домасевой Е.В.

Тема: Лес – природное сообщество- 4 кл

Цели:

  • показать разнообразие обитателей леса и взаимосвязи в лесном сообществе;

  • развивать познавательный интерес, умение работать в группе, в парах, творческое воображение в процессе знакомства с лесным сообществом;

  • учить видеть красоту леса; воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.

Оборудование: карта лесов Брянской области, коллекция листьев деревьев и кустарников, гербарии травянистых растений ,плакат « смешанный лес», фото: зверей, птиц, растений, грибов, записи голосов птиц и зверей, схемы, раздаточный материал

Ход урока

  1. Организационный момент. Учащиеся исполняют песню «Наш край»

  2. Проверка домашнего задания.

- Что дороже жемчуга и злата - под ногами.( земля)

-Назовите тему прошлого урока ( земля-кормилица)

-Почему люди называют землю «кормилицей»?


Тест « Земля – кормилица» работа в группах

  1. Характерными почвами нашего края являются

чернозёмы, тундровые почвы, подзолистые почвы, серые лесные почвы

2.Чернозёмные почвы преобладают….

В тундре, в степях, в лесной зоне, в пустынях

3.Плодородие почвы зависит от количества….

Песка, глины, перегноя, солей

4.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются

Вода, камни, воздух, соли

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется

Песок, перегной, глина, ил

  1. В состав почвы входят…

А- Углекислый газ, известняк, воздух, вода

Б- вода , воздух, песок, глина, гумус, соли

7. Для защиты почвы на полях необходимо..

А- сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты

Б- проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за ….

100- 150 лет, 250-300 лет, 5-10 лет, 1-2 года


Найди ошибки в тексте

Почвой называют верхний твёрдый- плодородный слой земли. Существует мало-много типов почв. Самыми плодородными являются тундровые –чернозёмные почвы. За плодородие почвы отвечают соли-перегной. На территории нашего края преобладают черноземные – подзолистые почвы. Почвы не нуждаются- нуждаются в охране.


  1. Организация процесса усвоения учащимися нового материала.

Загадка.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем.

(Лес)

  • Куда же сегодня мы с вами отправимся? О каком зеленом братстве вы узнаете на уроке?

  • Верно, ли вы догадались, это мы сейчас увидим.

Первые буквы в отгадках помогут расшифровать ключевое слово

Отгадайте названия деревьев.

1. Дерево – доктор. Л ипа

2. Дерево, из которого делают музыкальные инструменты. Е ль

3. Дерево, которое убивает микробы. С осна


Хочу пригласить вас сегодня в лес

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы,

В нём – деревья, ягоды, травы.

Птицы, звери

И прочие твари

Учёные тоже работают тут,

Лес они сообществом зовут


На доске и в тетрадях тема : « Жизнь леса. Лес- природное сообщество»


---- Какие непонятные слова встретились вам ?

Слово сообщество означает, что все обитатели живут вместе, сообща, связаны друг с другом

Вспомним обитателей леса?

На доске фотографии и рисунки жителей леса.

Схема обитателей леса

Лес






Схему, учащиеся зарисовывают в тетрадь

  • Чем отличается лес от аллеи, сада, парка?

Обсуждение позволяет установить, что лес может существовать многие тысячи лет и не нуждаться в специальном уходе со стороны человека. Вот вам и первое чудо!


  • Почему так происходит?

Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить? ( с лестницей, ступеньки поднимаются вверх)

  • Чем является лес для живых организмов? ( домом)

  • А какой этот дом? ( большой, многоэтажный).

Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название, дайте этим этажам название , используя следующие описания

1. Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей ( кустарники)

2. Растения с мягкими зелёными стеблям.( травы)

3. Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем ( деревья)

Учёные называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке

Ярусы леса

1 Деревья:…….

2 Кустарники :…..

3 Травы:……..


Групповая работа.

Задание для 1-й группы. «Угадай, чей я?».

Учащимся раздаются гербарии листьев различных деревьев и кустарников. По ним необходимо определить дерево и кустарник

Задание для 2-й группы. По гербариям определить травянистое растение, обитающее в лесу.

Каждая группа ведет запись в тетради.

- А что же растёт на самой земле ? ( лишайники и мхи)

4. Мхи и лишайники 5. Грибы

  • Какие виды леса вы знаете?

На доске фотографии березовой рощи, ельника, соснового бора, дубравы, смешанного леса


В каждом ли виде леса можно наблюдать все этажи (ярусы), которые мы с вами отметили ранее? Почему? (Различия в условиях произрастания. В лесу есть древесный полог – деревья смыкаются кронами. Из–за недостатка солнца, тепла, повышенной влажности под этим пологом встречается разная растительность.)


Работа с картой «Растительность Брянской области»

1-н ученик у доски

В ходе обсуждения выясняем, какие виды растительности встречаются на территории Брянщины.

(Север области – широколиственные леса, южнее Брянска – хвойно – широколиственные леса. Наиболее крупные массивы леса тянутся по левому берегу Десны. По правому берегу Десны их значительно меньше.)


- А легко ли в лесу найти животных?( это не всегда удаётся сделать сразу)

- А почему? ( животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.


Работа с картой - Животный мир Брянской области


Каких лесных обитателей нашего края вы знаете? и где они живут. Используя карту, учащиеся выполняют задание по группам:

1-я группа называет зверей леса;

  • 2-я группа называет птиц леса, и лесных насекомых

На доске появляются фотографии лесных животных области ( одни живут на деревьях, другие в кустах, на земле)


Фонограмма голосов птиц и зверей

Учащимся предлагается угадать животное.

После обсуждения появляется фотография животного, чей голос звучал в фонограмме


Мы выяснили, что лес для животных является домом. А ещё чем он служит животным? ( в лесу животные находят пищу)

Сейчас мы познакомим еще с одним удивительным явлением. Оказывается, в лесу все живут в тесной зависимости друг от друга.

А поведает нам об этом «Лесная книга сказок».

Задание. Прочитать сказку. Записать в тетрадях, кто с кем дружит.

1 вариант: Сказка «О чем поведала вековая ель».

Эта огромная ель прожила больше ста лет. Она помнит, как маленькой елочкой росла среди подружек, как постепенно круг их редел: одним не хватало питания, и они слабели и погибали, других одолевали болезни, на третьих нападали вредители. Высохшие елочки падали, их съедали древоточцы. Скоро от них ничего будто бы не осталось. Но это не так. Вещества, из которых они состояли, ушли в землю и стали питанием для других деревьев, кустарников, трав, мхов нашей чудесной елочки. Ей теперь можно было питаться за десятерых.

Она росла и, наконец, стала взрослой, на ней появились шишки. К шишкам стали прилетать клесты – еловики. Интересовались своим любимым лакомством и белки. Срывали и уносили шишки в свою «столовую, или «кузницу», дятлы. Стайки синиц перепархивали с ветки на ветку в поисках насекомых. Как – то присмотрел уютное местечко для своего гнезда дрозд – рябинник.

Со временем старилась, слабела ель. Жуки – короеды откладывали яйца под ее кору. Вышедшие из яиц личинки грызли дерево. Дятел спасал ель от этих вредителей.

Но старая ель знала: те, елочки, что растут рядом, вырастут только после ее гибели. Она упадет, ее ствол и ветви переработают бактерии. Древесина постепенно превратится в пищу для растений, которые будут жить на этом месте после ее гибели.


2 вариант: Сказка «Трава и дуб».

Рос на опушке леса могучий дуб. Был этот дуб самым замечательным в округе. Каждый год на нем появлялись ароматные желуди. Кто мимо ни пройдет – обязательно похвалит.

Приходил часто к дубу заяц, чтобы молоденькой травкой в округе полакомиться. Бывало, просеменит и лиса. Присмотрела для своих запасов желуди и белочка. Часто навещала она красавец – дуб и всегда благодарила его за угощение. В могучих ветвях свила гнездо сойка. А по соседству в уютном дупле поселилась ушастая сова. Уж очень приглянулось ей это место. Каждую ночь ее зоркие глаза выслеживали добычу в траве, что росла у корней дуба. Не сладко приходилось мышам!

Стоял дуб, ветвями шевеля, свысока на всех посматривал, сам собой любовался.

Однажды к дубу пришли люди. Понравилось им место, где рос дуб и устроили они здесь место для отдыха. Все бы хорошо, да только траве здорово досталось.

Первое время дуб не заметил, что трава исчезла. Но прошло несколько лет, и дуб стал хворать. Корни задыхались в жесткой затоптанной земле, кора его потемнела от множества жуков - короедов, а на листья напали гусеницы. Стал дуб звать траву:

-Травушка – муравушка, возвращайся на мою лужайку.

Вечером появилась у дуба семья кабанов. Они перепахали лужайку. Лоси своими копытами разрыхлили землю. Мудрый дятел спасал дерево от вредителей. Синица – лазоревка, весело щебеча, перелетала с ветки на ветки в поисках гусениц.

Вернулась к дубу трава. Залечил дуб все болезни и снова стоит величаво на опушке, и радует всех, кто ни пройдет мимо.


После работы с текстами сказок и их обсуждения учащиеся записывают в тетрадях виды животных, связанных с данным деревом.

Ель Дуб

Клесты – еловики Кабан

Белка Лось

Дятел Синица – лазоревка

Синица Мышь

Дрозд Белка

Жуки – короеды Сойка

Личинки Сова

Синица Гусеницы, жуки – короеды


  • Чему учат эти сказки? О каком чуде они поведали?

Учитель подводит учащихся к выводу о том, что в лесном сообществе все виды живых существ взаимодействуют друг с другом. Они имеют между собой многочисленные связи, среди которых наиболее важными являются пищевые взаимоотношения, или цепи питания.

-Вспомните, с чего должна начинаться цепь питания? ( С растений)

На доске схема строения цепи питания На доске появляется рисунок ели и дуба, а также животных, которые связаны с этими деревьями

-Постарайтесь объединить эти организмы в цепи питания.

Учащиеся предлагают варианты цепей питания, которые обсуждаются и некоторые из них записываются в тетрадь.

-Могут ли растения жить без животных, а животные без растений?

Растения не могут жить без животных, а животные без растений. Они живут как бы семьей, помогая друг другу


- Приведите примеры такой помощи.( например белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, распространяются семена)

Ещё об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идёт речь.

И на горке, и под горкой,

Под берёзой, и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.( грибы)

-Как вы думаете, лесу грибы нужны?


Найдите ответ в учебнике в учебнике на с.179 в статье « Нужны ли лесу грибы ?»

- Так каким будет ваш ответ?

Грибы:

        • помогают растениям всасывать растворенные соли и воду из почвы;

        • являются питанием для животных;

        • способствуют разложению растительных остатков.

Аукцион знатоков грибов.

На экране фотографии и рисунки грибов, распространенных в лесах Брянской области: белый гриб, мухомор, лисичка, опята, бледная поганка, ложные опята, подосиновик

Определите названия грибов.

1вариант – выписывает съедобные грибы;

2 вариант – выписывает несъедобные грибы.

Взаимопроверка в парах.

- Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? ( старые листья, веточки)

_Учёные называют это лесной подстилкой.

  • Вспомните, что происходит с лесной подстилкой под действием микроорганизмов?

(Многочисленные микробы, находящиеся в почве, перерабатывают не только остатки растений, но и остатки животных, занимая важное место в цепи разложения.)

Некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким ? тем кто впадает в зимнюю спячку – ежам, медведям, разным жучкам.

3. Организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала.

Так как же можно назвать лес?

лес - это сообщество древесных и травянистых растений, грибов и различных животных.

Почему говорят, что лес – единое целое

Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие - в кустах, третьи- на земле или даже под землёй. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных)

Очень важно, чтобы в лесу не нарушался круговорот веществ, а для этого необходимо экологическое равновесие.

  • что такое природное равновесие? с. 180 учебника «Подумай

  • Приведите примеры природного равновесия в лесу опираясь на данную схему

Животные

Неживая природа растения

грибы

Значение сообщества лес для человека. Влияние человека на сообщество.

Обсуждение с учащимися:

Какое значение лес имеет для человека?

Лес













  • Как человек влияет на лес? Сообщение ученика

  • Природное сообщество- лес, подвергается сильному воздействию со стороны человека. Если нагрузка оказывается слишком большой, то нарушается экосистема, обмен веществ и энергии, что приводит к её разрушению. Жители городов и посёлков используют лес для отдыха и сбора грибов и ягод.

  • Людям в лесу хорошо. А вот лесу приходится не сладко. Если их слишком много, то уплотняется лесная почва, повреждаются корни растений, гибнут насекомые, населяющие подстилку. Постепенно исчезают травы у деревьев, от этого уменьшаются и мельчают листья, укорачивается хвоя, исчезают многие виды птиц, увеличивается число вредителей.

  • Страшный враг леса - лесные пожары. Чаще всего они возникают летом по вине человека. Ежегодно на Брянщине леса гибнут сотни и тысячи гектаров. Многие лесные жители страдают от охоты. Число косуль, зайцев, кабанов и других животных заметно уменьшилось. Всё реже встречаются тетерева, рябчики и глухари.

  • Одна из главных причин разрушения лесных экосистем обусловлено чрезмерной заготовкой древесины. Некогда обширные лесные пространства, занимавшие больше половины территории Брянской области, заметно поредели. Территории занятые лесными массивами составляет не более 30 , а естественных, наиболее ценных лесов совсем немного. Заметив это учёные многих стран признают исчезновение лесных сообществ- одно из главных экологических проблем нашей планеты.

  • Для сохранения леса людям необходимо научиться правильному взаимоотношению с ним, чтобы он и дальше мог поддерживать природное равновесие, помогать человеку набираться силы , укреплять здоровье и приносить пользу.


лесные пожары, вырубку леса, охоту на животных, интенсивный сбор грибов, ягод, отдых (вытаптывание), загрязнение бытовыми отходами в Брянских лесах .

Как необходимо вести себя, находясь в гостях в этом природном сообществе? Почему?

(Если нарушить связи внутри сообщества, то нарушится экологическое равновесие. Лес может погибнуть.)

В ходе коллективного обсуждения выводятся правила поведения в лесу.


В завершении урока предлагается прослушать стихотворение о лесе.

Скорей собирайтесь

На утренний поезд!

Давно ожидают вас травы по пояс!

Вас встретит, как друга,

Лесная опушка,

Вам тысячу лет нагадает кукушка!

Вас очень хотят

Обласкать ветерки,

Живою водой –

Напоить родники!

Вам дарит огромное

Это богатство

Травы и деревьев

Зеленое братство.

4.Итог урока.

С какими чудесами вы повстречались в природном сообществе – лес?


  1. Домашнее задание

Прочитать учебник на с. 178 – 181

.

Выполнить задание по группам. Подготовить по одному сообщению: 1-я группа готовит сообщение о зверях, населяющих леса Брянской области, 2-я группа готовит сообщение о лесных птицах Брянщины, 3-я группа готовит сообщение о лесных насекомых Брянской области, 4-я группа готовит сообщения о грибах, встречающихся в лесах Брянской области.

Нарисовать эскизы плакатов о правилах поведения в лесу, о защите леса.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!