СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "память"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -практикум, где учащиеся исследуют своюпамять, ее особенности и определяют какой вид памяти у них хорошо развит , а какой вид памяти необходимо развивать, при этом идет сравнение человеческой памяти с ПК.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "память"»

Предмет: биология

Класс: 9

Школа: МБОУ «Акимовская сош» Нижнегорского района Республики Крым»

Учитель: Свиридова Ирина Алексеевна.

Урок№ дата: класс: 9.

Тема урока: Память. Исследование различных видов памяти.

Цель: Дать представление о таком проявлении высшей нервной деятельности человека, как память, показать классификацию памяти, познакомить с простейшими приемами запоминания.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать понятие я:память, функции памяти, механизм формирования памяти, виды памяти, способы тренировки памяти.

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к физическому и психическому здоровью, развитие коммуникативных качеств, доброжелательности в отношениях с другими.

Развивающие:

Развитие умения сравнивать, делать выводы, анализировать и систематизировать информацию, обобщать, устанавливать соответствие.

Термины и понятия: память, внимание, восприятие, механическое запоминание, объем памяти отображение информации оперативная память, долговременная память.

Межпредметные связи: биология, информатика.

Тип урока: урок усвоения новых знаний с элементами исследовательской деятельности обучающихся.

Форма урока: интегрированный урок

Методы и приемы : мозговой штурм, проблемная беседа, выполнение лабораторной работы.

Оборудование:

-Инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы.

- Учебные пособия: Сухорукова Л. Н. Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко. – М.: Просвещение, 2014. – 143.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Организационный момент. Адам Смит: Единственное сокровище человека - это его память. Лишь в ней - его богатство или бедность.

II.Актуализация учебных достижений.

Фронтальный опрос.

--Какие рефлексы лежат в основе В.Н.Д. человека?

--Какие показатели формируются на основе условных рефлексов?

--Какой психический процесс обеспечивает целостность наших представлений об окружающем мире?

--Всю ли информацию, что доходит к органам чувств мы воспринимаем?

III.Мотивация учебной деятельности.

Вы сейчас продемонстрировали один из главных психологических процессов человека. Известный физиолог И.Сеченов сказал про этот процесс нервной системы: « Человек, лишенный ее, вечно находится в положении младенца, был бы существом не способным ничему научится, ничем овладеть и его действия определялись лишь инстинктом»

Как вы думаете о каком свойстве идет речь? ( память)

Сообщение темы урока.

Тема : « Память. Изучение различных видов памяти»

Французский философ Монтеки сказал: « Внимание-это разновидность памяти» Как вы понимаете эти слова? ( внимание выбирает необходимую информацию для формированию памяти) Именно внимание направляет нас на определенные объекты окружающего нас мира. Известный математик ФОН НЕЙМАН сделал сенсационное открытие: по его расчетам мозг человека может вместить около 10 в 20 степени единиц информации. Это значит, что каждый из нас может запомнить миллион томов самой большой библиотеки. Почему же этого не происходит?

--память-свойственна только ли человеку или ее можно смоделировать? ( компьютер) А чем память компьютера отличается от человека?

Сегодня на уроке мы с вами постараемся на эти вопросы ответить. А также определить ваши индивидуальные особенности запоминания и отображения информации, выясним как можно развивать собственную память.

IV. Изучение новой темы.

1)Сначала выясним какой орган человека отвечает за все психологические процессы и за память тоже? ( ГОЛОВНОЙ МОЗГ) Мозг человека-это компьютер. Именно нервные импульсы обеспечивают формирование процессов памяти. Можно ли сравнить нервный импульсы с электрическим током? Чем они схожи? ( да, при отсутствии нервных импульсов в нейронах головного мозга информация не сохраняется, так же как при отключении электроэнергии от компьютера.)

У всех ли людей одинаковая память? А у компьютера?

Давайте с вами рассмотрим некоторые особенности памяти человека и сравним их с компьютером.

-Какой ряд информации запоминается лучше длинный или короткий?

-А у компьютера?( пока не закончится информационный объем).

-Запоминает человек все подряд? ( нет , только содержание), а компьютер-все подряд.

И последний феномен памяти человека это то что формируется не на конкретных нервных импульсах, а на их остатках-памятных следах. Но некоторые свойства памяти компьютера свойственны и нам. Какие?

Объем сохранения памяти –ограничен. Так у человека общий объем информации мозга 3на 10 бит( 1бит-7 символов). У компьютера 8 на10 бит. Скорость получения недавно введенной информации и для человека и для компьютера одинаково.

Вывод: И для человека и П.К. характерна и скорость и объем памяти.

2)С каких этапов складывается сам процесс памяти? Что вы делаете чтобы выучить стих?

ЗАУЧИВАНИЕ-----СОХРАНЕНИЕ----ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ.

А ОДИНАКОВ ЛИ МЕХАНИЗМ ЗАПОМИНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И КОМПЬЮТЕРА?

Компьютер введенную информацию воспроизводит слово в слово( механическая), а человек?

Зачитать определение ( « Память – это свойство нервной системы накапливать, сохранять и воспроизводить информацию.» ) и попросить чтобы повторили. Сможет ли человек повторить эту информацию слово в слово? ( нет).

Практическое исследование.

На двух листах бумаги даны слова –пары: снег-песок, рука-книга, оценка-платок, дом-дорога, жито-воробей. Окно-перемена, учитель-двери, розы-лес. Роман0цветок, тетрадь-дуб.

А теперь я убираю правый лист бумаги , а вы отображаете слова-пары. Если вы отобразили 6 слов то у вас хорошая механическая память. Вы можете легко запомнить номера телефонов. А скажите трудно ли было запомнить слова? ( да так как слова были логически не связаны) Давайте проведем еще один опыт. Возьмем слова в парах и также попробуем их запомнить.

Лесная-поляна, вишневый сад, сладкая-ягода, письменные –принадлежности, зеленый- листок, служебная- собака, учебная-книга, солнечное-утро, лесная-дорога, родной-дом.

Какой результат запоминания? Почему здесь результат запоминания лучше? ( потому что слова имеют логический смысл) А теперь скажите как необходимо готовить домашнее задание?

-Можно ли заставить себя запомнить? (да)

-Что для этого надо? ( волевые усилия)

-А может быть такая информация чтобы ее запомнить без усилий ?(да). Какая информация должна быть? ( интересная).

Информацию получили, теперь ее необходимо сохранить.

3) ТИПЫ ПАМЯТИ



ОПЕРАТИВНАЯ КРАТКОВРЕМЕННАЯ

Сохраняется на время (мин) сохраняет информацию на 7-8 мин

У компьютера тоже имеется такая память, после отключения от сети питания информация стирается. Как же сохраняется информация на более длительное время? ( дискетка, жесткий диск). А для человека? ( повторить несколько раз).

Какие количественные характеристики памяти? ( объем и скорость)

Что такое механическое запоминание и осмысление?

А теперь вспомните и воспроизведите понятие память. Информация стерлась. Повторив эту информацию несколько раз она переведется в долговременную память. А есть информация которую человек не забывается ( имя, умение писать ит.д.)Есть еще вид памяти которая сохраняет необходимую информацию. Она пребывает на уровне подсознания на уровне психики. Особенно запоминается информация полученная ребенком в первые годы жизни в детстве на уровне эмоций.( вспомните героев сказки «репка»).

Есть еще одна особенность памяти, которая выражается в народной мудрости « Утро вечера мудренее».

Физиологические особенности: во сне вырабатываются специальные белки памяти, которые обеспечивают сохранению следов памяти. Но даже если вы сохранили информацию ее необходимо еще вспомнить, чтобы воспроизвести. Великий педагог Ушинский сказал: « Не подсказывайте! Это медвежья услуга» Почему? ( потому, что процесс вспоминания полезный .То , что удалось вспомнить будет помнить всегда).

Представьте себе ситуацию, что вы помните все, начиная с первых лет жизни. Это хорошо? ( нет потому что информация смешивается и трудно найти необходимое) Но ведь мы все сразу не помним, что-то забываем и забываем по мере поступления информации и способами ее получения.

--как вы научились писать?(двигательная)

--вспомните лучший день каникул.( эмоциональная)

--продолжите фразу: «Хлеб всему…, Любишь кататься ….(словесно-логическая)

--слово «лимон» ( вкусовая), слово « шашлык» (обонятельная, вкусовая).

В вашем возрасте вы часто пользуетесь зрительной памятью.

Проведем эксперемент.10 цифр, 10слов. 10 картинок- одну минуту смотрим , а затем воспроизводим.( поочередно) Цифры –а; слова-б; картинки-в. Формула а+б+в, если результат не меньше 6 , то значит память у вас развита хорошо.

4) Значение памяти.

. Адам Смит: Единственное сокровище человека - это его память. Лишь в ней - его богатство или бедность.

Память дает человеку возможность полноценно жить и общаться с другими людьми. Но есть люди, которые лишены этого. В современном мире 200 тыс. людей не имеют памяти –ее забрало заболевание Альцгеймера, которое связано с тем что нервные импульсы не иррадируют по нейронах головного мозга. Поэтому необходимо бережно относится к своему здоровью, памяти т.к. есть факторы которые ухудшают память, а есть которые улучшают

Проведем опыт: на магнитной доске листы с положительными и отрицательными факторами. Распределите их по колонкам( сон, курение, наркотики, алкоголь, режим, здоровое питание.).

Ведя здоровый образ жизни и развивая память можно достичь уровень людей имеющих феноменальную память.( Юлий Цезарь, Ал-р Македонский, Сенека.)

V. Первичное усвоение знаний.



Заполните таблицу:

параметры

мозг

компьютер

Носитель информации



Объем памяти



запоминание



Обработка информации



Фильтрация информации



восприятие



VI. Рефлексивная деятельность.

1) Что нового о себе вы сегодня узнали?

2) Имеют ли ценность для вас полученные знания?

3) Как в дальнейшем будете распоряжаться полученной на уроке информацией?

VII. Задание на дом:

1. §34, стр. 90

2. Написать рекомендации для лучшего запоминания материала.

VIII. Итоги урока. Выставление оценок








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!