СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: «Природные зоны. Лес. Растения леса».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме: «Природные зоны. Лес. Растения леса».

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: «Природные зоны. Лес. Растения леса».»

Разработка урока познания мира

«Природные зоны. Лес. Растения леса».

Цели: показать специфику лесной зоны.

Задачи:

  • Рассмотреть сезонные особенности климата, показать взаимную приспособленность живых организмов, их зависимость от неживых компонентов, рассмотреть виды лесов, познакомить с растениями лесной полосы.

  • Развивать внимание, мышление, воображение, познавательную активность, наблюдательность, память.

  • Воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: презентация Power Point к уроку по заданной теме.



ХОД УРОКА

1. Орг.момент.

1, 2 – выше голова,
3, 4 – плечи шире,
5, 6 – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок природоведения.

2. Актуализация знаний. (слайд 2).

- Расположи названия природных зон по порядку их следования с севера на юг, обозначив числами.

3. Постановка проблемной ситуации (слайд 3,4).

- Догадайся о какой природной зоне идёт речь: место, где растёт много разных деревьев. На самом деле лес – это не только деревья, но и кустарники, травы, мхи, лишайники.

4. Цели и задачи урока.

5. Слайд-шоу «Лесные красоты».

6. Совместное «открытие» знаний (слайд 5-8).

А)– Какие бывают леса? (Поиск ответа на страницах учебника.)

Б) Погода и климат.

В) Этажи леса.

7. Практическая работа (слайд 9-10).

- Видишь годовые кольца? Каждый светлый слой нарастает за одно лето. Тёмные прослойки между ними образуются зимой, - когда дерево спит. По древесному срезу можно также определить стороны горизонта: там, где годовые кольца шире – юг. Давайте попробуем сосчитать возраст дерева.

8. Физминутка.

9. Совместное «открытие» знаний (слайд 11-17).

– Какие деревья растут в лесу? (Сообщения подготовлены отдельными детьми.) Берёза – единственное дерево имеющее белый ствол. Крона у берёзы раскидистая, ажурная с поникшими ветвями. Из древесины изготавливают мебель, предметы домашнего обихода. Часто из бересты мастерили вёдра, они не пропускали влагу. До изобретения бумаги люди писали на бересте. Берёза – лекарственное растение. Для лечения используют почки, кору, сок.

Осина – очень красивое дерево. У неё всегда дрожат листочки. Её древесина считается лучшей для изготовления спичек. Из неё делают бумагу, искусственный шёлк.

Дуб – могучее, сильное дерево. Оно может прожить более 500 лет. Но дуб боится холода. Молодые листья и стебли весной могут погибнуть при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть поздно. В Древней Греции дубовыми венками награждали воинов за подвиги.

Клён очень неприхотлив. Он хорошо растёт и в тени и на скудных почвах. Древесный сок клёна очень сладок. У клёна прочная древесина. Из неё делали копья и рукоятки для топоров.

Цветёт в середине лета, когда уже все деревья отцвели. 70 видов насекомых посещают липу. Из лыка плели лапти (обувь), делали мочалки, половики. Липа плохо переносит загрязнённый городской воздух. В лесу липа растёт 500 – 700 лет.

-Отгадайте загадку.

Землю пробуравил,

Корешок оставил.

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

- Грибы – особое царство природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Все грибы, которые мы рассмотрим, называются шляпочными. Гриб состоит из шляпки, ножки и грибницы. Какие грибы вы знаете? Как отличить ядовитые грибы от неядовитых? О чём должен помнить грибник? (При сборе грибов нельзя повреждать грибницу. Для её восстановления потребуются годы. Если грибница остаётся неповреждённой, то на этом же месте вырастет новый гриб.)

Основное правило при сборе грибов: не собирай грибы, которые не знаешь.

- Какие цветы растут в лесу?(Сообщения детей о лесных цветах.)

По преданию, ландыш появился из слез морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Однажды, узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины, чтобы в последний раз послушать земные песни Садко. Она шла, и слезы из глаз ее капали на землю, рассыпаясь жемчужинами, и на этом месте вырастали прекрасные лесные растения. Ландыш издавна считается целебным растением. Капли ландыша помогают при заболевании сердца. А плоды ландыша ядовиты. Иногда красота может быть опасной. Знаете ли вы, что среди цветов есть и ядовитые? (Сообщения детей.)

Волчье лыко – красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд – дафнин. Если он попадает на кожу, вызывает сильное раздражение. Волчья ягода созревает поздней осенью. Если люди пробуют их – получают сильное отравление. Вот почему нужно быть осторожным и не пробовать незнакомые ягоды на вкус.

Вороний глаз – если увидишь четыре широких листа, а между ними чёрную круглую ягоду – это растение вороний глаз. Ягода эта очень красива, но ядовита.

Белена – встречается по оврагам, пустырям, вдоль дорог. При отравлении ею появляется головная боль, дыхание затрудняется, сердце бьётся учащенно, появляется сильное нервное возбуждение. Даже животные не едят это растение.

10. Первичное закрепление полученных знаний (слайд 18).

– Листья по своей форме делятся на простые и сложные. У простых листьев одна пластинка на веточке, а у сложных – несколько.

- Определите с какого дерева листок.

11. Охрана леса. (слайд 19).

Не руби берёзы белой,

Не губи глуши лесной.

Не губи и зла не делай,

А особенной весной.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

12. Дополни текст о лесе (слайд 20).

В умеренном тепловом поясе находится __________ зона. Лето здесь _________, а зима _______________. За лето деревья успевают набраться сил, чтобы пережить __________. В лесу растения располагаются ярусами-этажами. В лесу ___ этажей. К хвойным деревьям относятся __________, _________, __________, ___________, _________. Лесов становится всё меньше. Причиной исчезновения лесов являются ____________, ____________, _____________.

13. Итог. Проверь себя (слайд 21).

14. Д/з: пересказ текста, ответы на вопросы.







Источники:

К. Жунусова Учебник «Познание мира» – 4 класс

ОЛМА - ПРЕСС «Большая энциклопедия для дошкольника».1999

А.А.Вахрушев Учебник-тетрадь для 2класса.


http://image.forestbook.ru/media/photos/watermarked/3ce01efea7741eec1621da22ecd760bece8d6786/FileSilver_birch_leaves.jpg

http://2oboi.ru/pic/201105/1280x720/2oboi.ru_les-tuman-derevya-zelen_331.jpg

http://f2.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/444d5e5c-a468-132b-2110-7fce856e0ab1/большое_дерево.jpg

http://900igr.net/datas/okruzhajuschij-mir/Les-kak-prirodnoe-soobschestvo/0004-004-Lesnye-etazhi.jpg

http://images01.olx.ru/ui/13/21/51/1298313529_134002051_2---.jpg

http://www.e-drofa.ru/materials/bio11/forest_mountain.jpg

http://www.fototerra.ru/image.html?id=114167&size=medium

http://www.tatlarin.net/resimler/br/Manzara%20Resimleri%209/ManzaraResimleri(13).jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/63/795/63795531_1284021266_PicsDesktop_net_197.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/85/Tilia_x_europea-2.JPG/800px-Tilia_x_europea-2.JPG

http://forum.exler.ru/uploads/75/post-1248355425.jpg

http://images.yandex.kz/yandsearch?text=%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%83%D0%B9&img_url=foto.rambler.ru%2Fpublic%2Fdenlesa%2F1%2Fvaluy%2Fvaluy-web.jpg&pos=13&rpt=simage

http://www.fotocvetov.ru/podsneg/135019.jpg

http://images.yandex.kz/yandsearch?text=%D1%85%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0&img_url=alemming.narod.ru%2Fkavkaz2003%2FDSCN2993.jpg&pos=14&rpt=simage





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!