СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: "Союз"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой открытый урок в 7 классе.В помощь учителям русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Союз"»

Учитель: Садакпаева Алена Михайловна

Место работы:: МКОУ «Джазаторская СОШ им.М.И.Берсимбаева»

Открытый урок в 7 «а» классе

Тема урока: Повторение по теме «Союз»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Задачи урока:

Обучающие:

  • повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении.

  • совершенствовать умения и навыки:

  • обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать

  • определять вид сложного предложения, различать ССП и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;

  • правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике.

  • учить производить морфологический разбор союза.

Развивающие:

  • развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в рамках темы и раздела программы.

Воспитательные:

  • воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать.

Сценарий урока:

1.Организационный момент.

Цель:проверить готовность к уроку.

Прозвенел звонок, внимание,

Хорошо, что все без опоздания.

- Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо!Улыбка всегда располагает к общению. Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

— Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знает по теме «Союз», научиться производить морфологический разбор союза.

2.Объявление темы урока, постановка цели.

- Тема нашего урока «Союз» Повторение и обобщение. Что предстоит нам сделать какова цель нашего урока?


I этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.

— Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие — в страну русского языка.

Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.

И первая остановка — ► станция Теоретическая.

3. Фронтальный опрос.

ТЕСТ-выполняют учащиеся на месте

1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.

2.Служебные части речи это………

3. Союз – это……………………..

4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………

5. Союзы не являются………………………

6. Союзы связывают………………………………….

7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….

8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....

9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........

10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………


II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.

Следующая остановка — «Литературная»

4. Слово учителя.

— Не многие знают, что союз — древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому — строки из его произведений:

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

(сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)


Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (Зимнее утро)

— На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

— А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина.

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

— Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)

— Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически)

— А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? ( С помощью союза И)

— Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)

Станция «Весенняя».Используется картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

Карточка

Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.- 3 бала

А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.

Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.

Веселая минутка.

Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш отдых будет творческим.

ШАРАДЫ.

1. Две ноты, союз, 2. Мой первый слог — на дереве.

Все вместе—игра , Второй мой слог — союз.

В которую любит А в целом я материя

Играть детвора. (До-ми-но) И на костюм гожусь. (Сук-но)

3. Союз, предлог и падежная форма

Личного местоимения

Дают нам вкусный плод

Южноамериканского растения. (а-на-нас)

Следующая станция « Сортировочная»

Выборочно-распределительный диктант—цифровой.

Задание: Выпишите в 1 колонку номера предложений с сочинительными союзами, а во 2 колонку — с подчинительными.

1. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.

КЛЮЧ

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы и союзные слова

1 И

2 ХОТЯ

3 НЕ ТОЛЬКО…, НО И

3 ЧТО

5 ОДНАКО

4 БУДТО

— Составьте схему последнего предложения.

III этап: На этом этапе работы проверяется умение учащихся использовать союзы в собственной речи.

Следующая остановка « Творческая» (5)

— Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить продемонстрировать уровень своих знаний по разделу «Слитное написание союзов также, тоже, зато»




КАРТОЧКА

Представьте, что вам нужно описать весенний день. Составьте предложения с данными сочетаниями, чтобы их можно было использовать в вашем тексте. Раскройте скобки.

Как(будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода; забор то(же) обласкан теплым солнцем.

Для справок: искривленный, весенний, неяркий, солнечный.

КАРТОЧКА

Задание: Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.

Пригрело солнышко, и в воздухе запахло весной.


Рефлексия

- Какая была тема урока?

- Какие цели мы пречследовали по ходу своего урока?

- Как вы считаете мы достигли цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи.. А еще мы познакомились с удивительной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели».


Выставление оценок.


Итог урока:Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

Отдохнём одну минутку,

Восстановим зоркость глаз

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

Нет печали, нет тревог.

Потрудились славно дети,

Завершается урок.


Итак, друзья, пришла пора проститься…

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться

И никогда не унывать.


Спасибо за работу на уроке!