Учитель: Садакпаева Алена Михайловна
Место работы:: МКОУ «Джазаторская СОШ им.М.И.Берсимбаева»
Открытый урок в 7 «а» классе
Тема урока: Повторение по теме «Союз»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Задачи урока:
Обучающие:
повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении.
совершенствовать умения и навыки:
обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать
определять вид сложного предложения, различать ССП и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике.
учить производить морфологический разбор союза.
Развивающие:
Воспитательные:
воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать.
Сценарий урока:
1.Организационный момент.
Цель:проверить готовность к уроку.
Прозвенел звонок, внимание,
Хорошо, что все без опоздания.
- Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо!Улыбка всегда располагает к общению. Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.
— Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знает по теме «Союз», научиться производить морфологический разбор союза.
2.Объявление темы урока, постановка цели.
- Тема нашего урока «Союз» Повторение и обобщение. Что предстоит нам сделать какова цель нашего урока?
I этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.
— Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие — в страну русского языка.
Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.
И первая остановка — ► станция Теоретическая.
3. Фронтальный опрос.
ТЕСТ-выполняют учащиеся на месте
1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.
2.Служебные части речи это………
3. Союз – это……………………..
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы не являются………………………
6. Союзы связывают………………………………….
7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….
8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....
9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........
10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………
II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.
► Следующая остановка — «Литературная»
4. Слово учителя.
— Не многие знают, что союз — древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому — строки из его произведений:
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
(сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (Зимнее утро)
— На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
— А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина.
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
— Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)
— Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически)
— А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? ( С помощью союза И)
— Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)
Станция «Весенняя».Используется картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»
Карточка
Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.- 3 бала
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
►Веселая минутка.
─ Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш отдых будет творческим.
ШАРАДЫ.
1. Две ноты, союз, 2. Мой первый слог — на дереве.
Все вместе—игра , Второй мой слог — союз.
В которую любит А в целом я материя
Играть детвора. (До-ми-но) И на костюм гожусь. (Сук-но)
3. Союз, предлог и падежная форма
Личного местоимения
Дают нам вкусный плод
Южноамериканского растения. (а-на-нас)
► Следующая станция « Сортировочная»
Выборочно-распределительный диктант—цифровой.
Задание: Выпишите в 1 колонку номера предложений с сочинительными союзами, а во 2 колонку — с подчинительными.
1. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.
КЛЮЧ
Сочинительные союзы | Подчинительные союзы и союзные слова |
1 И | 2 ХОТЯ |
3 НЕ ТОЛЬКО…, НО И | 3 ЧТО |
5 ОДНАКО | 4 БУДТО |
— Составьте схему последнего предложения.
III этап: На этом этапе работы проверяется умение учащихся использовать союзы в собственной речи.
► Следующая остановка « Творческая» (5)
— Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить продемонстрировать уровень своих знаний по разделу «Слитное написание союзов также, тоже, зато»
КАРТОЧКА
Представьте, что вам нужно описать весенний день. Составьте предложения с данными сочетаниями, чтобы их можно было использовать в вашем тексте. Раскройте скобки.
Как(будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода; забор то(же) обласкан теплым солнцем.
Для справок: искривленный, весенний, неяркий, солнечный.
КАРТОЧКА
Задание: Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.
Пригрело солнышко, и в воздухе запахло весной.
Рефлексия
- Какая была тема урока?
- Какие цели мы пречследовали по ходу своего урока?
- Как вы считаете мы достигли цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи.. А еще мы познакомились с удивительной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
► Выставление оценок.
Итог урока:Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.
Отдохнём одну минутку,
Восстановим зоркость глаз
И почувствуем всем телом,
Как тепло согрело нас.
Как уютно в нашем классе,
Нет печали, нет тревог.
Потрудились славно дети,
Завершается урок.
Итак, друзья, пришла пора проститься…
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться
И никогда не унывать.
Спасибо за работу на уроке!