СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Строение атома"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок для 8 класса по теме "Строение атома". С использованием электронных образовательных ресурсов.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока по теме "Строение атома"»

Практическое задание №2. Проект урока химии в 8 классе. «Строение атома».

Тема

Строение атома.

Цель

- Сформировать представление о атоме и атомном ядре

- Научить пользоваться Периодической системой химических элементов Менделеева для определения состава атома

Основное содержание темы, термины и понятия

Планетарная модель атома, протоны, нейтроны, электроны, массовое число, электронейтральный атом.

Джозеф Джон Томсон, Эрнест Резерфорд,

Планируемые результаты

Личностные


- проявление творческого отношения к процессу обучения.

-сформированность познавательных интересов, направленных на изучение микрочастиц

Метапредметные

Познавательные:

- умение обобщать полученную информацию;

- умение прогнозировать ситуацию.

-овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определения понятиям;

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- умение обнаруживать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные

- уметь описывать модели строения атома.

- уметь работать с периодической системой.

- умение работать с различными источниками информации

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Физика. Тема «строение атома. Элементарные частицы».

мультимедийный проектор (интерактивная доска)

фронтальная -

индивидуальная –

в паре -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

-актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями «вещество», «элемент», «относительная молекулярная масса», «относительная атомная масса»,

- мотивировать обучающихся к изучению новой темы.



Учитель. Понятие атом существует уже более 2500 лет со времен греческого ученого Демокрита , который считал , что все вещества состоят и мельчайших частиц . Им была выдвинута атомистическая гипотеза, согласно которой все в мире состоит из атомов , различающихся своей формой, порядком и ориентацией в теле; между атомами находится пустота( легенда о яблоке). Слово « атом» означает « неразрезаемый », «нерассекаемый». В России М.В.Ломоносов говорил о мельчайших частицах вещества. Он считал , что существует два вида материи «элементы» ( атом), «корпускулы»( молекулы). Английский физик Джон Дальтон ввел понятие атомной массы, атом представлен как мельчайшая неделимая частица. Однако к концу 19 века появились факты о сложном строении атома. Открытие электрона, частицы входящей в состав атома нанесло серьезный удар по представлениям об атоме. На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием электрон.

-Что такое электрон?

- Кто впервые проделал опыт по определению самого маленького заряда?

-Что вы знаете о заряде электрона и его массе?

- Единица измерения электрического заряда?

- Кому принадлежит открытие электрона?

( Ученики отвечают на вопросы)

Прежде, чем мы выясним более подробно, что такое атом, ответьте на вопросы:

- Как вы представляете себе строение атома?

- Для чего нужно знать строение атома?

- Почему ученые пытались выяснить строение атома?

( Ученики отвечают на вопросы)

Атом - наименьшая частица химического элемента, являющаяся носителем его свойств


Личностный:

- проявление интереса к поставленной проблеме

Предметный:

- умение называть химические элементы, составлять молекулярные формулы;

Коммуникативный:

-умение работать с информацией на опережение;

-умение работать в паре.


II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

научить школьников:

формулировать понятия: электрон, протон, нейтрон

находить: количество протонов, нейтронов, электронов используя периодическую систему

познакомить:

с теориями строения атома.


Работаем с учебником. Прочитайте параграф и ответьте на вопросы

- 1 Чем отличаются друг от друга атомы различных химических элементов?

-2 Что является главной характеристикой данного химического элемента? Почему?

- 3 Назовите отличие электрона от протона? Протона от нейтрона.

- 4 Что можно сказать о массах протона и нейтрона?

( Учащиеся отвечают на вопросы)

Учитель. Обратимся к таблице фундаментальных физических постоянных и закрепим ваши знания.

ЧАСТИЦЫ, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ АТОМА . Таблица №1 ( Слайд 5)

Название частицы


обозначение


Заряд (кл)


Масса ( кг)


Электрон


е


-


9,1095*10 -31


Протон


Р


+


1, 6726* 10 -27


нейтрон


n


Нет


1, 6749* 10 -27


Электрон http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9a243e56-7846-4375-83b9-fc180c46bb8e/view/ Предоставление графической опоры в виде определения

Протон http://school-collection.edu.ru/catalog/res/54e2afd0-2718-4c61-a1ba-279a0044a260/view/ Предоставление графической опоры в виде определения

Нейтрон http://school-collection.edu.ru/catalog/res/97acc4be-660b-42f8-a222-a68982ec4bdc/view/ Предоставление графической опоры в виде определения

В начале века в физике бытовали самые разные и часто фантастические представления о строении атома, которые не нашли четкого обоснования и лишь модель атома, предложенная Джозефом Томсоном на долгие годы закрепилась в науке .Согласно этой модели вещество в атоме несет положительный заряд и равномерно заполняет весь объем атома. Электроны « вкраплены» в атом, словно изюм в булку. Модель так и назвали «ПУДИНГ С ИЗЮМОМ», но эта модель не была подтверждена опытами. 

Ученик. Сэр Джозеф Джон Томсон –английский физик, открывший электрон, лауреат Нобелевской премии по физике с формулировкой « за исследование прохождения электричества через газы».

Родился в 1856 году в Читем-Хилле вблизи Манчестра. Изучал физику, в 1876 году выиграл стипендию на обучение в Кембридже. С 1884 года профессор физики на кафедре экспериментальной физики в Кембридже. В 1911 г. разработал метод парабол для измерения отношения заряда частицы к ее массе. За научные заслуги награжден медалями: Франклина, Фарадея, Копли. Учеником Томсона был Эрнест Резерфорд, который позже занял его пост. Умер Джозеф Томсон в 1940 году.

И только в 1911 году английский физик Эрнест Резерфорд исследовав состав и строение атома на основе радиоактивности, которая доказывала сложность строения атома предложил ядерную ( планетарную) модель атома.

(http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8339c48d-4ba1-4e1e-8ae5-a416bc6bc99d/view/ Анимационная озвученная модель для изучения планетарной модели строения атома.)

Эрнест Резерфорд – английский ученый, известный своими исследованиями строения атома и радиоактивности, один из создателей атомной и ядерной физики.

Родился в 1871 году в Новой Зеландии в семье плотника и учительницы. В 1891 году будучи студентом выступил с докладом «Эволюция элементов», в котором заявил , что все атомы- сложные вещества и построены из одних и тех же составных частей. Тогда все посчитали его лишенным разума ,но спустя годы он доказал свою правоту.

Резерфорд являлся членом Лондонского королевского общества, почетным членом 30 Академий наук, в том числе и Советской Академии наук. В 1908 году удостоен Нобелевской премии за исследование радиоактивности. Его учениками были : Чедвик, Бор, советский физик Петр Капица и другие. Умер Эрнест Резерфорд в 1937 году.

Учитель. Почему модель атома называют планетарной? В чем ее сходство с Солнечной системой? Ответы учащихся.

(http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6773a84d-597e-4942-8b74-3fc97d833326/view/

Видеоролик - анимация "Строение атома и ядра". Анимационная озвученная модель для изучения строения атома и ядра.)

Учитель. Найдем в таблице натрий. Как правильно записать элемент ? Что означает число 11? Число 23? ( Ответы учащихся.)

Строение атомного ядра

- Массовое число, масса ядра, число нуклонов

Z - зарядовое число, порядковый номер, число протонов, число электронов, заряд ядра

- число нейтронов

N = M - Z определение числа нейтронов




Регулятивный - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в паре.

Предметный - умение давать определение основным понятиям темы,

Диагностика качества освоения темы

установить степень усвоения темы «строения атома».

Класс делится на пары и каждой предлагается выполнить задание, используя Периодическую систему химических элементов Менделеева определить строение атома углерода, алюминия, железа, меди, серебра. Результаты работы учащихся проверяются всем классом.

Регулятивный - умение выполнять задание в соответствии с целью.


IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности


 Подведение итогов

Результат деятельности

-соотнести полученный результат с поставленной целью;

-оценить результат своей деятельности;

-определить степень самоконтроля освоения учебного материала


Учитель. Вспомним, что мы сегодня делали на уроке и что узнали. Ответьте на вопросы.

-Что вы узнали о понятии « атом»?

- Какие частицы входят в состав ядра? ( Ответы учащихся)

Запись в тетрадях учащихся ( конспект)

СТРОЕНИЕ АТОМА ( ПЛАНЕТАРНАЯ МОДЕЛЬ АТОМА)

1 . В ЦЕНТРЕ АТОМА НАХОДИТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЯДРО, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРОТОНОВ И НЕЙТРАЛЬНЫХ ЧАСТИХ НЕЙТРОНОВ, А ВОКРУГ НЕГО ДВИЖУТСЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОНЫ.

2 . АТОМ В ЦЕЛОМ НЕ ИМЕЕТ ЗАРЯДА , ОН НЕЙТРАЛЬНЫЙ , Т.К ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЗАРЯД ЕГО ЯДРА РАВЕН ОТРИЦАТЕЛЬНОМУ ЗАРЯДУ ВСЕХ ЕГО ЭЛЕКТРОНОВ ИЛИ (ЧИСЛО ПРОТОНОВ РАВНО ЧИСЛУ ЭЛЕКТРОНОВ ).

Личностный

- сформированы умения учащихся работать с понятийным аппаратом урока; - удалось удивить ученика, разбудить в нём интерес к происходящему, создать ситуацию успеха;

- расширен арсенал способов подачи информации с применением ЭСО, Интернет-ресурс;

Коммуникативный -учащиеся умеют выполнять учебные задания в паре, группе, совместно выполнять задания, формулировать выводы.