СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Воздушная оболочка Земли -атмосфера"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в 5 классе по теме "Воздушная оболочка Земли - атмосфера" (ФГОС) Тип урока: изучение нового материала.Давайте представим, что мы с вами ученые, которые отправились в экспедицию...

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Воздушная оболочка Земли -атмосфера"»

Конспект урока по географии

на тему: " Воздушная оболочка Земли - атмосфера ". 5-й класс


Цели урока:

 Образовательные:  организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», границ атмосферы, её состава и строения, значения атмосферы в  жизни планеты и человечества.

 Развивающие: 

  • создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;

  • способствовать развитию навыков самостоятельной работы с                      географическими текстами, учебником, делать  обобщения и выводы;

  • формировать навыки самооценки.

 Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию  коммуникативных умений;

  • развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Личностныеосознание ценности  географических знаний, как важнейшего компонента  научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из  источников ЭОР, перерабатывать  информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся – групповая ( класс делится на 3 рабочих группы), индивидуальная.

Методы:

  • демонстрация презентации при устном изложении изучаемого материала;

  • беседа;

  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником и словарем;

  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: задача.

Оборудование для учителя: презентация к уроку, компьютер, проектор

Оборудование для учеников: - учебник А.А. Летягин « География. 5 класс» – М.: «Вентана-Граф» 2015; рабочая тетрадь, словари, раздаточный материал,





Ход урока.


I. Организационный момент (2 мин.)

Добрый день.
Я приветствую вас на уроке географии.

Настраиваемся на серьёзную творческую деятельность.

Работаем мы с вами будем в группах. Их будет три. Все, что потребуется каждой группе для урока, находится у вас на столах - это учебник, карточки с заданиями. Нашими научными дневниками будут ваши рабочие тетради.

II. Изучение нового материала (25 мин.)

- Ребята! Давайте представим, что мы с вами ученые, которые отправились в экспедицию на воздушном шаре. Название нашего воздушного шара вы видите на слайде, только буквы перепутаны. МЕАФАТОРС.

Как называется наш шар? Помогите мне составить слово.

- Вы совершенно правы, наш шар называется «Атмосфера».

эпиграф к уроку « Мы живём на дне воздушного океана» высказывание итальянского учёного Эванжелисто Торричелли

Сформулируйте цель нашей экспедиции:

Целью нашей экспедиции будет изучение атмосферы. Что бы вы хотели узнать об атмосфере? 

А для этого мы должны составить план экспедиции

На слайде вы видите план нашей экспедиции:


Пожалуйста, прочитайте его.

  1. Что такое Атмосфера?

  2. Свойства и состав воздуха

  3. Строение атмосферы

  4. Значение атмосферы

Постарайтесь быть внимательными, активными, и тогда вы узнаете все тайны, которые хранит в себе атмосфера.


1. Задание Вот наше первое научное исследование «Что такое атмосфера?»

Понятие «атмосфера» ввел в терминологию русский ученый М. В. Ломоносов в 1765 году. Современная атмосфера по мнению ученых появилась около 1 млрд лет назад.


Дать определение самостоятельно

Я вам предлагаю воспользоваться учебником и найти определение понятия «Атмосфера» на стр 64 и сравнить с вашим определением

Запишите определение в рабочую тетрадь на стр. 32.

Атмосфера-это воздушная оболочка Земли.

? Значение воздуха (сообщение учащегося)


2. Задание Следующая наша работа будет посвящена изучению «Свойства и состав воздуха»

Какими свойствами обладает воздух?

Ответ уч-ся: Цвет

Вкус и Запах

Вес

Давайте проведем небольшие опыты и сделаем выводы.

Проведем опыты по группам

1 группа Можно ли увидеть воздух, поймать его?

Возьмите целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в нем находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

2 группа Имеет ли воздух вкус и запах? Распылите духи в воздухе. Имеет ли теперь воздух запах? Чем пахнет чистый воздух?

Вывод: Чистый воздух не пахнет, но он хорошо присваивает чужие запахи.

Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.)

3 группа «Воздух легче   воды»

1. Надуваем шарик среднего размера,  зафиксируем, чтоб воздух остался в шарике.

2. Попытайтесь погрузить шарик в воду.

3. Наблюдайте, тонет ли шарик с воздухом в воде?

 Вывод: воздух легче воды.

Выводы: Воздух не имеет цвета, бесцветный, не имеет запаха и легче воды.


Атмосферный воздух – это смесь газов. А из каких газов состоит воздух.

На ваших столах лежит круговая диаграмма.

Слушайте внимательно, будете самостоятельно отмечать на круговой диаграмме состав воздуха (работа в паре)


Сообщение учащегося

Простое и привычное понятие «воздух» на самом деле не так просто – состав воздуха сложен, а все компоненты взаимосвязаны друг с другом. Если «взглянуть» на воздух с научной точки зрения, то это сложная смесь различных газов, подобранных в определенной пропорции.

  Какого газа в воздухе больше всего? Он выделяется  в атмосферу из земной коры под влиянием микроорганизмов, он безжизненный и его 78% в воздухе. Правильно, АЗОТ.

Следующий газ, без которого невозможна жизнь на Земле, его выделяют в основном зеленые растения. Он составляет 21%. КИСЛОРОД.

Все живые организмы его выделяют при дыхании – это УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ, его в воздухе 0,03%.

Кроме газов в воздухе есть водяные пары, попутные газы, которые мы и чувствуем, когда вдыхаем воздух, примеси: сажа, пыль, пыльца растений.

Самопроверка Давайте проверим, правильно ли вы отметили. Слайд (диаграмма «Состав воздуха»).

3. Задание Наша научная экспедиция продолжает свое путешествие. И у нас впереди новое исследование «Строение атмосферы Земли». Слайд


Здесь мы с вами выясним, из каких слоев состоит атмосфера, на какой высоте.

Каждая группа работает с дополнительным материалом и отвечает на вопросы

1 - изучить тропосферу

2- изучить стратосферу

3- изучить мезосферу


И свои результаты вы должны занести в научный дневник, т.е. в рабочую тетрадь на стр 33 Задание 3.

Каждая группа зачитывает выполненное задание, остальные группы проверяют.

Физкультминутка

А теперь пора и отдохнуть.

Вновь у нас физкультминутка.

Наклонились, ну – ка, ну – ка!

Распрямились, потянулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

4. Задание Следующим пунктом нашего исследования будет «Строение атмосферы»

Проблемный вопрос? Но прежде чем мы начнем, я хотела бы вам рассказать сказку о глупом Тролле, который решил построить дом поближе к солнцу, чтобы не замерзнуть. Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.

«Вот теперь, пожалуй, хватит!»- сказал Тролль. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну. И Тролль полез на гору. Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замерз.

Почему замерз Тролль? На этот вопрос, мы должны дать ответ в конце нашего исследования.

Слайд Толщина воздушной оболочки Земли более 2000 км. Атмосфера состоит из нескольких слоев и постепенно переходит в космическое пространство.


Если вы внимательно прочитали дополнительный текст.

Скажите, пожалуйста, что происходит с температурой на высоте.

В нижнем слое атмосферы с высотой температура понижается на 6 градусов на каждый километр.

А теперь предлагаю вам решить задачу, представленную на Слайде.


?Так почему же замерз тролль, который построил дом на вершине горы?


5. Задание Вот и наше последнее исследование «Значение атмосферы»

Работа экспедиции это не просто исследовательская работа, но и творческая, поэтому провести наше исследование, я предлагаю с помощью стихотворения, которое распечатано, и лежит на ваших столах.

Пожалуйста, прочитайте это стихотворение, и посовещавшись в группе, найдите и подчеркните в тексте те слова и предложения, которые, как вам кажется, характеризуют значение атмосферы.


Слайд Значение атмосферы

Но значительна роль атмосферы
Для Земли и для жизни людей,
Ведь такая воздушная сфера
Защищает от многих вещей:
От мороза ли темною ночью,
От перегрева в солнечный день,
От паденья на Землю кучи
Самых разных космических тел.
Много вредных космических лучиков
Атмосфера не пустит без ключика.
Для непрошеных злобных лучей
Не должно быть открытых дверей.
Наш воздушный большой океан,
Омывающий множество стран,
Наш защитник, обидчик, помощник,
Без которого жить невозможно.
Выполняя защитную функцию,
Атмосфера нам воздух дает.
Значит, вывод верный:
Человек без неё не живет!

Взаимопроверка

Ученики подчеркивают слова, а затем одна из групп зачитывает их вслух, остальные группы сверяются.


III. Закрепление изученного материала (5 мин).

Наше путешествие с вами заканчивается.

Давайте подведем итоги, в начале урока мы прочитали эпиграф урока « Мы живём на дне воздушного океана» что это значит?


Что значат эти цифры?»

2000 км. -

78% -

6 градусов –

21% -

1% -

18 км. –

Ответ

«Что значат эти цифры?»

2000 км. – толщина атмосферы

78% - содержание азота в атмосфере

6 градусов – понижение температуры в тропосфере на каждый километр.

21% - содержание кислорода в атмосфере

1% - содержание углекислого газа, водорода, озона, гелия и других газов, а так же примесей: водяного пара, пыли.

18 км –толщина на экваторе тропосферы



Рефлексия. (5 мин)

Подводим итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали нового? Все ли цели урока достигнуты?  

- Выставление оценок за урок. У каждого из вас на столе лежат облака белого и синего цвета. Каждому предлагается выбрать соответствующее облако.


Слайд Если вам было интересно, вы работали и разобрались с материалом, то возьмите белое облако, а если вам было скучно, безразлично и вы на уроке отдыхали, то цвет облака будет тёмным. Эти облака я попрошу вас взять в руки и всем показать.

По цвету образованных облаков можно сделать вывод о состоянии атмосферы в 5 классе к концу урока.


Слайд - Домашнее задание.(3 минуты)

Параграф 12 , читать, рабочая тетрадь на стр. 34 задание № 4

Слайд Стало быть, так и выходит:

Всё, что мы делаем, - нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно!