1
Конспект урока по теме: « Правописание О-Е поле шипящих и Ц в окончаниях существительных» 5 класс
Тема урока: Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний и формирования умений.
Цели:
- обучающая: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; формировать умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки, правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных;
- развивающая: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; развивать умение учащихся самостоятельно получать знания; развивать мыслительные процессы: сопоставление, анализ, классификация, внимание, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
- воспитательная: создать условия для воспитания у учащихся культуры общения; создать условия для воспитания у учащихся культуры умственного труда.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная, групповая.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания (________________)
Развиваем внимание
Проверяем умение работать со словом.
Соотнесите буквы и цифры в двух таблицах (таблицы написаны на доске) Читать надо без помощи рук, отслеживая последовательность глазами.
- Какое слово вы прочитали?
- Что оно означает?
- Составьте и запишите с этим словом предложение, в котором это слово будет поясняться.
Ответ: морфология
Словообразовательный диктант
Превратите неодушевленные имена существительные в одушевленные и назовите их
Сила (силач), труба (трубач), цирк (циркач), гора (горец), кавказ (кавказец), защита (защитник), помощь (помощник), работа (рабочий), баловство (баловник), груз (грузчик).
III. Работа над новым материалом
Работа с учебником.
Самостоятельные наблюдения - §99, стр. 76. Формулировка вывода.
Упр. 556 – комментированное письмо (на доске и в тетрадях)
Упр. 557 – выполнение заданий (самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой)
Повторение темы «Диалог»
Упр. 558 (работа в парах) – чтение (сначала про себя, потом по ролям); запись диалога; выполнение морфологического и пунктуационного разбора на доске и в тетрадях.
Лингвистическая игра «Четвертое лишнее»
Определите лишнее слово на слух:
1. Камыш, мышь, карандаш, малыш (мышь – жен.р.)
2. доктор, профессор, договор, мастер (договор – договОры, в остальных случаях окончание в Род. п. – а)
IV. Подведение итогов
- От чего зависит выбор гласных О-Е после шипящих в окончаниях существительных?
V. Домашнее задание
§99, стр. 77, упр. 559