Урок математики по теме: "Производная"
Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Производная»: формулы и правила дифференцирования, геометрический и физический смысл производной,
Задачи
- выполнить задания на нахождение производной функции с применением формул и правил дифференцирования;
- понимать геометрический смысл производной;
- уметь находить уравнение касательной к графику.
По типу: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: Интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал (разноуровневые карточки с практическими заданиями), оценочный лист, карточки с основными формулами.
Ход урока
1 ЭТАП. Организационный момент
Класс разбивается на три группы (причем ребята сами оценивают свои знания и выбирают группу).
Консультант каждой группы получает оценочный лист и карточку с таблицей, в которую он будет выставлять баллы после каждого задания всем членам команды.
2 ЭТАП.
Актуализация знаний:
Устно Выполнить задание на повторение, но задание зашифровано, и чтобы его выполнить, необходимо предварительно ответить на ряд теоретических вопросов по теме: «Производная».
Задание: Назовите фамилию учёного – одного из основоположников дифференциального исчисления.
Учитель: Я вам немного помогу: если вы правильно ответите, я назову вам буквы, из которых состоит фамилия, по одной за каждый ответ, а вы из них попробуете её составить.
Вопросы:
1)Что называется производной?
Производной функции называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю:
и обозначается f /(х)
Повторим правила дифференцирования.
2)Чему равна производная суммы и разности?
3) Чему равна производная произведения?
4) Чему равна производная дроби?
5)В чём состоит геометрический смысл производной?
(Геометрический смысл производной состоит в том, что значение производной функции в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в точке. f /(х) = tgα
6) В чём состоит физический смысл производной?
Физический смысл производной состоит в том, что если точка движется вдоль оси х и ее координата изменяется по закону x(t), то мгновенная скорость точки:
7) Назвать уравнение касательной
(после получения правильных ответов учитель открывает квадраты с буквами, из которых учащиеся составляют фамилию).
Л Е Й Б Н И Ц
2) Кодированное задание.
На слайде вы видите женщин - математиков. Каждой присвоен соответствующий код. Для того, чтобы назвать имя первой русской женщины - математика, члена-корреспондента Санкт-Петербургской Академии наук, профессора Стокгольмского университета, литератора и публициста нужно выполнить задание. Истинному поставьте в соответствие 1, ложному – 0
f(x) | f '(x) | |
x3-3x2+2x-7 | 3x2-6x+2 | 1 |
1(5 – 7х)4 | 4(5-7x)3 | 0 |
02cos x | -2 sin x | 1 |
4x15 + e 3x | 20x4 +3e3x | 1 |
Слайд о Софье Ковалевской
3) Дешифратор. На карточках в таблице даны функции и номер буквы алфавита, а в другой таблице значения производной. Расставить номера букв в таблицу производных, затем по алфавиту определить букву, и вы получите фамилию прадеда и деда Софьи Ковалевской по материнской линии.
f '(x) | 10х | cos 3x | 8 | - 6sin 3x | 21x2 | 6e2x |
буква | ш | у | б | е | р | т |
f '(x) | 10х | cos 3x | 8 | - 6sin 3x | 21x2 | 6e2x |
буква | 26 | 21 | 2 | 6 | 18 | 20 |
f (x) | 7х3 | 2 cos 3x | 5х2 | 3е2х | | 8х |
Номер буквы | 18 | 6 | 26 | 20 | 21 | 2 |
4) Тест (с последующей проверкой)
5) Практическая работа
Базовый –зеленые карточки и повышенный уровень – красные.
Карточка №1
Найдите производную функции:
у = (х – 5)(2х – 5) (4х - 15)
7/ (х+2)2
Карточка №2
Найдите производную функции:
(60х2 – 10х +8)
(-2х2 - 6х -8 )/(3+2х)2
Задания, с которыми не справились группы, решаются совместно, обосновываются выводы.
Консультант оценивает работу каждого по следующим критериям:
решил сам без ошибок и помог товарищу – 5 баллов
решил сам, но консультировался у товарища – 4 балла
решал с помощью карточки с формулами– 3 балла
Презентация студентов
5 ЭТАП. Итог урока
1. Самооценка труда учащихся.
Выполнил ли программу урока полностью;
Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения;
В каких знаниях уверен.
2. Оценка труда товарищей:
Кто, по-вашему мнению, внес наибольший вклад;
Кому, над чем следовало бы еще поработать.
Оценка работы класса учителем.
6 ЭТАП. Домашнее задание: составить проверочную карточку из трех заданий по данной теме (разноуровневую)