СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Птицы - символы добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, к птицам, к окружающему миру.

Развивать у детей добрые отношения к птицам.......................................................................................

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Птицы - символы добра"»

Тема «Птицы символы добра»



Познавательная цель урока: ознакомить учащихся с темой урока и разъяснить им цели и задачи урока.

Воспитательная цель урока: воспитывать у них бережное отношение к природе, к птицам, к окружающему миру.

Развивающая цель урока: развивать в учащихся добрые отношения к птицам.

Оборудование, оформление урока: рисунки учащихся, карточки, плакаты с высказываниями: «Природа творит по своим законам красоту…» Е.Носов. «Птицы – наши пернатые друзья» (Пословица)



Ход урока:



  1. Организационный момент



Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые радуют нас пением, красотой и добротой.



  1. Проверка домашнего задания



Учитель. Сначала проверим домашнее задание. Послушаем ваши мини-сочинения о птицах.

Ученица читает отрывок из мини-сочинения.



Птицы – наши пернатые друзья



Птицы – наши маленькие пернатые друзья. Самое прекрасное время года – весна. В разные края нашей Родины приносят весну различные прекрасные птицы. Под Москвой, Санкт-Петербургом, на Украине весну извещает белоносый грач, на Севере – серая ворона, в Дагестане – жаворонки, а в Сибирь прямым путем летит чайка. Эти птицы прилетают в строгом порядке во времени. Весной первыми к нам прилетают те птицы, которые осенью улетели от нас последними.

Птицы являются нашими маленькими пернатыми друзьями, так как они являются санитарами: собирают на земле зерна, крошки еды, семена диких растений. Они к тому же очищают нашу землю от вредных насекомых.



  1. Изучение новой темы



Учитель. Да, ребята, расцвет природы приходит весной, и пение птиц нас радует всегда. Они по утрам будят нас, и мы улыбаемся, услышав птичью песню, у нас поднимается настроение, и день нам кажется таким чудным.

Однако не все люди радуются гнездованию птиц рядом со своим жильём. Об этом мы узнаем из эссе А. Курбановой.



  1. Чтение эссе «Ласточки»



Ласточки



Совесть – это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.



Поль Анри Гольбах.



Ласточки долго выбирали себе место для гнездовья. Под одним навесом попробовали – опасно: коты могут добраться до гнёзд. Под другим попробовали – рискованно: дети стреляют из рогаток по гнёздам. Под третьим попробовали – вроде бы безопасно.

Стали ласточки строить гнездо. Закипела работа. Птицы носили солому, глину, песок. Вскоре гнездо было готово. Через некоторое время в гнезде появились и яички. Ласточки, увлечённые своими птичьими заботами, не замечали, что пока они строили гнездо, во двор падали соринки, которых несли в клювах.

Хозяин дома до поры до времени терпел присутствие ласточек в своём дворе, подметал сор, вскоре это ему надоело. Он открепил гнездо от бревна и выбросил его вместе с яичками, «чтобы птицы не пачкали всё вокруг». Ласточки пришли в ужас, стали кружиться над разбившимися яичками. Но криками яичкам не поможешь. Пока весна в разгаре, нужно строить новое гнездо, нужно вывести потомство. Ласточки, устав от переживаний, полетели дальше от злополучного места. Выбрали для гнездовья укромное место под крышей ветхого дома, в котором жила немощная старушка, вывели птенцов.

Старушка не могла нарадоваться щебету птиц, их совместному труду. Ещё бы! С утра до вечера на её виду ласточки слетали с гнёзд, чтобы найти корм подрастающим птенцам и прилетали с кормом. Птенцы росли, будто не по дням, а по часам. Настало время, когда ласточки-родители, подставляя свои крылья, стали помогать птенцам, делать первые полёты.

От гнезда до газовой трубы – 20 см. Это короткое расстояние для птенцов представлялось огромной пропастью. Они преодолевали его с невообразимым страхом и неуверенностью. Преодолев под наблюдением родителей «жуткую» даль, птенцы смелели. Через пару дней им, окрепшим птенцам, стало доставлять удовольствие, летать самостоятельно, видеть, как прекрасна земля, чувствовать себя хозяевами неба.



______________

Мой юный друг, не правда ли и нам, людям, стоит учиться у этих маленьких, но выносливых созданий природы – ласточек, преодолевать трудности? Не пора ли нам, людям, взвешивать свои поступки, жить по законам совести: быть человечнее? Не время ли считаться с собственной совестью, которая, как внутренний судья, ставит нас перед необходимостью, совершать такие поступки, которые заслуживают уважения и одобрения окружающих людей?



  1. Анализ ситуаций из жизни



Учитель. Как видите, ребята, не все люди спокойно выносят присутствие птиц рядом со своим жильём.

Ребята, если вы знаете интересные истории из жизни, в которых птицы дарят людям радость, поднимают настроение, расскажите, пожалуйста, о них.

Ученик рассказывает. Я хочу рассказать о том, что прочитал из рассказа А. Баркова.

Птица – радость



…Я шел один. Вдруг над головой, в ветвях сосны, мелькнул желто-зеленый огонек, послышался легкий шорох. Я застыл на месте. В пяти шагах от места, на пень опустилась синица и заплясала на нем. Синица кувыркалась, пряталась, потом снова появлялась и, словно балерина, взмахивала крыльями.

Ученица рассказывает. Я хочу рассказать отрывок из рассказа В. Носкова.



Когда я возвращался из леса домой, вдруг замечаю над ручейком, на ольховой ветке, серенький комочек. Это был рябчик. Он нахохлился и слушал музыку ручья. Вдруг птица подняла головку вверх и мелодично вывела свою немудреную трель. И замер я. Мне не захотелось нарушить лесной концерт, быть может, последний перед зимней порой.

Учитель. Что вы, ребята, на это скажете, есть люди, которых очаровывают птицы?

Учащиеся отвечают. Да. Мастера слова не могут не любить живую природу. И литературой, которую они создают, пленяют читателей. Музыка ручья, звучащая хрустально чистыми струйками воды, и трель рябчика дарят людям радость, поднимают настроение, как это произошло с прохожим.

Ученик рассказывает. Я хочу рассказать о другом случае из жизни. О том, что я видел своими глазами и услышал своими ушами.

Это было в прошлом году. Я был в саду. У меня не было настроения: в тот день я обиделся на своего старшего брата. В саду было так красиво: с одной стороны высокие фруктовые деревья, с другой – красивые цветы, притягивающие моё внимание своим ароматом.

Затем я обратил внимание на пение птиц, которые были на дереве. Я никогда не слышал такое пение птиц: это просто словами не передать! Я забыл про свою обиду, которую недавно я испытавал. Сижу на скамейке и думаю: «Какие прекрасные создания природы – эти птицы! Они, как будто обладают сверхъестественной силой. Они действительно являются символами добра, способными утешить тех, кому грустно.



  1. Проведение игры «Какая эта птица»



Учитель. Теперь мы с вами проведем игру: «Какая эта птица?»



(Нужно определить, какую радость названная птица приносит людям. К доске выходят пять учащихся).



Учитель. Ребята, берите по одному конверту. Внутри него находятся карточки, где изображены птицы. Определите, какую птицу вы держите в руках, и какую радость она приносит людям

Первый ученик. Я думаю, здесь находится ласточка.

Учитель. Угадал. Теперь расскажи об этой птице, раскрой ее хорошие качества. Остальные учащиеся можете дополнить его ответ.

(Первый ученик рассказывает, какую радость названная птица приносит людям)

Второй ученик. Мне кажется, что в этом конверте – изображение голубя. (Он подробно рассказывает о спокойной миролюбивой птице).

Учащиеся дополняют ответ.

(Третья ученица берет карточку, на которой изображен воробей. Она рассказывает об этой маленькой птичке. Остальные дополняют ответ).

(Выходит четвертая ученица и берет карточку, на которой изображен орел. Она рассказывает об орле, а стальные учащиеся дополняют ответ).

(Пятый ученик берет карточку, на которой изображен дятел, и рассказывает о том, какую пользу приносит он людям).



Учащиеся дополняют ответ.

Учитель. Теперь послушаем песню о весне.



(В это же время на интерактивной доске идет слайдовая презентация рисунков с изображением живой природы).

Песня о весне



Слова: Шевченко А.

Музыка: Шевченко А.

Исполнитель: Алсу

Старая-старая сказка,

Ночь так длинна, в небе луна,

Самая главная тайна

Есть у меня одна.

Синее-синее море,

А над волной свет не земной,

Может, узнаю я скоро,

Что это вдруг со мной.



Улетели белые метели,

Почему же мне ночью не до сна,

Мы с тобой знакомы две недели,

Что же ты со мной делаешь, весна,

Что же ты.



Чистое-чистое небо,

Солнце в руках, льётся река,

Всё расскажу я тебе, но

Вот только не знаю как.



Тихая песня случайно

Будет слышна возле окна,

Самая главная тайна

Есть у меня одна.



Улетели белые метели,

Почему же мне ночью не до сна,

Мы с тобой знакомы две недели,

Что же ты со мной делаешь, весна.



Улетели белые метели,

Почему же мне ночью не до сна,

Мы с тобой знакомы две недели,

Что же ты со мной делаешь, весна.



Улетели белые метели,

Почему же мне ночью не до сна,

Мы с тобой знакомы две недели,

Что же ты со мной делаешь, весна.

Что же ты...



Учитель. Еще в далекой древности люди обратили внимание на то, что пением птиц благотворно влияет на настроение людей. Знахари были уверены, что пение птиц способно излечить человека от недугов, прогулка по свежему воздуху и слушание пения птиц успокаивает человека и поднимает ему настроение.



  1. Итог урока



Учитель. Наш урок подходит к концу. Что интересного узнали на этом уроке? А что больше всего запомнится вам?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Молодцы, ребята, вы сегодня были активны на уроке.



  1. Домашнее задание. Нарисовать любимую птицу. Подготовить сообщение на тему «Космонавтика», рисунки «Мое видение космоса»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!