Тема урока: «Птицы зимой»
Цели урока:
образовательные
*дать представление о зимующих птицах и их значении зимой;
*закрепить знания уч-ся о перелётных птицах и тех, которые прилетают к нам на зиму;
*познакомить с мерами по охране птиц;
развивающие
*развитие памяти, мышления, внимания и смекалки уч-ся;
воспитательные
*воспитывать бережное отношение к птицам;
*воспитание экологической культуры, доброты.
Оборудование: аудиозапись с голосами птиц, конверт с письмом, таблички с названиями птиц, кроссворд, проекционный экран, проектор, слайд-шоу «Птицы нашего края», слайды с видами кормушек, зимнего леса.
Технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.
Тут зверюшки и пичужки
Игры, песни, всё для вас!
Пожелаем всем удачи-
За работу! В добрый час!
2. Тема, цели урока.
- Мы продолжаем знакомиться с окружающим нас миром. Чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо отгадать загадку:
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
( птицы)
- Верно, это птицы. Значит, сегодня мы с вами снова поговорим о птицах. Какие группы птиц вы знаете? ( перелётные, зимующие и те, которые прилетают к нам на зиму)
- А чем они отличаются?
- Сегодня мы поговорим с вами ещё о том, как живётся птицам зимой.
3. Актуализация знаний уч-ся.
Разыгрывание учащимися сценки «Разговор Скворца и Цапли» ( вывешиваются картинки птиц)
Цапля. Здравствуй, скворушка!
Скворец. Что ты такая печальная ,цапля?
Цапля. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни. Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
- Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
( это перелётные птицы, на зиму они улетают от нас)
- Многие птицы улетают от нас на зиму далеко. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в Египте на реке Нил кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.
4. Знакомство с новым материалом.
Стук в дверь. Входит ученик и приносит письмо.
( учитель вывешивает письмо на доску)
СОС! СОС! Спасите от смерти! На помощь!
- Как вы думаете, кто его послал? (птицы)
- Но чтобы им помочь, надо знать, какие птицы у нас зимуют, чем они кормятся. Как мы сможем им помочь?
- Давайте мысленно перенесёмся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце. В лесу слышны голоса птиц. Слайд 1- зимний лес.
( звучит аудиозапись голосов птиц)
На фоне этой записи учитель читает стихотворение
Улетели птичьи стаи, лес в сугробах до ветвей
Вот тогда мы и дождались наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет, серебром унизан весь.
Не покинув эту землю, много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках от зари и до зари
Разговор ведут чечётки, громко вторят снегири.
Пёстрый дятел крикнет громко, разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках отзовётся бойкий чиж.
Я б могла ещё так много про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов вывел клёст своих птенцов.
Как с утра и до заката на репьях гостят щеглы
И торопятся куда-то ярко-красные щуры.
Как, рассвет встречая новый, будит лес своих гостей,
Не опишешь даже словом красоту земли моей.
- Названия каких зимующих птиц вы услышали в стихотворении?
( вывешиваются карточки с названиями этих птиц)
- Но кроме этих птиц, у нас остаются зимовать и хорошо вам известные птицы. Назовите их. ( вороны, сороки ,воробьи, галки, голуби) - слайд 2.
5. Закрепление новых знаний.
- Есть птицы, которые зимой прилетают к нам – это кочующие птицы ( работа с таблицей). Назовите кочующих птиц. ( снегири, свиристели) А как вы думаете, почему они так называются? - слайд 3.
( рассуждения детей о происхождении названия этих птиц)
Работа по учебнику с. 51- классификация птиц
Физкультминутка.
- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. А есть зимой и удивительные птицы. Послушайте!(на доске картинки дятла и клеста)
Учащиеся инсценируют разговор этих птиц.
Дятел. Что ты, клёст, визжишь? Обидели тебя?
Клёст. Да, нет, дятел, это я радуюсь! У меня в гнезде птенчики вывелись такие милые.
Дятел .В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!
Клёст. Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно. Ведь главная наша еда-это семена еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью.
- И всё же птицы зимой нередко голодают. Почему, ребята?
- Особенно трудно им во время метели, сильного мороза, снегопада. Из 10 синиц за зиму выживают две. Но мы можем им помочь. Что нужно для этого делать?
( чтение уч-ся стихотворения)
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
- А чем же можно птиц подкормить? А куда нужно класть им корм? Слайд 4- виды кормушек
( дети рассказывают, как их сделать)
Покормите птиц зимой, чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма. Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна будет им зима.
Приручите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
-А если птицы сыты, они даже зимой будут петь и доставлять вам радость.
Работа по учебнику с. 52 « Кто обедал в птичьей столовой?»
6. Закрепление и повторение изученных знаний.
- Отгадайте загадки про птиц и скажите, какие это птицы: зимующие, кочующие или перелётные.
Я по дереву стучу, червяков добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.
( дятел)
Красногрудый, чернокрылый любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять.
( снегирь)
На шесте-дворец, во дворце-певец.
А зовут его… ( скворец)
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.
( синица) Слайд 5.
Дидактическая игра « Узнай птицу»
С.52 учебника – вместе, потом выходят по –одному, получают рисунок птицы, описывают её классу, а уч-ся должны по описанию узнать птицу.
Кроссворд о птицах
| | | | 1 | з | и | м | а | |
| | | 2 | с | и | н | и | ц | а |
| | | | 3 | м | о | р | о | з |
4 | к | о | р | м | у | ш | к | а | |
| | 5 | в | ь | ю | г | а | | |
| | | | 6 | щ | у | р | | |
7 | с | н | е | г | и | р | ь | | |
| 8 | д | я | т | е | л | | | |
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
Птичка с желтой грудкой.
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?
Что за стол среди берез под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом.
Кручу, верчу,
Знать никого не хочу.
Зимующая птица красного цвета.
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой!
Не дровосек, не плотник,
А первый в бору работник!
7.Итог урока.
- Итак, сегодня мы знакомились с жизнью птиц зимой. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? Как вы можете им помочь?
- Молодцы, все хорошо работали. На уроке технологии сделаем кормушки. А за хорошую работу вы получаете на память птичку.