СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Птицы зимой". Окружающий мир 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ознакомления с окружающим миром по теме "Птицы зимой" по программе "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Птицы зимой". Окружающий мир 1 класс.»


Тема урока: «Птицы зимой»

Цели урока:

образовательные

*дать представление о зимующих птицах и их значении зимой;

*закрепить знания уч-ся о перелётных птицах и тех, которые прилетают к нам на зиму;

*познакомить с мерами по охране птиц;

развивающие

*развитие памяти, мышления, внимания и смекалки уч-ся;

воспитательные

*воспитывать бережное отношение к птицам;

*воспитание экологической культуры, доброты.

Оборудование: аудиозапись с голосами птиц, конверт с письмом, таблички с названиями птиц, кроссворд, проекционный экран, проектор, слайд-шоу «Птицы нашего края», слайды с видами кормушек, зимнего леса.

Технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ


Ход урока.


1. Организационный момент.

- Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

Тут зверюшки и пичужки

Игры, песни, всё для вас!

Пожелаем всем удачи-

За работу! В добрый час!


2. Тема, цели урока.

- Мы продолжаем знакомиться с окружающим нас миром. Чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо отгадать загадку:

Кто в лесу без топоров

Строит избу без углов?

( птицы)

- Верно, это птицы. Значит, сегодня мы с вами снова поговорим о птицах. Какие группы птиц вы знаете? ( перелётные, зимующие и те, которые прилетают к нам на зиму)

- А чем они отличаются?

- Сегодня мы поговорим с вами ещё о том, как живётся птицам зимой.


3. Актуализация знаний уч-ся.

Разыгрывание учащимися сценки «Разговор Скворца и Цапли» ( вывешиваются картинки птиц)

Цапля. Здравствуй, скворушка!

Скворец. Что ты такая печальная ,цапля?

Цапля. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни. Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.


- Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

( это перелётные птицы, на зиму они улетают от нас)

- Многие птицы улетают от нас на зиму далеко. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в Египте на реке Нил кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.


4. Знакомство с новым материалом.

Стук в дверь. Входит ученик и приносит письмо.

( учитель вывешивает письмо на доску)

СОС! СОС! Спасите от смерти! На помощь!

- Как вы думаете, кто его послал? (птицы)

- Но чтобы им помочь, надо знать, какие птицы у нас зимуют, чем они кормятся. Как мы сможем им помочь?

- Давайте мысленно перенесёмся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце. В лесу слышны голоса птиц. Слайд 1- зимний лес.

( звучит аудиозапись голосов птиц)

На фоне этой записи учитель читает стихотворение


Улетели птичьи стаи, лес в сугробах до ветвей

Вот тогда мы и дождались наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет, серебром унизан весь.

Не покинув эту землю, много птиц осталось здесь.

Кто там ловко и упорно лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный перед стайкою синиц.

У опушки в старых ёлках от зари и до зари

Разговор ведут чечётки, громко вторят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко, разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липках отзовётся бойкий чиж.

Я б могла ещё так много про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов вывел клёст своих птенцов.

Как с утра и до заката на репьях гостят щеглы

И торопятся куда-то ярко-красные щуры.

Как, рассвет встречая новый, будит лес своих гостей,

Не опишешь даже словом красоту земли моей.


- Названия каких зимующих птиц вы услышали в стихотворении?

( вывешиваются карточки с названиями этих птиц)

- Но кроме этих птиц, у нас остаются зимовать и хорошо вам известные птицы. Назовите их. ( вороны, сороки ,воробьи, галки, голуби) - слайд 2.


5. Закрепление новых знаний.

- Есть птицы, которые зимой прилетают к нам – это кочующие птицы ( работа с таблицей). Назовите кочующих птиц. ( снегири, свиристели) А как вы думаете, почему они так называются? - слайд 3.

( рассуждения детей о происхождении названия этих птиц)


Работа по учебнику с. 51- классификация птиц

Физкультминутка.


- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. А есть зимой и удивительные птицы. Послушайте!(на доске картинки дятла и клеста)

Учащиеся инсценируют разговор этих птиц.

Дятел. Что ты, клёст, визжишь? Обидели тебя?

Клёст. Да, нет, дятел, это я радуюсь! У меня в гнезде птенчики вывелись такие милые.

Дятел .В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!

Клёст. Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно. Ведь главная наша еда-это семена еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью.


- И всё же птицы зимой нередко голодают. Почему, ребята?

- Особенно трудно им во время метели, сильного мороза, снегопада. Из 10 синиц за зиму выживают две. Но мы можем им помочь. Что нужно для этого делать?

( чтение уч-ся стихотворения)


Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку: в её конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.


- А чем же можно птиц подкормить? А куда нужно класть им корм? Слайд 4- виды кормушек

( дети рассказывают, как их сделать)


Покормите птиц зимой, чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой стайки на крыльцо.

Не богаты их корма. Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна будет им зима.

Приручите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

-А если птицы сыты, они даже зимой будут петь и доставлять вам радость.


Работа по учебнику с. 52 « Кто обедал в птичьей столовой?»


6. Закрепление и повторение изученных знаний.

- Отгадайте загадки про птиц и скажите, какие это птицы: зимующие, кочующие или перелётные.

Я по дереву стучу, червяков добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.

( дятел)

Красногрудый, чернокрылый любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине он появится опять.

( снегирь)

На шесте-дворец, во дворце-певец.

А зовут его… ( скворец)


Спиною зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.

( синица) Слайд 5.

Дидактическая игра « Узнай птицу»

С.52 учебника – вместе, потом выходят по –одному, получают рисунок птицы, описывают её классу, а уч-ся должны по описанию узнать птицу.


Кроссворд о птицах






1

з

и

м

а





2

с

и

н

и

ц

а





3

м

о

р

о

з

4

к

о

р

м

у

ш

к

а




5

в

ь

ю

г

а







6

щ

у

р



7

с

н

е

г

и

р

ь




8

д

я

т

е

л





  1. Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

  1. Птичка с желтой грудкой.

  2. Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз?

  1. Что за стол среди берез под открытым небом?
     Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом.

  2. Кручу, верчу,

Знать никого не хочу.

  1. Зимующая птица красного цвета.

  2. Каждый год я к вам лечу –

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой!

  1. Не дровосек, не плотник,

А первый в бору работник!


7.Итог урока.

- Итак, сегодня мы знакомились с жизнью птиц зимой. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? Как вы можете им помочь?

- Молодцы, все хорошо работали. На уроке технологии сделаем кормушки. А за хорошую работу вы получаете на память птичку.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!