1.Организационный момент Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки 1 мин | Приветственное слово учителя: Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех видеть на сегодняшнем уроке. Дети, вам тепло? Д.- Да! У. – В классе светло? Д. – Да! – Прозвенел уже звонок? Д. – ДА! – Уже закончился урок? Д. – Нет! - Только начался урок? Д. – Да! – Хотите учиться? Д. – Да! – Значит можно всем садиться! Проверка готовности к работе на уроке. Ребята, проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. На сегодняшнем уроке нам нужен учебник, тетрадь, дневник, ручка, атлас, контурная карта, раб. лист | Приветствуют учителя Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. Взаимопроверка готовности к уроку |
2.Актуализация знаний Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. 9 мин | Скажите ребята, что мы с вами изучали на прошлых уроках? (Океаны). Какие океаны мы изучили? Кто сможет выйти и показать их на карте? А, что омывают океаны? (Материки и острова). Какие материки вы знаете? Выйдите, покажите, пожалуйста, на карте. - Благодаря кому люди узнали о существовании океанов и морей, материков и островов? (путешественников). Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по планете Земля. Мы отправляемся в большое путешествие по материкам, а вы будете в роли юных исследователей. А разгадав кроссворд, мы с вами узнаем, какой материк будет первым в нашем путешествии. Слайд №1. 1. Группа близко расположенных островов 2. Участок суши со всех сторон омываемый водой 3. Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей – это… 4. Континент или … 5. Часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу – это … 6. Самый большой океан - … 7. Самая глубокая впадина в Мировом океане - … Слайд 2 -Давайте, определим тему нашего урока. Ребята, а на каком материке мы с вами живем? Подумайте, над целью нашего путешествия? Что нам необходимо узнать? (размеры материка, географическое положение, самые интересные и уникальные объекты материка, природу материка) (слайд 5) В конце урока вам предстоит ответить на главный вопрос: Как размеры материка повлияли на разнообразие природы материка? В помощь в нашем путешествии будет учебник, атласы, а также рабочие листы, для того чтобы закрепить основные моменты нашего путешествия. Ну что ж, приступим! Запишите, пожалуйста, сегодняшнее число и тему урока в тетрадь. | Диалог с учителем. Работа с картой Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации и разгадывают кроссворд |
3. Этап открытия новых знаний Цель: изучение нового материала учащимися, актуализация ранее усвоенных знаний для поиска новой необходимой информации 20 мин Физминутка 1 мин | Ну а сейчас я вам предлагаю познакомиться с размерами и географическим положением материка. Для этого выполните задание №1 в рабочих листах. Вам нужно вставить пропуски в текст. _________________ самый большой материк нашей планеты. Его площадь около ________________. Материк полностью расположен в ______________ полушарии. Евразия - единственный материк, берега которого омывают все ____ океана. На юго-западе материк соединяется с Африкой ______________ _____________. Материк Евразия включает в себя две части света: Европу и Азию. А знаете ли, вы где проходит граница между Европой и Азией? Давайте это узнаем, выполнив задание № 2 в рабочих листах. В поиске информации нам поможет учебник и атлас Кто желает выйти к карте и показать границу между Европой и Азией? Слайд 6 Молодцы юные исследователи. Мы с вами узнали размеры и географическое положение материка. К чему перейдем дальше? Верно, уникальные объекты Евразии. Ну а теперь разделимся на группы. Первая группа будет исследовать Европу и приготовит отчет о рекордсменах европейской части Евразии. Вторая группа будет исследовать Азию и приготовит нам исследовательский отчет о рекордсменах азиатской части материка Все найденные объекты, вы должны будете нанести на карту. Пожалуйста, приклейте на карту географические объекты, которые вы нашли. РЕКОРДЫ ЕВРОПЫ | РЕКОРДЫ АЗИИ | Самая большая равнина - Русская | Самая крупная равнина – Западносибирская, Среднесибирское плоскогорье | Самые высокие горы – Альпы (г. Монблан 4807 м) | Высочайшие горы – Гималаи, г. Эверест (Джомолунгма 8848 м) | Самые крупные реки – Волга, Дунай, Рейн | Самые крупные реки – Инд, Ганг, Амур, Янцзы, Хуанхэ, Обь, Енисей, Лена | Самые крупные озера – Ладожское, Онежское | Самое большое озеро - Каспийское море, самое глубокое озеро - Байкал | | Самое холодное место северного полушария - пос. Оймякон (Якутия, Россия) | | Самое влажное место на Земле - город Черапунджи (Индия) | | Давайте немножко отдохнём. Гимнастика для глаз Север-юг, запад-восток. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Рисование носом. Нарисуем контур материка Евразия Рассмотрим разнообразие природы материка. Материк имеет протяженное положение как с севера на юг, так и с запада на восток и этим обусловлены различия климатических условий и разнообразия природных зон. В самых северных частях материка это арктические пустыни, тундры, которые потом сменяются зоной лесов (тайга), южнее лесной зоны простираются степи и пустыни и на самом юге материка есть зона переменно влажных и влажных экваториальных лесов. Давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока: Почему природа материка так разнообразна? | Выполняют задание в парах, получая информацию в учебнике и на физической карте Евразии Выполняют задание в рабочих листах Показывают на физической карте Евразии границу, называя географические объекты Выполняют задание в рабочих листах, получая информацию в учебнике Работают в парах, наносят на контурную карту географические объекты Повторяют действия учителя Физически и эмоционально расслабляются Слушают учителя Высказывают свои предположения |
4.Первичное закрепление Цель: проговаривание нового знания 2 мин | Давайте вспомним самое, самое на материке Евразия. 1. Материк Евразия самый большой. Его площадь - 54 млн. км² 2. Самое большое озеро - Каспийское - 396 тыс. км ² 3. Самое глубокое озеро - Байкал - 1642 м. 4. Самые высокие горы - Гималаи - Эверест - 8848 м. 5. Самое холодное место в Северном полушарии - п. Оймякон - 71 ◦С 6. Самое влажное место на Земле - Индия - г. Черапунджи - 12 тыс. мм Слайд 6 | Отвечают на вопросы со слайда. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
5. Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации Цель: практическое закрепление изученного материала 3 мин | А сейчас я предлагаю вам проверить себя и узнать, как вы усвоили новый материал. В рабочем листе выполните задание №3. Слайд 7 Задание: Выберите верные утверждения. 1. Евразия включает в себя две части света. (+) 2. Материк омывается водами всех океанов Земли (+) 3. Евразия связана сухопутным перешейком с Северной Америкой. (-) 4. Евразия - самый жаркий материк. (-) 5. Здесь находятся самые высокие в мире горы (+) 6. На материке расположено самое крупное по площади государство мира. (+) Прочитайте, пожалуйста, верные утверждения | Отвечают на вопросы и отмечают в рабочих листах |
Этап подведения итогов и рефлексии Цель: подвести итог проделанной работе на уроке. 3 мин | Подсчитайте, пожалуйста, сумму баллов в рабочих листах и с помощью шкалы баллов поставьте себе оценку. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто получил «5», «4». Молодцы! Тем, кто получил «3» не стоит огорчаться, у вас есть возможность дома закрепить знания и получить на следующем уроке балл повыше. На этом наше путешествие по материку Евразии завершилось. Слайд 13 | Самооценка обучающихся |