Тема: Разделы науки о языке
Задачи урока: повторить имеющиеся знания о разделах науки о языке, сформировать целостное представление о языке как многоуровневой системе взаимосвязанных между собой разделов, познакомить учащихся с понятием кластера, научить составлять простейший кластер; развивать правильную речь; развивать логическое мышление, внимание; воспитывать интерес к предмету через групповую форму работы, воспитывать позицию уверенности в общем и личном деле каждого учащегося, формировать чувство любви к русскому языку.
Ход урока
І. Организационный момент (записываем в тетрадях дату, классная работа)
ІІ. Актуализация знаний. Слайд 1
Слово учителя
Как Вы думает, почему на экране торт с названиями разделов науки о языке? О чем сегодня на уроке мы будем говорить? (о разделах, изученных в 5 классе)
ІІІ. Мотивация учащихся. Постановка учебной задачиДа, сегодня мы вспомним разделы науки о языке, которые делают наш язык многоуровневой системой (запись темы урока)
Давайте вместе вспомним разделы. Я называю, что изучает раздел, а вы записываете название раздела.
Работа в парах (с последующей взаимопроверкой). При затруднении используется материал учебника п.123, стр. 139 упр. 705
Запись в тетради (записываются только названия разделов)
Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки.
Лексика - раздел науки о языке, который изучает значение слов, словарный состав языка.
Морфемика – раздел науки о языке, который изучает состав и строение слова.
Морфология – раздел науки о языке, который изучает слова как части речи.
Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает строение и значение словосочетаний и предложений.
Учитель
Кроме этого, сегодня мы познакомимся с новым понятием кластер и попробуем в конце урока вместе его составить и понять, насколько все-таки важно понимать связь разделов в общей системе языка.
ІV. Практическая часть ( работа в группах на основе интерактивной формы работы «синтеза идей»)
Подача основной информации учителем, раздача заданий
Учитель
Язык – многоуровневая система. Единицы языка неоднородны по своему строению. Есть единицы относительно простые. Самая простая единица языка – фонема. Минимальная значимая единица – морфема ( корень, суффикс, приставка, окончание ). Относительно самостоятельная единица – слово. Далее следует словосочетание. И наиболее сложная и самостоятельная единица языка – предложение. Уровни языка обладают своими качественно отличными единицами, имеющими различные строение, назначение и место в системе языка: фонетический уровень, лексический, уровень морфологии и синтаксиса…и т. д. Строение каждого уровня, отношения единиц между собой являются предметом изучения разделов языкознания.
Задание
Выбрать в своей группе командира. Он определяет, кто делает разбор (кому какой достался – фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический)
Весь материал доставшейся карточки обсуждаете коллективно. Должны решить, в каком из пунктов допущена ошибка.
Группа должна определить, к какому из изученных разделов вы бы отнесли доставшийся вам материал.
Практическая часть («СИНТЕЗ ИДЕЙ»).
Первая группа выполняет задание 1 группы, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает лист с заданием для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный лист возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои ответы с учетом дополнений одноклассников.
1 ГРУППА Слайд 2
1.Выполнить фонетический разбор слова ПОЕЛ
2. Всегда твердые звуки: [Ж], [Ш], [Ц]
3. Во всех словах звуков больше, чем букв (БРАТЬЯ, ПОЕЛ, КОНЬКИ, ЕСТЬ)
4. В слове КОСЬБА произошел фонетический процесс озвончения, а в слове МОРОЗ – процесс оглушения.
5. В словах МАЛИНА и МАШИНА гласные звуки неодинаковы.
2 ГРУППА Слайд 3
1.Выполнить морфемный разбор слова САДИТСЯ.
2.САД, САДОВЫЙ, В САДУ, САДОМ, У САДА - это формы слова (меняется только грамматическое значение)
3.Окончание – изменяемая часть слова.
4.Водитель, любитель, мечтатель, писатель, учитель – во всех этих словах суффикс -ТЕЛЬ-
5. Сбегать, сдуть, сдвинуть, спеть, сбрить – во всех этих словах приставка –С.
3 ГРУППА Слайд 4
1. Выполнить морфологический анализ слова (БЕЗ) РАЗУМА в предложении ДОБРОТА БЕЗ РАЗУМА ПУСТА.
2.Все части речи делятся на две большие группы: самостоятельные (знаменательные) и служебные.
3.СКВОЗЬ, СКВОЗНОЙ , ИЗ-ЗА, ПО-НАД, МЕЖДУ, ОКОЛО, ЧЕРЕЗ – это предлоги.
4.К служебным частям речи нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложения.
5.Самостоятельные части речи обозначают предметы, их признаки и действия.
4 ГРУППА Слайд 5
1.Выполнить синтаксический разбор предложения ЛЕТИТ ПО НЕБУ ВОЗДУШНЫЙ ШАР.
2. Грамматическая связь в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога.
3. По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
4. Осложняют простое предложение обращения и однородные члены, которые членами предложения не являются.
5.Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Дополнения, определения, обстоятельства – второстепенные члены.
Дополнительный материал для составления кластера (игры «Чика-бум», «Угадай-ка»)
Какие еще разделы науки о языке вы знаете?
1.На каком языковом явлении построена игра «Чика-бум»? В какой раздел науки о языке вы бы её отнесли? (игра построена на таком явлении, как антонимы, игру мы исполняли громко и тихо, быстро и медленно ) (лексика)
2. Хлопнуть в ладоши, если ударение в слове поставлено неправильно
БаловАть, бАнты, деньгАми, договОр, жалюзИ, звонИт, Иконопись, квартАл, красИвее, кровоточИть, кУхонный, мастерскИ, начАть, облегчИть, Обнял, принятА, пулОвер, свЁкла, слИвовый, тОрты, тУфля, чЕрпать, шАрфы, щавЕль
3.«Четвёртый лишний» Слайд 7
Бл…стательный, в…сеть, соед…нить, уд…вить( лишний – «блистательный»)
Ра…двинуть, ра…чертить, ра…цепить, ра…шевелить ( лишний – «раздвиинуть»)
Ш…пот, ш…рстка, ш…л, ш…рох ( лишний – «шорох»)
Ц…линдр, ц…плята, сестриц…н, границ…( лишний – «цилиндр»)
Легко дышит…ся, надо постарат…ся, бабушке нездоровит…ся, хочет…ся сладкого
(лишний – «надо постараться») (орфография)
VІ. Рефлексия ( подведение итогов урока ) А теперь я предлагаю вспомнить, с чего мы начали урок? Как теперь можно посмотреть на торт?
Все уровни (разделы языка) взаимосвязаны, как в торте, и нельзя сказать, какой их них самый важный, самый «вкусный». Уровни проникают друг в друга и взаимодействуют (например, морфология на синтаксическом уровне в синтаксическом разборе предложения). Язык - это многоуровневая система взаимосвязанных между собой разделов, взаимодействующих между собой.
А какие личностные умения по данной теме вы можете развить на этом уроке? (Грамотность, наблюдательность, умение анализировать, оценивать себя)
VІІ. Информация о домашнем задании, выставление оценок. Повторить материал п.123, выполнить упр. 705, для более сильных – составить свой кластер по теме.