СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксис как раздел науки о языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка "Синтаксис как раздел науки о языке"

Просмотр содержимого документа
«Синтаксис как раздел науки о языке»



Разработка урока по русскому языку. 6 класс


Тема: Синтаксис как раздел науки о языке

Цель: систематизация сведений, полученных ранее, повторение изученного

Задачи: 1. овладение приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения.

2. формирование школьника как личности, развитие самостоятельности мышления, творческих способностей.

Сверхзадача: научить ребёнка быть способным самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных проблем.

Тип урока: повторение изученного ранее.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Методы: лингвистический эксперимент, решение проблемных задач, конструирование текста.


Ход урока.

  1. Начинает урок ученица, читает наизусть отрывок из романа «Евгений Онегин»

А.С. Пушкина:


Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.


Учитель задаёт вопросы по содержанию стихотворения, для того чтобы объявить тему урока.

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Слова какой части речи помогли вам это понять?

Объявляется тема урока, дети записывают в тетради.

- Почему именно существительные помогают понять суть происходящего?

- Дать определение имени существительному.

На интерактивной доске появляется отрывок из романа, прочитанный ученицей.


Зад. Назвать все орфограммы и пунктограммы в стихотворении. Учащиеся называют существительные, при этом учатся анализировать, выделять главное и вторичное.


  1. Далее класс делится на 2 варианта .


1 вариант – выделить 3 словосочетания и разобрать.

2 вариант – синтаксический разбор последнего предложения.


Происходит проверка задания учителем и оценивания..

Работаем с текстом стихотворения.


Зад. Составить простые осложненные предложения, дать характеристику.

Учащиеся вспоминают и рассказывают правила, объявляют орфограммы.


Зад. По данному началу придумать предложения.


Отшумела листва на деревьях

1 группа – ССП

2 группа – СПП

3 группа – БСП


  1. У доски 3 человека пишут орфографическую диктовку

Солнечный день, белоствольные берёзы, чудесно жить, огород в деревне, косматые облака, шумят листьями, шелестела листвой.


  1. Ученики уже готовы сами конструировать текст, поэтому предлагается составить 5-7 предложений по картине и определить синтаксическую роль существительных.

На доске появляется картина «Первый снег» И.Попова.

В данном случае проверяется развитие монологической речи учащихся, а также знание членов предложения.


5. Делается вывод:

назвать фрагмент урока:

самый интересный?

самый сложный?


6. Итоги урока, дом.задание.


7. Рефлексия в конце урока.


Дети вспоминают весь урок, выделяют главное и вторичное, анализируют.

Предлагается заполнить карточку выхода:

  1. назвать наиболее важную идею, упомянутую сегодня;

  2. для чего нужно изучать данную тему?

  3. какую работу выполняли на уроке?

Во время заполнения карточки звучит мелодия Чайковского «Октябрь».