Урок на тему «Разнообразие растений»
. Приемы: «кластеры», «верите ли вы?»,
Формы работы: парная, групповая.
Задачи:
Образовательные: дать детям представление о многообразии растений на Земле, их роли в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.
Воспитательные: прививать бережное отношение к природе, формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство здорового образа жизни
Оборудование урока: таблица растения, частей растения,
Ход урока.
I Организационный момент. Создание психологической комфортности. Ученики встают в круг желают друг другу успехов на уроке. Деление на группы. Слайд
II Актуализация имеющихся знаний учащихся.
-Отгадайте загадку:
Дышит, растет,
А ходить не может (растение) Слайд
- Вспомните, что вы знаете о растениях.
(живой организм, без него невозможна жизнь и т.д.)
-Докажите, что растение живой организм. Слайд
(дышит, растет, питается, умирает, размножается).
-Что общего между этими растениями? (все относятся к царству растений) Слайд
-Назовите, из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами) Слайд
III Подготовка к новой теме.
1.Приём «Верите ли вы?...»
№ п/п | Верите ли вы? | До чтения | После чтения |
1 | …что водоросли могут окрасить воду? | | |
2 | …что водоросли не имеют корней и стеблей? | | |
3 | …что у мха есть только стебель и листья? | | |
4 | …что мох может ожить после того, как его засушили? | | |
5 | …что папоротники когда-то были деревьями? | | |
6 | … что папоротники не имеют цветов? | | |
7 | …что хвойные растения размножаются семенами? | | |
8 | …что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет? | | |
9 | …что на Земле больше всего цветковых растений? | | |
10 | …что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде? | | |
-Напоминаю: если вы верите, ставите знак «+», если нет «-» в графе до чтения.
IV Новая тема.
Слово учителя. Слайд.
![](https://fhd.multiurok.ru/f/2/d/f2da6952c1eca3162a3393c9f89d2280628b9263/razrabotka-uroka-raznoobraziie-rastienii-3-klass_1.png)
а). Стадия осмысления.
Работа в группах. У каждого ученика есть текст и вопросы к содержанию текста. Дети находят вопросы и готовят ответ на них, прочитав статью.
1-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Где встречаются водоросли?
-Какого они размера?
-Какой вид они имеют? Познакомившись, взять гербарий со стола.
Водоросли
Водоросли – это жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Некоторые имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи похожи на длинные бурые ленты (например, морские капусты).
Водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Живут они в основном в воде. Водоросли могут окрасить воду. Например, Красное море называется так потому, что водоросли, растущее здесь, большинство красного цвета.
2-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Где растут мхи?
-Какие части они имеют?
-Много ли их на свете? Познакомившись, взять гербарий со стола.
Мхи
Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней, цветков и плодов с семенами. Мхов на свете около 27 тысяч видов.
3-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Как легко узнать папоротников?
-Какие части у них есть?
- Много ли их на свете?
Познакомившись, взять гербарий со стола.
Папоротники
Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Говорят, что когда-то у папоротников стебли были одеревеневшими. Поэтому думают, что они были деревьями. Папоротники растут в сырых местах, очень жизнеспособны. Их на свете более 10 тысяч видов. Это не так уж много.
4-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Назовите несколько элементов хвойных растений.
-Какие у них листья?
-Каких частей у хвойных растений не бывает?
-Где созревают семена у хвойных растений?
Познакомившись, взять гербарий со стола.
Хвойные растения
Хвойные растения - это сосна, ель, можжевельник, кедр, пихта и другие. Хвоинки – это их листья. У хвойных растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена. С помощью этих семян они и размножаются. Хвойных растений всего около 600 видов. Это - мало. Но зато они самые долгожители. Они могут жить больше 3 тысяч лет.
б) Выступление учащихся по группам. Параллельно идёт показ Слайдов.
Цветковые растения.
-Я тоже подготовила для вас загадки по теме. Количество букв в отгадке соответствует количеству клеток (ученик пишет на доске).
Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головы и кажется: вот-вот пробежит ветерок - и над поляной послышится тихий серебряный перезвон( колокольчик) Слайд
Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов- красная ягода. Но не бери ее в рот, она ядовита (ландыш) Слайд.
Один из самых ранних цветов в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру (ветреница) Слайд.
Большой слайд Цветковые растения
- К какой группе растений они относятся? (цветковые)
Докажите это словами из учебника.
Работа по учебнику
Цветковые растения - те, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны. Их можно встретить и в лесу, и в воде. Их на Земле больше всего. Цветковых растений почти 250 тысяч видов.
-Назовите тему сегодняшнего урока.
Учащиеся:
Разнообразие растений. Слайд
Каждой группе было дано задание прочитать в учебнике 1 группа: про цветковые растения, 2 группа :про деревья, 3 группа: про кустарники , 4 группа : про травы
Выступление учащихся.
V Первичное закрепление новой темы.
1)Приём «Верите ли вы?..» После чтения.
VI Домашнее задание.
Познакомиться с текстом учебника на стр .110-111
Каждой группе подготовить загадки о растениях.
По желанию нарисовать рисунки растений своей группы.
VII Заключение урока.
дети должны были приклеить своих смайликов на дерево с листьями и без листьев.
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен. Слайд
Третий урок проведя приветствие, начала также с приема критического мышления ,я загадала загадку. Далее учащиеся записывали на листе индивидуально «Верите ли вы?» до чтения текста. Затем использовала прием работы в группах , где учащиеся самостоятельно ,работая с текстом, должны были сделать постер и рассказать о своем растении .Мне кажется, это детям очень нравится. После чтения и рассказа учащимися они продолжили заполнять «Верите ли вы?» после чтения текста. Это задание было на закрепление изученного материала. Я заметила, что слабые ученики, такие как Данил и Фарух стали выходить и говорить .На стадии рефлексии дети должны были приклеить своих смайликов на дерево с листьями и без листьев.