СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Русский язык, 3 класс, ".Род имён существительных".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русский язык тема: Род имён существительных". На уроке применяются активные методы обучения проблемно - диалогическое обучение, исследование. информационные технологии, занимательные задания. На уроке используются различные виды работ: индивидуальная, парная, групповая.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка

Предметы начальной школы (русский язык).

Урок русского языка, по программе «Школа 2100».

Тема: «Род имён существительных».

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: проблемно - диалогическое обучение.

Форма проведения: урок – исследование.

Форма проведения: урок с использованием информационных технологий.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, презентация, файл с текстом письма, таблица, файл с инструкциями.

  • Объяснение нового материала сопровождается презентацией к уроку в программе Microsoft Power Point.

  • Учебник «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. 3-й класс 2-я часть, Москва, издательство «БАЛАСС», 2011 год.

На уроке применяются активные методы обучение проблемно – диалогическое обучение, исследование, информационные технологии, занимательные задания.

Данный урок начинается с повторения пройденного материала, проверка проводится в форме теста. Затем предлагается письмо с ошибками, ставится проблема. Учащимися предлагаются варианты по решению проблемы. С помощью инструкции на уроке проводится мини – исследование, заполняется таблица и делаются выводы по каждому разделу. Полученные результаты в таблице сравнивают с правилом в учебнике и приходят к выводу, что результаты проведённого исследования на уроке подтверждают данное правило.

На уроке используется различные виды работ с учащимися индивидуальная, работа в парах и группах.

После объяснения и закрепления нового материала по учебнику, ребятам предлагается проблемное задание, в котором нужно разбить слова на три группы по родам. В задние включены слова: несклоняемые имена существительные, существительные общего вида и другие. Они распределяют слова по группам, возникает проблема, задание одно, а ответов несколько вариантов. Учащиеся выстраивают различные гипотезы и проверяют свои предположения по словарям. На данном этапе урока происходит знакомство с разными видами имён существительных.

На заключительном этапе урока учащиеся работают в группах, выполняют творческую работу (мини – сочинение) с использованием существительных разного рода.

Для закрепления нового материала ребята выполняют занимательное задание «Разгадай ребус» и определяют род получившегося слова. А также в конце урока по вопросам подводится итог урока, и ребята делают вывод, какие новые знания получили на уроке и как он могут эти знания применить.


Рефлексия и самооценка проводится при помощи цветовых карточек.


Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

Предметы начальной школы (русский язык), 3 класс

Плотникова Валентина Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ «Школа имени В.И. Муравленко»


Тема урока. Род имён существительных.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: проблемно - диалогическое обучение.

Форма проведения: урок – исследование.

Цель: приобретение обучающимся навыков определения рода имен существительных путем

разрешения учебной проблемы.

Задачи:

Обучающая: формировать умение определять род имени существительного в единственном числе;

Развивающие : способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса через разнообразные виды деятельности; - изучить методы определения рода неизменяемых существительных; - познакомить с существительными, принадлежащими к группе общего рода;

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, работать в паре, в группе;

УУД: Познавательные: - вырабатывать умения детей самостоятельно получать знания по теме урока; - развивать мыслительные операции: анализ и синтез, внимание, логическое мышление при введении новых знаний; - способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся;

Регулятивные: - продолжить формирование умений самостоятельно ставить цели урока;

- развивать умение оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: - воспитывать коммуникативные отношения:- ученик – учитель; ученик – ученик;

Форма проведения: урок с использованием информационных технологий.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, презентация, файл с текстом письма, таблица, файл с инструкциями.

  • Объяснение нового материала сопровождается презентацией к уроку в программе Microsoft Power Point.

  • Учебник «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. 3-й класс 2-я часть, Москва, издательство «БАЛАСС», 2011 год.

Учитель

Учащиеся

  1. Организация учебного прцесса


- Сегодня по электронной почте я получила письмо из Сказочной Австралии. - Как вы думаете, кто мог его написать? - А почему оно пришло к нам?

В своём письме он просит Вас помочь советнику Розелло, он тоже, хочет принять участие в предметном чемпионате, который пройдёт на следующей неделе. Но, Розелло очень давно закончил школу, и в своих знаниях совсем не уверен. Помогите Розелло подготовиться к чемпионату. Ваш ЭМУ.

-Я ещё ничего не ответила ЭМУ? - Как вы считаете, что нам делать?

Но, чтобы быть уверенным, что вы сможете оказать Розелло помощь, он решил вас испытать.

Задание 1.Тест.

1.Имя существительное – это…

А) часть слова

Б) часть речи

В) член предложения.

2.Имя существительное отвечает на вопросы…

А) кто? что?

Б) какой? какая? какое?

В )что делает? что сделает?

Г) нельзя поставить вопрос?

3. Имя существительное обозначает - …

А) действие

Б) признак

В) предмет

4.Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос -

А) какой?

Б) что?

В) почему

Г) кто?

4.Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос - …

А) кто?

Б) какая?

В) что?

Г) что делает?

5. Имена существительные бывают - ...:

А) чужими

Б) нарицательными

В) собственными

Г) дружескими

Правильные ответы: Б,А,В,Б,А,Б,В.


Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов – имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, и растений, явлений природы, города, реки –всё было названо и имеет своё имя. И всё это – имя существительное.

- Страус Эму.

- Мы принимаем участие в чемпионатах ЭМУ.

- Эму знает, что вы специалисты по русскому языку.

- Занимаем призовые места.


- Мы должны помочь Розелло.






Учащиеся выполняют тест, индивидуально. Проверка на экране. Самооценка теста по критериям































  1. Изучение нового материала

Здравствуй, мой подруга Марика!

Пишет тебе твоя далёкий друг Розелло. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пирогами. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка рассказывала весёлые истории, а твоя строгий дедушка водил меня на озеро ловить рыбу. Я полюбил Сказочную Австралию и её жителей за доброту и гостеприимство. С нетерпением жду новой встречи. Розелло.

- Вижу, вы удивлены? Что вас рассмешило в письме Розелло?- А почему Розелло неправильно употребляет слова, чего он не знает? - Какую задачу перед нами ставит Розелло?

- Кто попробует определить учебную задачу на урок? Могу ли я по вашим высказываниям сформулировать цели урока следующим образом?

 познакомиться с приёмами распознавания рода имён существительных;  учиться определять род имён существительных

-Какова тема нашего урок?


Учащиеся читают письмо.


- Неправильно употребляет слова.

- Не знает как правильно употреблять слова, которые относятся к мужчине и женщине.

- Написать правильно письмо?

- научится определять род имён существительных.



- Тема урока «Род имён существительных»

3. Работа в парах

- Сейчас вы будете работать в паре.

- Достаньте из конверта текст письма.

Найдите в файле инструкцию № 1.

Следуя инструкции, выполните задания по шагам

- Давайте прочитаем по одному предложению полученный текст письма правильно.

Проверка со слайда.

- Для того чтобы писать грамотно, недостаточно только исправить ошибки Розелло. Практически мы умеем правильно употреблять существительные в устной речи, так как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания должны опираться на науку.


Поэтому мы приступаем к научно-исследовательской работе. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:

«Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл.

Научился применять,

Задания теперь легко мне выполнять»

Продолжаете работу в паре. Достаньте из конверта таблицу.

- Следуя инструкции № 2, выполните задания по шагам.

- Прочитайте слова, которые называют женщину.

- Каким словом – помощником можно заменить женщину? – значит это сущ. ж.р. Запишем в третий столбик – ж. р.

-Кто может сделать вывод по таблице?

- Прочитайте слова, которые называют мужчину.

- Каким словом – помощником можно заменить мужчину? Эти слова относятся к мужскому роду?

Запишем в третий столбик – м. р.

- Кто сделает вывод по таблице?


- Какие ещё имена существительные относятся к ж.р. и м.р. найдите их в тексте ? Приведите свои примеры. – А на какой вопрос они отвечают? - Молодцы!


- Какие ещё имена существительные мы не выписали? К какому роду мы можем его отнести к м.р. или ж. р.? Лото, озеро. Какое слово помощник можно подобрать к данным слова?


- Запишите это слово в третий столбик. Подберите слова-помощники. А как вы думаете, какой это род? (дайте своё название)

- Кто проговорит вывод по таблице?




Давайте сделаем общий вывод:

-С каким грамматическим признаком имён существительных мы сегодня познакомились?

- Каких родов бывают имена существительные?

- Как вы думаете существительное ж.р, может стать м.р. или ср.р. ? – проверьте себя.

- Значит род - это постоянный признак имени существительного?

- Какие приёмы распознавания рода вы узнали?

- Мы можем распознать род существительных при помощи местоимений – личных и притяжательных.

- А теперь давайте обратимся к учебнику и проверим, подтвердятся ли те выводы исследования, которые у нас получились?

- Что дала нам проверка?


Физминутка для глаз ( на слайде).

Физминутка.

Женский род запомню я 

И скажу: “Она — моя”. 

И запомню род мужской 

И опять скажу: “Он — мой”.

Средний род:”Оно - моё”.

Это правило - моё!

Практически все имена существительные за небольшим исключением, принадлежат к одному из 3 родов: мужскому (м.р) – город, мальчик, медведь; женскому (ж.р.) – картина, леска, волчица или среднему (ср. р.) – молоко, село, вещество.

  1. Задание на определение рода имён существительных. Работа со словарями.

Даны слова: панно, кофе, кенгуру, жадина, качели.

- Задание было одно? А вариантов сколько? Почему?

Возникает проблема.

Однако стоит помнить, когда определение употребляется в мужском роде, а сказуемое в женском роде, существительные обозначают лицо женского пола. В основном это используется в разговорной речи.  Например: На осмотр пришла дежурный врач.  Юрист посоветовала мне выгодный вариант сделки. Риелтор показала подходящую квартиру. Доцент прекрасно защитила свою работу.

Неизменяемые (несклоняемые) существительные, которые называют животных, относятся к мужскому роду, но указывая на самку, употребляются как существительные женского рода. Пример: забавный шимпанзе, яркий колибри, австралийский кенгуру. Шимпанзе жонглировала апельсинами. 


Существительные общего рода являются отдельной группой и обозначают людей как женского, так и мужского пола.

К какой группе принадлежат эти существительные? - Человек, который зазнаётся. (зазнайка) Очень жадный человек. (жадина) Тот, кто часто громко плачет. (плакса)

Не имеют рода - существительные, которые употребляются только во множественном числе. Пример: брюки, вилы, ясли, макароны, штаны.

Закрепление.

- В завершении нашего исследования я предлагаю каждому выполнить творческую работу.

1. Творческая работа (мини – сочинение). Работаем в группах.

- Выберите одну тему для творческой работы:

1.Запишите по 3 слова каждого рода(М.Р., Ж.Р.,СР.Р) на заданную тему.«Мой класс», «Медицинский кабинет»,

«Зимняя погода», «Моя кухня».

Напишите небольшое сочинение (5-6 предложений),

используя слова м.р, ж.р, ср.р., в своей творческой работы.


2.Задание «Разгадай ребус»:

Рефлексия.

- Какую учебную задачу мы ставили на урок?


- Кто может сказать:

«Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл.

Научился применять,

Задания теперь легко мне выполнять»

-Какое новое знание вы открыли об имени существительном?

-Что научились применять?

– Какие новые знания получили на уроке?


- Мы с вами сегодня накопили новые знания, а как они нам могут

пригодиться?

- Что посоветуем Розелло?







Самооценка учащихся.

. «Тему хорошо усвоил».

«Надо ещё поработать дома»

«Не понял тему урока»



- Молодцы! Благодарю за урок!



Учащиеся работают в парах, выполняю задание №1, по инструкции.

Читают инструкцию, исправляют ошибки в предложениях и зачитывают правильные варианты.







Учащиеся работают в парах, выполняю задание №2, по

инструкции.


- Можно заменить словом помощником- она, моя.

- Такие слова, к которым можно подставить слова-помощники “она моя”, относятся к женскому роду.


- Можно заменить словом помощником- он, мой.

- Такие слова, к которым можно подставить слова-помощники “он мой”, относятся к мужскому роду.

- Встрече, дома, пирогами,

Истории, рыбу, доброту.

- Отвечают на вопрос что?

Значит они неодушевлённые. Вывод: имена существительные.. ж.р. и м.р. могут быть одушевлёнными и неодушевленными.



Не подходят ни к м.р., ни к ж.р.. Можно подобрать слово помощник - оно, моё.

- Такие слова, к которым можно подставить слова – помощники “оно моё” относятся к среднему роду.



- с родом имён существительных.

- М.р, ж.р, ср.р.



- Нет, не может изменяться.

Если подставить слова-помощники “она моя”, то это имена существительные женского рода, если «он мой» - мужского рода, если «оно моё» - среднего рода.

- Наши исследования оказались верными.

Учащиеся выполняют физминутку для глаз и в движении с повторение правила.












- Учащиеся выполняют предложенное задание. Они должны определить, к какому роду относятся данные имена существительные.

- Учащиеся предлагают разные варианты и записывают их на доске.

– Наверное, мы чего то, ещё не знаем.


- Учащиеся, используя словари, орфографические и толковые определяют принадлежность данных существительных к тому или иному роду.








- Учащиеся получают информацию о неизменяемых существительных, существительных общего рода, о существительных , которые употребляются только во множественном числе.

























Учащиеся выполняют творческую работу в группах, по предложенным темам.

Зачитывают получившиеся мини – сочинения.




Учащиеся разгадывают предложенные ребусы и распределяют слова по родам.




 познакомиться с приёмами распознавания рода имён

существительных

 учиться определять род имён существительных




- Определять род имён существительных, при помощи слов помощников.

Имена существительные могут быть несклоняемые, общего рода, употребляться только во множественном числе.

- Сможем правильно употреблять слова в речи и правильно их записывать.

- Повторить правило определения рода существительных и научится грамотно писать письма.


- Учащиеся поднимают значок определённого цвета, в зависимости от того, как усвоил новый материал.





Просмотр содержимого презентации
«Плотникова В.В.»