СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка для 1 класса по теме "Перенос слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка для 1 класса. Тема урока "Перенос слов". УМК "Начальная школа XXI века"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка для 1 класса по теме "Перенос слов"»

Русский язык

21.01 2016

Тема: Перенос слов.

Цель:

– развитие умения обозначать на письме буквы безударных гласных звуков, переносить слова;

– развитие умения находить в тексте однокоренные слова;

– развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество слогов в слове.


– Откройте рабочую тетрадь на с. 9.

– Поставьте точку на верхней строке.

– Что мы запишем здесь? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Обведите слова «Классная работа».

– С какого этапа мы начинаем урок русского языка?

– Почему мы начинаем с чистописания?

I. Чистописание.

1. Предварительный анализ и рисование «бордюра».

– Откройте тетрадь на с. 9. Рассмотрите рисунок.

– Куда спешит улитка?

– Интересно, кто её там ждёт?

– Нарисуем улитку на строчке.

Учитель показывает последовательность выполнения на доске. Сначала е-образные рожки, потом туловище и «домик». Затем дети рисуют самостоятельно.


2. Самостоятельное прописывание букв и сочетаний.

– Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова. (Мягкий знак, твёрдый знак, ы.) Поэтому в русском языке нет ... (дети договаривают: «заглавных букв»).

– Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами.

Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу.


3. Чтение и запись слов.

– Прочитайте слова про себя.

– Прочитайте вслух слова, состоящие из одного слога; из двух слогов; из трёх слогов; слова, в которых звуков и букв поровну.

– Запишите слова, диктуя их по слогам.

– Какую роль в словах играют буквы мягкий и твёрдый знак?

– Подчеркните их в словах.


Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «о», и грызть бублик, похожий на букву «о». Любила смотреть на круглое облако, солнце, любила осень. Полюбила бака букву «о» и захотела, чтобы она появилась в её названии.

Ну хорошо, – сказали ей, – будем писать тебя «бока».

Нет. Я так не хочу! С какого еще бока?! – обиделась бака. – Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «о».

И стали её писать с «о». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака. Так и до сих пор пишут.


ΙΙΙ. Повторение изученного.

Беседа по вопросам и запоминание правила в стихах.

– Сколько букв в русском алфавите?

– Что такое буква?

– Какие бывают буквы? (Письменные и печатные, строчные и заглавные.)

Буквы можем мы читать

И в тетрадку записать.

В алфавите, посмотри,

Их всего лишь 33.


– Какие бывают речевые звуки?

– Чем отличаются при произношении гласные звуки от согласных?

– Сколько всего звуков в русском языке?

Звуков целых 42!

Ах, кружится голова.

Какие они разные:

Гласные, согласные!

– Что такое слог?

– Как определить, сколько слогов в слове?


Сколько в слове гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.


I. Постановка проблемного вопроса. Выдвижение гипотез.

– Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? (Мы перенесём это слово.)

– Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий?

– Что бы вы предложили?

– Как вы думаете, на какой вопрос мы будем отвечать на уроке?

– Сегодня вы узнаете правила переноса, потренируетесь в переносе слов.


– Составим план урока.

План (примерный)

  1. Деление слов на слоги.

  2. Деление слов для переноса.

  3. Деление слов для переноса с удвоенной согласной.

  4. Деление слов для переноса с ь и ъ.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает эти действия?

II. Проверка гипотез.

1. Работа на доске под руководством учителя.

– Запишите предложение.

Бродит стадо по лугам.

– Разделите каждое слово на слоги.

Ученики проводят карандашом вертикальные линии:

Бро|дит ста|до по лу|гам.

– Вот так можно перенести эти слова с одной строчки на другую.

Учитель показывает запись, выполненную заранее.

Бро–дит ста–до по лу–гам.

– Как надо переносить слова? (Переносить часть слова с одной строчки на другую нужно по слогам, если в слове нет суффиксов и приставок.)

– Запомним это правило:

Здесь порядок очень строгий.

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам:

Бро–дит ста–до по лу–гам.

– Но помните, что одну букву, даже если она составляет слог, оставлять на строке или переносить нельзя!


2. Работа в учебнике и в тетради. Упр. 18, с. 18. Ученики составляют слова: бараны, лошади, ослики, коровы.

Записывают их. Выполняют все задания. Дополнительно делят

слово бараны для переноса. Записывают: ба–раны, бара–ны.

Остальные слова для переноса делят устно.

3. – Как же надо переносить слова?

– Прочитайте правило в учебнике на с. 21 («Правила переноса слов»).

– Подберите примеры к этим правилам.

груп–па су–ббота под–сказка

тон–на алл–ея двор–ник

паль–то мал–ьчик чай–ник

подъ–ехал об–ъехал

ма–йка

ча–йка


Применение открытого знания.

1. Упражнение в делении слов для переноса. Ученики выполняют на доске и в тетрадях.

Ди|ван, бар|сук, рей|ка, се|мья, подъ|ём, пись|мо, змея, коль|цо, огонь.

Ученики объясняют, почему невозможен перенос в словах змея, огонь.

2. – Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

3. Упр. 19, с. 19.

Выполняется по заданию. Сначала ученики читают первую пословицу. Объясняют её смысл. Например: Птица рада весне, а младенец – матери. (Людям дорога теплота отношений.)

Затем ученики записывают это предложение, обозначают буквы гласных, называют их, ставят ударение. Делят вертикальной чертой слова на слоги. Проверяют написанное. И т.д.

Образец записи:

Пти|ца ра|да ве|сне, а мла|де|нец – ма|те|ри.

– Разделите (устно) слова третьего предложения для переноса.

– Разделите одно слово по вашему желанию для переноса. Запишите его в тетради.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)


– Прочитайте на рисунке ещё раз слова, которые держат игрушки.

– Какое из этих слов нельзя перенести?

– Почему?

– Приведите примеры таких слов.

– Прочитайте на зелёной полосе в тетради слова и расскажите о правилах переноса слов.


РЕФЛЕКСИЯ

– Что нового вы для себя сегодня открыли?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!